Бунт в империи
Влияние США на дела Европы;
Перспективы новых договорённостей и блоков;
Особый путь Скандинавии;
Франко-германский союз;
Финансовая система будущей Европы;
Новые проекты европейской цивилизации;
Судьба китайских инвестиций;
Турция и Греция, перспективы военного конфликта; 1
География Большой России;
По мнению этого историка, перспективы у Евросоюза плачевные. К 2030 году от него как объединения большинства европейских государств мало что останется. США с аппетитом доедят Евросоюз, правда, если у них самих не случится кое-что непредвиденное, как считает Наталья Еремина. А там тоже не все так благостно.
Не успели утихнуть новости о падении американских банков, как одна из американских компаний, Exxon Mobil, сообщила об изъятии своих активов. В Америке многие не предали этому особого значения, ведь там правительство всеми силами пытается разобраться с последствиями дешевого кредитования. Особых успехов в этом вопросе пока не намечается, а вот инфляция продолжает уверенно расти. Масла в огонь подлили нефтяные компании Казахстана, которые оказались не очень довольны поставками через трубопровод «Дружба».
Неспокойно и в Европе, где не утихает кризис в Польше. Там местным шахтерам «досталось» от Еврокомиссии. Очередные репутационные издержки понес Bloomberg, не угодивший в этот раз индийскому министерству нефти. Происходящие события показывают, что Вашингтон не в состоянии навести порядок на подконтрольной ему территории. Причиной сегодняшних проблем стало ослабление центральной власти. Это прекрасно понимают и в Белом Доме, где уже высказали опасения, связанные с возможной экспроприацией американской собственности.
Вскоре страхи Соединенных Штатов подтвердились, официальные власти Чада заявили о национализации активов, принадлежащих американской нефтедобывающей компании Exxon Mobile. Сразу после этого, одна из дочерних компаний, располагающаяся на территории страны, перешла под руководство местных органов власти. Недавно Exxon Mobil заявлял о продаже крупной части африканских активов, однако ситуация кардинально изменилась.
Изъять активы правительство Чада решилось сразу после событий декабря 2022 года. Тогда африканская сторона смогла оспорить сделку, по условиям которой владеть компанией смогла бы британская Savannah Energy. Примечательно, что деятельность последней на территории Чада полностью парализована. В итоге экспроприировано было все, что представляло собой хоть какую-то ценность. Стремительно развивается ситуация и в других регионах.
К примеру, Буркина-Фасо вышло из многолетнего соглашения с Францией. По иронии, в этот же день государство подписало новое, но уже с Россией. Согласно ему, страны укрепят военно-техническое сотрудничество, а Уагадугу предоставит возможность российской компании Nordgold, попавшей в прошлом году под санкции, эксплуатировать золотые месторождения и рудники.
На Ближнем Востоке дела обстоят еще интереснее. Недавно, западные информагентства облетела новость об иранских налетах на военные базы США, которые располагаются вблизи крупнейших в Сирии углеводородных месторождений. По неподтвержденной информации, операция координировалась российскими специалистами. Еще несколько лет назад представить подобный сценарий было невозможно. Сегодня же военный флот Франции даже не смог ответить на иранский вызов.
В свою очередь КСИР повел себя максимально прямолинейно, прямо дав понять, что любое вторжение американцев на территорию Ирана не останется безнаказанным. Возразить Белый дом не может, поскольку возможностей для силового ответа практически не осталось. Традиционно попросить помощи у Израиля, где массовые недовольства набирают обороты, также не получится.
Протестные акции проходят сейчас и на улицах Франции. Там население недовольно очередным повышением пенсионного возраста. Наряду с Макроном, в неудобном положении находится немецкий канцлер. В стране на грани банкротства оказался крупный, системообразующий банк. Простые немцы, не веря в сказки о его спасении, продолжают активно выводить оттуда свои сбережения.
Хлопот Европе добавил Казахстан, который хоть и подписал соглашение о допуске российских компаний к использованию ГТС, найти нефть для экспортных поставок в Европу – не смог. Страна столкнулась с дефицитом сырой нефти, необходимой для компенсации потерянного объема, возникшего после ухода России с европейского энергетического рынка.
Ситуация оказалась довольно сложной. По сути, Казахстан подписывал соглашение, заранее понимая, что выполнить свои обязательства не сможет. Позже выяснилось, что сами казахские нефтяные компании не сильно рады новому маршруту. По их мнению, нефтепровод «Дружба» станет менее прибыльным экспортным каналом, по сравнению с другими аналогами.
Не добавляет оптимизма и ежедневное сокращение объемов добычи. Из-за ремонтных работ в Тенгизе, среднестатистические показатели упали на 100 тыс. баррелей. В итоге, правительство Казахстана смогло найти только 40 тыс. тонн, что для Европы ничтожно мало. Особенно контрастно это смотрится на фоне прошлых поставок из России, которая отправляла этим маршрутом миллионы тонн нефти.
Помимо европейского нефтяного рынка, эта ситуация принесла проблем и мировым СМИ, в частности информагентству Bloomberg. Ему ничего не оставалось делать, как молча смотреть на увеличившееся в 13 раз количество теневых танкеров. Стараясь выяснить реальную стоимость российской нефти, агентство ARGUS не придумало ничего лучше, чем запустить нефтяную котировку, определяющуюся уровнем спроса у индийских трейдеров. Примечательно, что Bloomberg постоянно ссылается в своих материалах именно на независимое ценовое агентство ARGUS.
Череда репутационных издержек началась для Bloomberg со скандала вокруг цен на российскую нефть. Тогда непосредственное участие в этом конфликте принимал Китай. Похожая ситуация произошла и в этот раз, только уже с индийским министерством нефти. Вначале агентство сообщило о том, что оплата за российскую нефть проходит при непосредственном участии банков и финансовых организаций ОАЭ. В марте 2023 года, Bloomberg рассказал о соблюдении индийскими трейдерами нефтяного потолка цен. Якобы этого от них потребовало правительство страны. Через несколько дней после публикации этого материала во всех крупных изданиях, министерство нефти выступило с официальным заявлением. В нем оно опровергло информацию о соблюдении введенных Евросоюзом, ограничений.
У многих может возникнуть вполне логичный вопрос, каким образом у индийских трейдеров получается сохранять нейтралитет и угождать сразу обеим сторонам конфликта? Ответ кроется в умении индусов жонглировать дополнительными услугами, в которые входит транспортировка нефти и ее страховка. Например, Минфин Соединенных Штатов устанавливает потолок в районе $30. К этой сумме трейдеры спокойно добавляют еще $70 за прочие услуги. Что входит в это понятие, известно лишь им самим. При таком положении дел достоверность котировки агентства ARGUS оставляет желать лучшего.
В США также не все спокойно. Помимо постоянных лесных пожаров в Калифорнии, вызванных засухой, на регион обрушился сильный снегопад. Такого количества осадков там не видели уже очень давно, за сезон высота снежного покрова превысила 12 метров. К подобным природным аномалиям инфраструктура оказалась не готова. В марте холода пошли на спад, и среднесуточная температура резко стала повышаться.
Снежные массы закономерно пришли в движение, а усугубилась ситуация проливными дождями с грозами. Бедствие приняло национальные масштабы. Особенно сильно стихия ударила по дорожной и транспортной инфраструктуре. Власти штата не успевают подсчитывать ущерб, только по предварительным данным, его размер составляет около 638 млн. долларов.
Многие эксперты считают, что калифорнийские пожары непременно отразятся на состоянии американской фондовой биржи. Та в свою очередь приведет к падению всей европейской экономики. Насколько правдивыми окажутся эти предположения покажет время, но одно можно сказать точно – проблем у США только прибавилось.
А теперь вернемся в Европу.
Мы лишили немцев с французами рекордного контракта в Индии. 120 поездов и 2000 вагонов для индийских железных дорог поставит российский Трансмашхолдинг. Мы наладим производство техники прямо на заводах в Индии, после чего будем обслуживать поезда на протяжении 35 лет. Европейцы проиграли в конкурентной борьбе. Цитирую из телеграма Трансмаша (ссылка): Российско-индийский консорциум смог обойти конкурентов из Индии, Германии, Франции и Швейцарии благодаря тому, что предложил наименьшую цену – 1,2 млрд рупий ($14,5 млн) за один поезд. Французский Alstom захотел 1,6 миллиарда рупий, а швейцарско-индийский консорциум Stadler-Medha — 1,7 миллиарда рупий. Индийцы из Bharat Heavy Electricals (BHEL) и Titagarh Wagons указали вторую самую низкую базовую цену в 1,4 млрд рупий, а немецко-индийский Siemens-Bharat Earth Movers (BEML) запросил 1,45 млрд рупий за каждый поезд.
Всего Индия собирается закупить 200 поездов, однако 80 из них должна будет поставить компания, занявшая второе место в конкурсе. И только в том случае, если она снизит стоимость поставки до уровня "ТМХ". Если же снижать цену производитель откажется, то российская компания получит заказ на поставку всех 200 поездов, а сумма контракта вырастет до $2,9 млрд.
Причин, по которым индийцы выбрали нас, несколько.
Во-первых, привычная тактика Запада — прийти в дорогом костюме и раздать взятки — начала в последние 10-20 лет давать сбой. В Индии, в Китае, в России, во многих других странах уже привыкли к западным жуликам, и просят их теперь при входе в помещение держать руки на виду. Каждый чиновник, каждый ответственный за закупки теперь знает: если он покупает у западных взяточников что-то крупное, или если он лоббирует такую закупку в коридорах власти, его будут тщательно проверять.
При этом конкретно в Индии к обычной настороженности, которая понятна при работе со взяточниками из Европы, добавляется ещё и заслуженная ненависть к колонизаторам. Европейцы не только отказались извиняться за свои многочисленные преступления против индийского народа, но и продолжают ходить с высоко поднятыми подбородками, как будто они люди высшего сорта. При таких настроениях в обществе условный индийский чиновник может быть уверен: если он осмелится взять взятку у какого-нибудь француза, следователи будут копать под него на совесть, от всей души.
Во-вторых, в 2022 власти Запада показали себя не просто жуликами, а жуликами больными, с натёртым черепом, у которых может в любой момент случиться припадок. Ну вот как заключать с такими контракт на 35 лет? Сегодня, допустим, перевели им деньги, а через год они заявляют, что решили ввести против Индии санкции, так как в Дели закрыли несколько клубов греческой любви. И всё — ни денег, ни поездов.
Наконец, главное. В прошлом году Европа выпустила себе в колени очередь из пистолета-пулемёта, пытаясь заменить русские нефть и газ. В качестве закономерного результата европейцы получили резкий рост цен на энергию, и их товары стали неконкурентоспособными. Так как в нынешней деградировавшей Европе зарплаты несправедливо высоки, а эпоха дешёвых товаров из Китая уже закончилась, выбраться из ловушки высокой себестоимости европейская промышленность не может. Их поезда слишком дорогие, чтобы напрямую конкурировать с русскими, и сделать дешевле европейцы не могут, потому что экономить больше не на чем. Даже если понизить зарплаты в Европе в 10 раз — а к этому всё и идёт — европейские поезда дешевле не станут, так как электричество в розетке и комплектующие из Китая дальше только продолжат дорожать.
Напомню, Эмманюэль Макрон предупреждал об этом ещё летом прошлого года (ссылка):«Я считаю, что то, что мы переживаем сейчас, — это своего рода большой переворот или большое потрясение. По сути, мы переживаем конец изобилия, конец дешевой ликвидности — мы должны будем извлечь из этого экономические последствия — конец доступности продуктов и технологий, которые, как нам казалось, были постоянно доступны».
Переведу с политического языка на русский. Печатать евро больше некуда, он и так на грани гиперинфляции. Дешёвых углеводородов больше нет, так как Европа вместе с США напала на Россию. Дешёвых товаров из Азии больше нет, так как жизнь в Азии наладилась, и там больше никто не хочет работать за миску риса на белых сагибов. Эпоха изобилия закончилась, французы будут страдать.
Как европейцы докатились до жизни такой — тема для отдельного разговора. Пока что просто констатирую факт: холёная европейская промышленность, которую нам так долго ставили в пример, стала неконкурентоспособной. Не целиком, разумеется, но по большей части: вот как советские заводы в 1990-е, многие из которых конкурировать на равных с западными не умели, не хотели и не могли.
Дальше всё будет только хуже. Санкции против русской нефти сделали великое дело — наши нефтяники, народ довольно ленивый по большей части, с кряхтением оторвал задницы от кресел и вплотную занялся вопросами продаж. Если раньше многие нефтяные компании предпочитали просто сдавать нефть «оптом» западным трейдерам, которые брали на себя все хлопоты по её продаже, то теперь им пришлось шевелиться самостоятельно. Одним из приятных следствий стало появление у России собственного танкерного флота, который Запад не только не контролирует, но и не видит.
Блумберг пишет, что в мире начался бум строительства нефтяных танкеров. Ещё бы! В последние месяцы российские нефтяники покупают в среднем по одному танкеру каждый день. Нефть в этих танкерах идёт туда, куда нам выгодно, а не в регионы, которые ввели на нефть свой шутовской потолок. Поэтому европейцы вынуждены русскую нефть покупать обходным путём, то есть платить за неё дороже, чем раньше. С газом ситуация ещё хуже, так как раньше он поступал по трубам, а теперь его приходится брать втридорога у подорвавших трубы американцев.
Впрочем, было бы ошибкой думать, будто все трудности у Европы исключительно из-за нас. Президент Франции — политик, а правящие политики не слишком-то любят нагнетать панику. Если уж Эмманюэль Макрон призывал затягивать пояса, значит пришла настоящая беда, и шансов уклониться от серьёзнейших проблем у Европы нет, даже если завтра она паче чаяния включит заднюю передачу и поддержит китайский мирный план. Вот, к примеру, свежая новость — страны ОПЕК+ договорились о новом сокращении добычи нефти. Как указывают французские политики, министр финансов и экономики Франции «получил новую пощёчину». Всё идёт к повторению нефтяного кризиса 1973, с той только разницей, что тогда Запад нашёл источник дешёвой нефти в зависимом от импорта еды СССР, а теперь спасать Запад уже некому, вся нефть на планете уже распределена. Более того, в условиях острого дефицита производители нефти начнут выбирать, кому продавать нефть, а кому — нет, с кем заключить контракт на 30 лет, а кому изредка продавать остатки с излишками. И, разумеется, неверные европейцы с их шулерскими фокусами будут стоять в самом конце очереди.
Если не случится ничего неожиданного, Европу ожидает цепная реакция. Слишком дорогое производство уже приводит к закрытию заводов. Уровень жизни падает, денег в экономике становится меньше. Евро обесценивается. Внутренний рынок схлопывается, предприятия продолжают закрываться. Зарплаты падают ещё сильнее, безработица становится жуткой, пособий не хватает ни на что. Обостряются старые социальные проблемы, начинаются бунты. Пожалуй, за счастье будет, если в этих условиях Европе удастся избежать массового сепаратизма и гражданских войн…
Свидетельство о публикации №223040500444