Умный город Глава 7

7. Восхождение в небеса.

Оля была счастлива! Она давно мечтала покорить восьмитысячник в Гималаях, но ей все время мешали какие-то обстоятельства. И, вдруг, все сложилось. Ее друзья записались на восхождение на пик Лходзе высотой восемь тысяч пятьсот метров на границе Китая и Непала. И она, как раз, успевала в альпинистский лагерь за день до похода. Не теряя времени, Оля взяла билет на ближайший самолет в Катманду - столицу Непала. Прилетев, она тут же села на маленький самолетик, следующий в аэродром Тенцинга и Хиллари, где ее должны были встретить друзья. В этом самолете сильно болтало из-за нестабильных воздушных потоков, нередко бывающих в горах. И вот, приземлившись, она из окна увидела своих друзей, машущих ей руками.

Выйдя из самолета, Оля сразу почувствовала свежий, разряженный горный воздух. Аэродром находился на высоте две тысячи восемьсот метров над уровнем моря. К ней подошли Неда и высокий, серьезный молодой парень, которого Оля запомнила по состязанию в фитнес клубе. Обняв Олю, Неда, улыбаясь, сказала: «Знакомься, это мой муж Глеб!». «Какая ты молодец, поздравляю! А говорила, что никогда не выйдешь замуж?» - удивилась Оля. «Перед таким красавцем не устояла!» - ответила Неда, подводя Олю к своему мужу. Глеб торопливо пожал руку Оле и сказал: «Нам пора идти, турболет вылетает через сорок минут». Они быстро прошли по полю аэродрома и вышли на центральную площадь городка. Взяв такси, друзья доехали до горного аэропорта, где на поле стояли турбореактивные вертолеты, способные подниматься на большие высоты. Купив билеты, они подошли к турболету, вылетающему в деревню Лобуче, находящуюся в двенадцати километрах от их цели – горы Лходзе.

В турболете уже сидели пассажиры, которые оказались местными жителями. Рядом с ними были большие сумки, видимо люди прилетали сюда за покупками. Через десять минут голос пилота попросил пассажиров пристегнуть ремни и турболет, рыча моторами, стал быстро набирать высоту. «Как тебе удалось так быстро добраться?» - спросила Неда. «Мне неожиданно дали отпуск, как раз, после того, как ты написала мне про восхождение - ответила Оля – расписание самолетов было удачным, ноги в руки, и вот, я здесь!». «Как все хорошо получилось, ведь, ты давно мечтала о Гималаях…» - сказала задумчиво Неда. Турболет летел над вершинами гор, вид из окон был потрясающий и наши друзья, не отрываясь, любовались снежными вершинами. Через полчаса подошла стюардесса и передала им три маленьких рюкзачка. «Это кислородные генераторы, - сказала она – местные жители привыкли к разряженному воздуху, а вы можете потерять сознание - мы садимся на высоте  пять тысяч метров». Неда и Оля еще год назад прошли несколько занятий в альпинистском клубе, и знали, как пользоваться генераторами. Быстро надев рюкзачки и пристегнув к выходящей из них трубочки маску, они включили питание своих генераторов. Глебу пришлось помогать, т.к. он видел эти приборы впервые. Скоро, немного накренившись набок, турболет пошел на посадку.

Путешественники и местные жители сошли по трапу и оказались на турболетной площадке, которая находилась на краю деревни Лобуче. «Ну вот, мы почти у цели, – сказала Неда – сейчас сядем в электромобиль и через полчаса будем в альпинистской станции, она на высоте семь с половиной тысяч метров». Они подошли к машине и шофер, выйдя из кабины, открыл им двери. «Вы на завтрашнее восхождение?» - спросил он. «Да, - ответила Неда – с нами еще Ольга Миргородская, я вчера записала ее в нашу путевку на вашем сайте». «Садитесь и пристегните ремни» - ответил водитель. Машина резко тронулась и помчалась по горному серпантину вверх. Пассажиров кидало то вправо, то влево, лихой водитель хорошо знал дорогу и, видимо, торопился. Шофер повернулся к ним и спросил: «Ничего, что я быстро? Через полчаса финал кубка азиатских стран по футболу, хочется посмотреть его вживую». «Хорошо, - сказала Оля, и, повернувшись к Неде, увидела, что ее лоб покрылся испариной – что с тобой?». «Ничего, немного тошнит, но мы скоро приедем, - ответила Неда – не беспокойся». Прошло еще несколько минут гонки, и машина остановилась у герметичного здания альпинистской станции. Шофер открыл двери пассажирам и подвел их к зданию. Люк в стене плавно открылся и все вошли в шлюзовую камеру. После закрытия люка загорелся зеленый индикатор, и путешественники увидели, как перед ними открывается второй люк. За ним стоял сотрудник станции. «Здравствуйте! сказал он – Можете снять генераторы, здесь кислород в норме. Восхождение начнется завтра в девять утра. В восемь – инструктаж и осмотр оборудования. Сейчас вы можете идти отдыхать, ужин в девятнадцать часов. Вот ключи от ваших номеров» и сотрудник вручил друзьям карточки.

Оля вошла в комнату, переоделась и пошла в душ, который был один на два номера. На выходе из душа, встретив Неду, она спросила: «Ну, как ты?». «Все хорошо. Я думаю, что это от того, что я беременна…» - ответила Неда. «А какой срок? Ты Глебу сказала» - удивилась Оля. «Что ты! Он ни за что не взял бы меня в горы, если б узнал! А срок пустяки, всего три недели!» - сказала Неда. Оля с сомнением покачала головой: «Как ты была авантюристкой, так и осталась! Иди в душ, скоро ужин!». За ужином, проходившим в столовой станции, сотрудники обсуждали прошедший футбольный матч. Глеб слушал их с интересом, а Оля и Неда тихо разговаривали о недавних событиях их жизни. Оля рассказала о своей успешной командировке и о знакомстве с Андреем, а Неда показала свадебные фото на телефоне. После ужина путешественники разошлись по комнатам. Оля попыталась читать книгу, но усталость от перелетов взяла свое, и скоро она заснула.

В семь часов утра раздался гонг к завтраку. Быстро перекусив, Оля, Неда и Глеб прошли в комнату для инструктажа.  Инструктор был немолод, сухощав, с загорелым лицом. «Старый альпинист» - подумала Оля. «Ну, что, - начал инструктор – я посмотрел ваши резюме и вижу, что вы не первый раз в горах». «Да, у нас были восхождения на пик Николаева и на Эльбрус на Кавказе» - сказала Неда. «Это хорошо, - кивнув головой, ответил инструктор – но вы должны понимать, что Гималаи – это совсем другой мир. В мое время у нас не было легких кислородных генераторов. Нам приходилось неделями адаптироваться к пониженному содержанию кислорода и брать с собой тяжелые кислородные баллоны. Иначе гипоксия и смерть». Инструктор встал из-за стола и вынул из шкафа три маленьких рюкзачка, к которым на коротких трубках были подсоединены эластичные маски. «Это миниатюрные кислородные генераторы на нанотрубках для альпинистов, - показывая на рюкзачок, сказал инструктор – они выдают стандартный поток кислорода даже на высоте десять километров. Очень надежны, сломать их можно только ударив молотком. За все время не было ни одного случая отказа. Работают от батареи, которой хватает на восемь часов. Зеленый индикатор показывает, что кислород в норме, красный сигнализирует о том, что надо менять батарею, или генератор неисправен.».  Оля, Неда и Глеб взяли по рюкзачку в руки и были удивлены тем, какие они легкие. «А что там за карманы?» - спросила Оля. «В одном кармане запасная батарея, в другом мини термос с тонизирующим напитком, - ответил инструктор - сейчас вы будете тренироваться быстро заменять батарею. Норматив двадцать секунд, вы должны снять рюкзак, заменить батарею и снова его надеть. Попробуйте!».

Друзья взяли рюкзаки и начали тренировку. Оля сразу уложилась в норматив, чем порадовала инструктора. Супружеской паре потребовалось пять попыток, пока они научились быстро менять батарею. «А зачем запасная батарея? - спросил Глеб – Ведь наше восхождение займет по плану всего четыре часа, полтора часа подъем и два с половиной спуск. Батареи хватит на два таких путешествия». Инструктор серьезно посмотрел на них и сказал: « Несмотря на достаточно легкий маршрут, поскольку крючья уже вбиты в скалы, страховочные тросы натянуты, а идти вы будете по горному навигатору, и не заплутаетесь, случиться может все, что угодно. Налетит  буря, или, не дай Бог, вывихнете руку, или ногу. В этом случае, спасатели поднимутся к вам только через полтора часа, а спускаться придется вдвое дольше. Поскольку, вы не прошли двухнедельной горной адаптации, то без кислородного генератора у вас моментально начнется сильнейшая гипоксия и может остановиться сердце. Понятно?» Друзья молча кивнули головами. «Идите в соседнюю комнату, надевайте теплые костюмы и возьмите страховочный трос. На улице минус двадцать, - проговорил инструктор – после этого, я проверю вашу амуницию, и можете начинать восхождение. Навигаторы и рации для связи встроены в ваши шапки».

Светило солнце, стояла отличная погода. Друзья - альпинисты шли друг за другом, связанные страховочным тросом. Впереди шел Глеб, за ним Неда и в конце Оля. По маршруту был натянут, фиксированный к скалам трос, к которому Глеб пристегивал свой карабин, перестыковывая его в местах крепления троса. Большая часть маршрута проходила по твердому заиндевелому снегу по краю глубокого обрыва, и только в конце пути альпинистам нужно было одолеть подъем на скалу высотой около семидесяти метров. Каждые десять минут инструктор вызывал группу по рации и убеждался, что все в порядке и подъем идет по плану. В моменты перестыковки карабина друзья останавливались, и несколько секунд любовались темно синим небом и прекрасным горным пейзажем. Затем снова шли вперед. Прошел час, и большая часть пути была уже пройдена. Впереди виднелась скала, преодолев которую, можно было оказаться на горной вершине. Передав на базу, что они у скалы, Глеб сказал: «Ну что, еще немного и мы на вершине. Вперед!». Он полез вверх первым, регулярно, то  снимая, то защелкивая карабин на установленные на скале крючья. Следом за ним полезла вверх Неда, а затем и Оля. Через пятнадцать минут половина пути была пройдена, и они остановились отдохнуть на небольшой площадке, выдолбленной в скале. Оля радостно осмотрелась вокруг и, повернувшись к Неде увидела, что ее лицо  побелело, и она тяжело дышит. «Что с тобой? Может быть, посидим, отдохнем?» - спросила Оля. «Ничего, немного тошнит и кружится голова. Осталось чуть-чуть. Я дойду!» - уверенно ответила Неда. Вершина была уже видна, и друзья снова полезли вверх. Вдруг Оля увидела, как Неда пошатнулась, прижалась к скале и начала медленно сползать вниз. «Глеб!» - успела крикнуть Оля и в этот момент Неда сорвалась вниз.

Напрягая все силы, Глеб и Оля держали страховочный трос, который резал руки и спину. Неда раскачивалась на тросе в пяти метрах ниже и билась то спиной, то боками о скалу. Было видно, что она без сознания. «Спускаем ее на площадку со снегом!» - крикнула Оля, и они с Глебом стали медленно спускаться со скалы. Место было неудобное, они были прижаты  к скале и если бы не страховочные крючья и трос, то, несомненно, упали бы вниз. Наконец, они с трудом опустили Неду на снег. Она тяжело и быстро дышала, не приходя в сознание. В это время в наушниках раздался тревожный голос инструктора – « у вас что-то случилось?». «Да, - ответила Оля – наша подруга потеряла сознание. Вы можете выслать нам спасателей?». «Через пять минут отправится бригада спасателей с доктором. Ждите. Вам надо продержаться полтора часа.» - ответил инструктор. Неда все также лежала без движения. Оля стала растирать ее щеки снегом, а Глеб массировать руки и ноги. Через две минуты Неда вздрогнула и открыла глаза. «Что со мной?» - спросила она, часто дыша – «очень трудно дышать, не хватает воздуха!». Глеб повернул ее на бок и протер панель генератора, находившегося в рюкзачке. На ней поочередно мигали, то зеленый, то красный индикаторы. «Быстро меняем батарею, - сказал Глеб и расстегнул карманчик с запасным аккумулятором – помоги мне!». Оля почти мгновенно заменила аккумулятор, но ситуация не изменилась, все также по очереди мигали индикаторы, причем зеленый горел все реже и реже. Оля расстегнула молнию на рюкзачке и вынула генератор. Его корпус был продырявлен и смят и из него сыпался черный порошок. «Неда ударилась спиной с рюкзачком о скалу, и генератор разбился, – сказала она присевшему рядом Глебу – он выдает все меньше и меньше кислорода». «Что же делать? До прихода спасателей еще час. Неда, ты продержишься?» - с отчаянием в голосе простонал Глеб. «Не знаю, - часто дыша, ответила Неда – совсем нет воздуха!».
Прошло десять минут. Неда дышала все чаще, ее лицо стало пунцово красным. «Мне кажется, я умираю» - с трудом выговорила она и потеряла сознание. «Что делать? - в панике закричал Глеб – Отдать ей свой генератор? Но тогда я умру!». Оля вздохнула и решительно сказала: «Я отдам ей свой». «Но ты погибнешь!» - воскликнул Глеб. «Вы с Недой – семья, - ответила Оля – она ждет ребенка. Ваша жизнь важнее. А я попробую продержаться – осталось сорок минут». Еще раз вздохнув, она проговорила – «Если умру,  то передай моим родителям, что я люблю их!». Оля решительно сняла маску и рюкзак с генератором «Быстро одевай и приводи ее в чувство, я тебе уже не смогу помочь» - сказала Оля и отдала рюкзачок в руки Глеба. Как будто удар пришелся по легким. Воздуха совсем не было. Оля стала часто дышать, но это не помогало. Она медленно легла на снег в надежде сэкономить силы. 
 
Глеб быстро переодел рюкзак Неде и надел ей на рот маску. Начал растирать ее лицо и руки. Ничего не помогало, она не дышала. Он стал делать ей искусственное дыхание. Это было очень трудно. Приходилось делать вдох, снимать свою и ее маску и делать выдох ей в рот, снова надевать маски, и опять вдох и выдох. Наконец, после очередного сильного выдоха Глеба Неда захрипела и начала дышать. Обрадованный Глеб начал быстро растирать ей щеки снегом и через десять минут Неда пришла в сознание. Она открыла глаза, удивленно посмотрела на Глеба и спросила: «Глеб, что случилось? Я сейчас видела Олю. Очень странно, она прилетела ко мне, как будто по воздуху и сказала – «Ты не умрешь, будь счастлива!». Только сейчас Глеб вспомнил про Олю. Он бросился к ней и повернул ее на спину. Она не дышала. «Оля! - закричал Глеб – Очнись!». К нему подошла Неда и спросила - «Что с ней?». «Чтобы спасти тебя она отдала свой генератор» - тихо ответил Глеб. Неда мгновенно поняла, какую непоправимую ошибку она совершила! Бросившись к лежащей без дыхания Оле, она закричала: «Не умирай! Это я во всем виновата!». Через несколько секунд послышались быстрые шаги, и спасатели с доктором быстро подбежали к лежащей Оле. Моментально надев на нее генератор и маску, доктор сел на колено, пощупал пульс и сказал – «Единственная надежда - это укол в сердце», и вынул из сумки шприц. Через пять минут он медленно встал, вздохнул и сообщил: «Ничего нельзя сделать! Ей не хватило пятнадцати минут». Доктор повернулся к Неде, из глаз которой текли слезы. «Погибнув, она спасла вас, - тихо сказал доктор - не забывайте молиться о ней всю свою жизнь!».


Рецензии