Оперные певцы будут востребованы всегда...

МАРИЯ ОСТРОУХОВА: “Оперные певцы будут востребованы всегда...“


Текст ИРИНА ВАЛЬДЕС

Ей аплодируют  в лучших концертных залах Москвы, Лондона, Парижа. Ее роскошное меццо-сопрано звучит в королевских покоях Букингемского дворца. Певица Мария Остроухова восхищает поклонников не только уникальным вокальным искусством. Тысячи российских пользователей социальных сетей зачитываются ее остроумными скетчами о жизни и быте современных музыкантов, которые певица регулярно публикует на своих страницах.
О том, где познакомиться с принцем Чарльзом, как заботиться о своем голосе и почему опера современна всегда,  ПР узнала у певицы Марии Остроуховой.

Победила музыка

- Мария, Вы родились в семье профессиональных музыкантов, а литературный талант Вы у кого унаследовали?

- Мой дедушка по материнской линии Федор Георгиевич Арзаманов - известный музыковед-исследователь. Он жил и работал в Китае,  много лет изучал полифонию в китайской музыке и написал немало научных трудов. По отцовской линии тоже есть литературный опыт. Прадед моего отца - автор семейных мемуаров о Гулаге. Все детство я много читала. Моя самая любимая книга - “Три  мушкетера” Александра Дюма. Вероятно, когда ты постоянно читаешь, рано или поздно у тебя появляется желание взяться за перо.

- Если родился в семье музыкантов есть шанс выбрать иную профессию?

- По отцовской линии я - музыкант в третьем поколении, по материнской - в четвертом. Так что, шансов у меня не было. На самом деле, после окончания школы я мечтала заниматься геологией и даже записалась на подготовительные курсы в МГУ. Меня очень интересовала динамическая вулканология. Примерно  два года у меня ушло на терзания между музыкой и геологией, но музыка победила.

- Вы успешно учились в Московской консерватории имени Чайковского на фортепианном факультете. Когда появилось желание петь?

- В детстве у меня были серьезные проблемы с голосовыми связками. Мне было запрещено петь на уроках сольфеджио и хора. В 13 лет я  увлеклась ирландской культурой и начала напевать ирландские песни. В этот период наша знакомая, педагог Академического музыкального училища при Московской консерватории, предложила мне позаниматься вокалом. И неожиданно для всех у меня начали проявляться микроскопические признаки голоса. Никто, включая меня, не относился к этому серьезно. Я окончила среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории, поступила на фортепианный факультет Московской консерватории и, вероятно, добилась бы серьезных успехов на этом поприще.

         По стопам Генделя

- Обычно вокалисты мечтают учиться в Италии или Германии. Почему Ваш выбор пал на Королевский колледж музыки в Лондоне?

- Параллельно с учебой на фортепианном факультете я посещала факультатив по вокалу. После первого курса у меня пропал голос. Я решила, что никогда больше не буду заниматься вокалом. Но, в один прекрасный день на лекции  по истории музыки нам поставили DVD с записью оперы Генделя “Юлий Цезарь в Египте”. Эта музыка и невероятный голос певицы Сары Конноли поразили меня. В интернете я прочла, что Сара Конноли училась в лондонском Королевском колледже музыки и сейчас преподает там в качестве приглашенного профессора. Я решила дать своему голосу последний шанс. Мои близкие и друзья считали эту идею утопической, но мне очень повезло. Я приехала на прослушивание в Лондон, сдала невероятно сложный экзамен по вокалу и теории музыки. Когда председатель экзаменационной комиссии сказал: “Мы Вас берем”, я очень обрадовалась, но когда я узнала, что мне дали полную стипендию на весь срок обучения и зачислили сразу на 5 курс колледжа, у меня был шок.

- С Сарой Конноли удалось познакомиться?

- Когда я встретилась с Сарой Коннели, она рассказала мне, что училась в колледже на фортепианном факультете. Она хотела поступить на вокальный, но ей сказали, что у нее - нет голоса. Теперь она известная в мире певица, Дама-Командор Ордена Британской империи.

- У Вас за плечами немало известных международных состязаний. Победа в London Handel Competition (2015) - редкая удача для российского певца. В чем Ваш секрет ?

- Думаю, дело в любви к Генделю и барочному стилю. На самом деле, это была авантюра. В Англии очень популярна музыкальная барочная культура. Подать заявку на участие в таком конкурсе для российского исполнителя - все равно, что приехать в Тулу со своим самоваром. Мой педагог, декан вокального факультета Королевского колледжа музыки, великолепный тенор Николас Сирс, считает, что именно барочная музыка является прекрасной базой для формирования профессионального вокального аппарата. Мы занимались три года, прежде чем я решила принять участие в конкурсе Генделя. А потом, неожиданно  для себя, прошла в финал и получила II премию. Члены жюри отметили мою эмоциональность в трактовке произведений Генделя. Действительно, я всегда искренне переживаю музыку, которую пою. Пропускаю через себя все настроения, чувства моих героев.

         Между барокко и авангардом

- Ваш репертуар включает пять веков академической вокальной музыки. Какое время все же ближе?

- Сердце разрывается между барокко и авангардной музыкой. Мои любимые композиторы: Клаудио Монтеверди и Оливье Мессиан. Считается, что барочная музыка - отжившая, сухая, чопорная. Эстетика ради эстетики. На самом деле, барочная музыка полна невероятной драмы, эмоций, эротизма. Композиторы барочной эпохи предоставляли певцам свободу интерпретации, позволяя становится, в некоторой степени,  их соавторами.  Точно также - и в авангарде, где за необычными ладами, ритмами и инструментами слушатель не всегда улавливает эмоции. Огромное количество драматических приемов сокрыто внутри современной музыки. Задача исполнителя - показать слушателю эти красоты, раскрыть замысел композитора. Есть потрясающие произведения Стива Райха, Харрисона Бертуистла, Александра Вустина, Дмитрия Капырина. Это - сложная музыка, но фантастическая. Вы найдете в ней целый букет высоких драматических эмоций.

- В Вашем репертуаре много редко исполняемой и непопулярной музыки..

Я люблю заниматься музыкальной археологией: работаю в музыкальных архивах разных стран и нахожу уникальные сочинения, неизвестные или малоизвестные широкой публике. Существует огромное количество замечательных композиторов, которые были либо забыты со временем,  либо оказались в тени более успешных соотечественников, или не прошли политическую цензуру своего времени. Например, российские поклонники академической вокальной музыки прекрасно знают “Песню о блохе” композитора Модеста Мусоргского на стихи Иоганна Вольфганга фон Гете. Оказывается,  свой музыкальный вариант на знаменитый гетевский текст  есть и у Бетховена, и у Вагнера, и у известных немецких романтиков. Можно составить программу, посвященную различным композиторским интерпретациям “Песне о Блохе”. Я бережно отношусь к тексту, потому что, чаще всего, именно текст,  вдохновляет композитора на сочинение вокальной музыки.

- Современные композиторы пишут для Вас музыку?

- Специально для меня - пока нет, но я уже исполнила несколько премьер. Молодые композиторы не всегда понимают певческие особенности и иногда пишут музыку, которую невозможно исполнить. Когда мы работаем вместе, я узнаю что-то новое о композиторском процессе, они открывают для себя особенности вокального аппарата. Например, иногда композиторы пишут длинную ноту на звукосочетание, в котором нет гласной. Очень важно в нашей профессии не залезать в раковину и не сидеть в боксерской позиции, обороняясь от всего нового.

       Без крошки во рту

- У Вашего голоса есть ежедневная обязательная рутина? Например, сырое яйцо с утра?

- Я знаю об этой легенде и знаю людей, которые так делают. Однажды я пробовала выпить сырое яйцо,  но это было отвратительно. В день концерта я стараюсь не употреблять кисломолочных продуктов, потому что в горле образуется мокрота. Перец, орехи, шоколад - сушат горло. Я не разговариваю на улице в холодный период и не пью горячие напитки. Перед концертом стараюсь хорошо высыпаться. Есть знаменитая шутка о том, что певец всегда встает  после полудня. Это - моя мечта. Мой голос очень благодарно реагирует на сон и отдых. Перед выступлением я никогда не ем. Для вокалистов это - необычная история, обычно певцы перед выступлением едят мясо или медленные углеводы. Я не ем вообще. Мне нравится петь на абсолютно пустой желудок, мне хватает энергии дожить до конца спектакля без крошки во рту.

- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный вокалист?

- Современный вокалист должен понимать, что его голос - только инструмент. Есть определенный набор базовый навыков, который должен быть у каждого уважающего себя певца. В первую очередь  - владение иностранными языками.  В вокальной музыке необходимо бережное отношение к произношению, смысловым акцентам, речевым интонациям. Ошибки в произношении убивают замысел композитора, а значит - его музыку. Во-вторых, владение игрой на фортепиано. Тот факт, что в музыкальных институтах Англии игра на фортепиано является частью вокального экзамена, кажется мне правильным. В жизни рядом с певцом не всегда бывает концертмейстер. Певец должен уметь самостоятельно разобраться с нотным текстом, выучить партию, исполнить аккомпанемент. И, конечно, певцу необходим широкий кругозор. Нужно как можно больше слушать разной музыки, иметь возможность сравнивать постановки, певцов.

- Кого бы из отечественных певцов Вы могли бы  назвать  своими кумирами?

- Лично для меня лучшие - Ирина Архипова и Тамара Синявская.  Грамотное отношение к стилю, звукоизвлечению  и невероятный кругозор поражают, особенно, если принять во внимание тот факт, что расцвет их вокальной карьеры пришелся на годы  культурной изоляции.

Музыкальный сторителлинг

- Как складывается Ваша карьера в России и за ее пределами?

- В Европе я регулярно принимаю участие в крупных оперных постановках. Я пела на сцене Royal Festival Hall, Teatro Comunale di Bologna, Opera de Tenerife. Через неделю в парижской Opera Nomade я исполняю партию Изабеллы в опере Джоаккино Россини “Итальянка в Алжире”. Потом будет тур по восьми городам Франции. В России у меня больше интересных камерных проектов. Некоторые я не могу петь в Европе. Например,  моноспектакль “Ярави: песня любви и смерти” по вокальным произведениями Мессиана. Я проделала большую работу, изучила огромное количество материалов по андским культурам доколумбовой эпохи. Это произведение я исполняю в перуанском костюме, который изготовила сама. В России зрители аплодируют, стоя. Но когда я предложила своему агенту в Лондоне этот спектакль, мне отказали. В европейских странах существует понятие “сultural appropriation”. В России мы привыкли к тому, что расизм - прямое оскорбление, в Европе считают, что стремление рассказать о какой-либо культуре, не будучи ее представителем -  это “позитивный расизм”.
 
- Чем Вас привлекает жанр моноспектакля?

 -  Зрителю нравятся живые увлекательные истории. Наш внутренний ребенок чутко реагирует на сюжетную линию. Петь набор вокальных сочинений мне скучно.  Я собираю их в единое драматическое полотно со сквозным сюжетом. Осенью в Москве прошла премьера моей новой программы  “Путешествие в Париж”,  где звучала музыка французских композиторов начала XX века. В планах -  моноспектакль “Сон в Вальпургиеву ночь”, основанный  на музыке немецких композиторов.

- Вы комфортно чувствуете себя  в роли режиссера своих концертов ?

- Век певца недолог. Уйти из профессии страшно, а иногда - просто  некуда. Многие певцы после ухода со сцены находят себя в педагогике или менеджменте. Для меня самое близкое и понятное -  карьера режиссера. В Королевском колледже я училась на режиссерском факультативе у известного английского режиссера Джона Копли. В Лондоне у меня уже был опыт постановок небольших спектаклей. В будущем, мне хотелось бы организовать фестиваль, посвященный редко исполняемым и неизвестным широкому кругу зрителей операм.


     О высоком с юмором

- Вы считаете, что опера - элитарное искусство?

- Я считаю, что это - устаревший стереотип. Опера - прежде всего, жанр интертеймента, поэтому - современная всегда. Это - универсальный жанр, в котором смешаны разные виды искусства: и музыкальное, и художественное, и театральное, и даже кинематографическое. На радио “Орфей” у меня есть ежедневная авторская программа, которая называется “Интер-меццо”. В шутливой форме я рассказываю об интересных операх, сюжетах и певцах. Например, есть передача, посвященная случаям употребления алкоголя в различных оперных либретто, или передача, где я рассказываю о наиболее ярких историях узурпации трона. Я хочу привлечь внимание молодежи к оперному жанру, показать, что опера может быть интересной и понятной любому зрителю.

- Минувшим летом Вы принимали участие в оперном проекте Arena Moscow Night в зале Пантеона дворцово-паркового комплекса «Царицыно», организованном Национальным фондом поддержки правообладателей. На Ваш взгляд, такие мероприятия помогают опере стать ближе и понятнее широкому кругу зрителей?

- Я всегда с удовольствием принимаю участие в музыкальных проектах,  которые задуманы с благородной целью и поставлены со вкусом. Arena Moscow Night - красивое мероприятие, привлекающее, в первую очередь, московский музыкальный бомонд: критиков, продюсеров. Но все концерты идут в прямой трансляции, которую смотрят сотни тысяч людей по всему миру, а значит - опера им интересна. Уверена, что мои будущие коллеги, оперные певцы,  будут востребованы и через 100 лет. 


       Простой принц Чарльз

- Я знаю, что Вы лично знакомы с представителями английской королевской семьи?

- Дело в том, что принц Чарльз является патроном Королевского колледжа музыки. Он часто присутствует на учебных постановках и официальных церемониях вручения дипломов. Визиты принца никогда не мешают учебному процессу колледжа. Обычно принца сопровождает только один охранник. Я была поражена, когда перед началом церемонии вручения наших дипломов, принц вышел на сцену и виртуозно исполнил на виолончели произведение английского композитора Ребекки Кларк. А потом - деликатно поклонился. Принц Чарльз - очень простой, скромный человек. В жизни он выглядит гораздо симпатичнее, чем на фотографиях. Королевский фотограф его явно не долюбливает.
              В Лондоне я познакомилась с композитором Ольгой Томас. Ольга - выпускница Московской консерватории,  тридцать лет живет и работает в Великобритании. Она - официальный композитор английского королевского дома. Ольга пишет музыкальные произведения, посвященные важным событиям в жизни королевской семьи. Она пригласила меня принять участие в записи диска, который будет преподнесен в качестве подарка Ее величеству королеве Великобритании Елизавете II. Я исполнила две колыбельные: для первенца принца Гарри и Меган Маркл малыша Арчи и принца Луи. Это - очаровательная, светлая музыка, написанная в стиле лучших образцов Диснея. Журнал Royal Life посвятил этому событию отдельную колонку. Я надеюсь, что в ближайшее время последует приглашение в Букингемский дворец.

- Мария, на волне литературной популярности не появилось  желание написать книгу?


- Мои друзья меня убедили, и сейчас я работаю над циклом юмористических рассказов. В дальнейшем, я хотела бы написать автобиографическую повесть. Моя профессия -  это непрерывные гастроли, поездки, встречи с интересными людьми, неожиданные ситуации. Вокалисту всегда есть о чем рассказать...


Рецензии