Дорога в будущее. Экополис Тиберкуль
Я уже говорила, что, решив раз и навсегда изменить свою жизнь, нам пришлось пересмотреть свой взгляд на многие вещи и прежде всего изменить себя. Поначалу это было непросто, и, если кто-то доставлял нам огорчение или боль, то первым делом хотелось обвинить именно этого человека и оправдать себя и свое раздражение на него. Но постепенно, работая над собой, перечитывая и постигая бесконечную мудрость "Последнего Завета" Виссариона, встречаясь с ним во время его посещения нашего прекрасного города, старались выработать в себе новый взгляд на любые ситуации, в которые мы попадали. Нехитрый смысл этого нового мироощущения заключается в следующем: всем, кто приносит нам боль, нужно прежде всего сказать спасибо. Ведь окружающие люди и, особенно близкие, часто подсознательно бьют по нашим наиболее слабым местам и болевым точкам. Таким образом нам как бы подсказывают, от чего нужно избавиться в первую очередь. И если каждый раз не обращать внимания на форму высказывания или его интонацию, о которые мы чаще всего и спотыкаемся, а вдумываться в саму суть сказанного, то можно становиться все мудрее и мудрее и совершенствоваться бесконечно. Часто человек и сам не знает, почему у него вырвались те или иные слова. Но, может быть, это были самые важные слова, которые нам нужно было услышать в этот момент, чтобы обратить внимание на свой недостаток и исправить его.
В связи с этим вспоминается мудрый совет, который Виссарион дал одному своему слушателю. Мужчина послал из зала записку, в которой жаловался на жену, постоянно напоминающую ему о том, что первый ее муж был лучше его. Мужчина спрашивал, как вести себя в этой ситуации. Ответ поразил меня прежде всего своей простотой: "Жене нужно сказать: "Конечно же, я в чем-то пока уступаю, но мне хочется соответствовать твоему идеалу и я буду очень стараться". Тогда такую семью никто и ничто не сможет разбить". Я подумала тогда: возможно, некоторые мужчины не согласятся и даже возмутятся, но ведь это часто идет от самолюбия и ложной мужской гордости. В данном случае жена, любя своего мужа, подсознательно хочет сделать его лучше и сильнее. Конечно форма при этом выбрана не самая корректная, но вникните в суть сказанного и вы увидите, что она, возможно, права, и, меняя себя, вы навсегда покорите ее сердце и станете на много сильнее. Подобных ситуаций в жизни может быть сколько угодно, но каждый раз нужно спокойно посмотреть на любую из них и прежде всего заглянуть в себя. Возможно, вы поймете, что отчего-то вам нужно избавиться и тогда все встанет на свои места. Даже если вы видите, что ваш оппонент в корне не прав, его нужно поблагодарить за подсказку или критику и спокойно объяснить, что вы эту ситуацию видите по-другому. А дальше жизнь все расставит по своим местам, и он сам поймет свою ошибку и оценит вашу тактичность и откровенность.
Мы все несовершенны, все находимся на разных уровнях развития, опыта и мастерства. Но у нас впереди вечность, и мы можем достичь небывалых высот в своем развитии, лишь бы не угасло стремление к этому достижению и не были потрачены силы на мелкие и ненужные обиды.
Многое наносное постепенно уходит, и сейчас пришло понимание, что я уже совсем другой человек, который смотрит на себя в прошлом, как на маленького ребенка, а впереди нужно взять еще многие вершины. И так будет всегда.
Мне помогли изменить свое отношение к людям и лучше увидеть себя со стороны две поездки в Сибирь в экологическое поселение, что родилось на озере Тиберкуль на юге Красноярского края. К этому времени туда уехали жить и строить прекрасный город Мастеров многие наши знакомые, собиралась уезжать и моя близкая подруга. Я никогда не была в этих краях, но много слышала о том, что там происходит, мечтала, молилась, и все сложилось наилучшим образом.
Я испекла в дорогу хлеб, зачем-то набрала нарядов, косметики (кстати, оказавшихся там совсем ненужными) и с двумя своими подругами, села в поезд, который помчал нас далеко от Санкт-Петербурга — в неведомый таежный край. Сестра, провожая меня на вокзале, сказала: "Съезди, посмотри, чтобы больше никогда не захотелось в Сибирь. "Но эта поездка настолько потрясла меня, что на следующий год я поехала туда уже с двумя своими детьми.
Поразительно в этой поездке было абсолютно все. Вначале пути мы заметили, что наш поезд въезжает в двойную яркую радугу, показавшуюся нам воротами, ведущими в большую сказочную страну. Такой сказкой оказалась и вся наша поездка.
Что же такое мы увидели, чем наполнилась душа, какие мечты пробудились в нас? Трудно описать все в двух словах, но лучше, чем сказала по дороге домой моя дочь Катя, наверное, и не выразишь. Она с грустью призналась мне: "Я как представлю теперь нашу жизнь в городе, школу и остальное, мне хочется бросить все и тут же вернуться назад. Я только соглашаюсь вернуться потому, что ты обещаешь мне, что этот год мы будем всему учиться: и вышивке, и макраме, и росписи по дереву." Вы, может быть, подумаете, что ее что-нибудь угнетает в семье или в школе? Это не так. У нас прекрасная семья, а школа — одна из лучших в городе. Я сама работаю в этой школе, и там же завучем работает моя сестра. Катю все любят — и учителя, и друзья.
Чего же все-таки не хватает нашим детям? Конечно же, прежде всего — общения с Природой. Человек рожден в Природе, это его естественная среда, а город — искусственная и сложная. Обитая в каменных городах с большой концентрацией людей, машин, скоплением отрицательных эмоций, мы поколение за поколением теряем многие свойства, данные нам при рождении. Здесь, немного отступая от рассказа о поездках в Сибирь, мне кажется уместным рассказать о необычных людях, которые прекрасно существуют в гармонии с Природой. А подробнее о них вы можете узнать, прочитав книгу Владимира Мегре "Звенящий Кедр. Анастасия".
В прошлом году судьба подарила мне встречу с московским редактором Геннадием Шевакиным, который рассказал много интересного о героях этой книги, например, Анастасии.
В глухой тайге живет очень красивая молодая женщина с прекрасными золотистыми волосами. Она так красива, что может соперничать с любыми моделями мира, имеет великолепную фигуру, прекрасную кожу, хотя не пользуется никакой косметикой. Ее зовут Анастасия. Она питается кореньями, ягодами и травами. Дружит с дикими животными и превосходит их всех в беге и прыжках по деревьям. Животные любят ее и с радостью служат ей. К примеру, белки, на щелчок пальцев, прыгают к ней на ладонь и вкладывают ей в рот орешки; медведь разрешает ей спать в собственной берлоге, согревая ее своим телом и оберегая сон. Поразительны ее интеллект, величие мудрости и сила любви. В нашем понятии она гениальна: ее мозг может соперничать с любым компьютером. Она прекрасно знает нашу жизнь, знакома с культурными ценностями и всегда пытается помочь людям. В тайге она не одна, там же, но в разных местах, живут все ее родные. Это уже не одно поколение сильных телом и духом гармоничных людей.
Владимир Мегре, который по своим делам оказался в тех краях, познакомился с Анастасией в тайге. Он был потрясен этой встречей и особенно теми качествами, которые отличали Анастасию и могли быть присущи, наверное, всем людям, если бы не их разрыв с Природой. Например, она могла, сосредоточившись, путешествовать по Земле, посещать любые места, видеть и слышать любого человека. Она могла точно скопировать любого артиста, и ее голос удивлял широтой диапазона.
Она могла общаться на любом языке мира. Наблюдая за реакцией нового знакомого, за все возрастающим его удивлением, она не кичилась своим превосходством, а старалась доходчиво объяснить ему очередной феномен: "Это же так просто, ты только не волнуйся. Если тебе это важно узнать, я попробую объяснить, но мне очень трудно, потому что на многие вещи вы смотрите неправильно." И она объясняла, как нужно воспитывать детей с самого рождения, чтобы к девяти годам они могли стать гениями с точки зрения обычных людей и жили в полном понимании законов Природы и любви к ней. Она объясняла, как лучше выращивать на своих участках растения, чтобы они помогали людям в исцелении болезней, да и многое-многое другое.
Все, что я узнала из книги и рассказов Геннадия Шевакина, меня очень вдохновило, потому что интерес к тому, чем наполнена жизнь Анастасии, во мне был всегда. Я всюду искала ответы на многие вопросы, решение которых считала важным для себя, своих близких и всех людей на Земле. Но как и всегда, гениальное оказалось очень простым. Ответы на самые сложные жизненные задачи находятся рядом с нами, судите сами. Вот небольшие отрывки из книги Владимира Мегре, где Анастасия рассуждает о наиболее интересном для меня и важном — о воспитании детей.
"У нас старшее поколение относится к младенцу и маленькому ребенку как к Божеству и через ответы ребенка проверяет свою чистоту... Ребенок подобен ангелу, он чист и непорочен. Еще открытое темечко принимает огромный поток вселенской информации: способности каждого новорожденного позволяют ему стать мудрейшим существом во Вселенной. Совсем немного времени требуется для того, чтобы одарить своих родителей счастьем и благодатью. Это время, за которое он осознает сущность мироздания, смысл человеческого существования, отрезок всего в девять лет. И все, что для этого ему требуется, уже существует. Родителям лишь не нужно искажать реальное естественное мироздание, но технократический мир не позволяет это сделать. Что видит младенец первым своим осмысленным взглядом — потолок, край кроватки, какие-то тряпочки, стены, ценности искусственного, созданного технократическим обществом мира. И в этом мире его мать, ее грудь. "Наверное, так и надо", — думает он. Его улыбающиеся родители, словно драгоценности, преподносят ему брякающие и пищащие предметы, игрушки. Зачем? Он долго будет бряцать и пищать, осмысливая это своим подсознанием. Потом его будут связывать какими-то тряпками — ему неудобно. Он будет пытаться высвободиться, но тщетно, и единственный способ протеста — это крик о помощи, крик возмущения. С этого момента ангел становится рабом. Затем как благо ребенку преподносят атрибуты искусственного мира. Как благо — новая игрушка, новая одежда, с ним сюсюкают, тем самым невольно относясь как к существу несовершенному. О Природе рассказывается лишь вскользь, как о приложении к чему-то другому, главному. И большинство людей до конца жизни так и не приходят к осознанию Истины, не находят ответа на вопрос: "В чем же смысл жизни?..
Ребенок, воспитанный естественным миром, имеет больше точности в осознании мироздания, чем научные учреждения всего мира. Для ребенка, в свое время познавшего сущность мироздания, не составит особого труда проявить себя в той
области, в которой он посчитает нужным проявиться. Этот ребенок превзойдет всех остальных..."
Чтобы понять это, давайте посмотрим, как Анастасия советует воспитывать ребенка — горожанина, оторванного от живой Природы. — "Родители приезжают с трехлетним ребенком на садовый участок и везут с собой его любимые игрушки. Этого делать не нужно. Его можно занять и увлечь другим, более интересным делом, чем бессмысленное и даже вредное общение с рукотворными предметами. Прежде всего попросите его помочь вам, только делайте это серьезно, без всяких там сюсюканий, тем более, что он действительно окажет вам помощь. Если вы делаете посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему, что вы делаете, например, можно так:
"Мы положим семечко в землю и засыплем его. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый расточек, вот такой. — При этом нужно показать какую-нибудь травинку. — Если расточку понравится, он будет становиться все больше и больше и может превратиться в такое дерево, или поменьше. Еще я хочу, чтобы он принес нам вкусный плод, и ты его будешь кушать."
Каждый раз, когда вы приезжаете с ребенком на свой участок или когда он просыпается на даче утром, первым делом нужно предложить ему посмотреть, не появился ли расточек. Если вы увидите появившийся расточек — обрадуйтесь. Когда вы сажаете не семена, а рассаду, необходимо также объяснить ребенку, что вы делаете. Если высаживаете рассаду помидоров, то пусть он подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руки сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет нам плода, он сломался, но давай попробуем." И посадите наряду с другими хотя бы один сломанный. Через несколько дней, когда вы снова подойдете с ним к грядке с уже окрепшими стеблями помидоров, покажите ему на сломанный увядающий стебелек и напомните ребенку о том, что он был сломан при посадке. При этом не разговаривайте с ребенком назидательным тоном. С ним нужно говорить как с равным вам человеком. В вашем сознании должно отложиться, что он в некоторых вещах превосходит вас, например, по чистоте помыслов. Он — ангел. Если удастся вам это понять — вы сможете действовать в дальнейшем уже интуитивно, и действительно с вами рядом будет человек, который сделает вас счастливыми!
На следующий год ему нужно предложить свою собственную грядку, украсить ее, дать возможность делать на ней все, что он захочет. Ни в коем случае не заставлять что-то делать насильно или исправлять уже сделанное им. Оказать помощь можно лишь, спросив разрешения поработать с ним совместно..."
А на вопрос, откуда же у него появятся знания в других областях, Анастасия отвечает: "Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, что и как растет. Главное, он начнет думать, анализировать, и в его мозгу проснутся клеточки, которые будут работать уже всю его жизнь. Они-то и сделают его умнее, талантливее относительно тех, у кого эти клеточки спят. Он может оказаться непревзойденным в любой области, а большая, чем у других чистота помыслов сделает его более счастливым." Главное — это вовремя задать ребенку нужный вопрос, чтобы, размышляя над ним, он подключил свою фантазию и сам получил ответ. Только не торопите его и не старайтесь сразу озадачить многими вопросами: пусть вначале хорошенько подумает над одним и затем уже над другими. А знания, полученные искусственно, да еще и против желания ребенка, как правило, долго не задерживаются и часто в будущем вызывают вместо интереса к этой области, отторжение и неприязнь.
А теперь давайте посмотрим, как воспитано большинство из нас, насколько мы оторваны от Природы, не чувствуем и даже боимся ее, утратили живое воображение и пытаемся, надев шляпы, погоны и прочие атрибуты взрослости и важности, грубо вмешиваться в законы Вселенной, губить все живое вокруг и играть судьбами людей. Ведь наш изначальный мир — это мир воображения, сказки, необыкновенного полета фантазии. Почему наша жизнь так тяжела, несправедлива, безнравственна? — Она такая, какие мы сами. Мы рисуем мир таким, какой он у нас внутри. Психологи часто могут поставить диагноз по рисункам пациента. Один наш знакомый художник, работая в церкви, оставил там листы бумаги и карандаши. Когда он пришел туда на следующий день, то был крайне удивлен, что на бумаге были нарисованы танки и другие военные атрибуты. — Если служители Храма после службы, не задумываясь, изображали такие мрачные вещи, то что же нам ждать от политиков, военных, представителей других профессий. Все, что мы видим на депутатских заседаниях, в безнравственных передачах, публикациях и фильмах отражает прежде всего внутренний мир этих людей. Правильно понимая все происходящее, мы просто не должны погружаться в это болото. Мы многое можем изменить в этом "безумном" мире, представляя его в своем воображении совсем другим. Воображение нужно развивать, мысленно создавая всевозможные прекрасные ситуации, украшая Землю цветами, взращивая сады, приносящие сочные плоды, наполняя мир пением птиц. Это все происходит на самом деле, и со временем можно будет реально увидеть этот сказочный мир, увидеть гномов и эльфов, услышать мелодичный перезвон волшебных колокольчиков, встретиться наяву с каждым из двенадцати месяцев. На Земле уже есть люди, которые видят этот мир.
Наши друзья рассказывали нам об одной семье, где муж, талантливый музыкант, видит цветы и травы, которые его жена мысленно добавляет в тесто при выпечке хлеба. И хлеб пропитывается ароматом этих необыкновенных трав.
Детей легко убедить в чем угодно, так же легко и убить в них фантазию и мечту. Поэтому такое тяжелое впечатление производят ответы школьников на вопрос: "Кем ты хочешь быть?" — "Я раньше хотела лечить животных, а теперь хочу работать в банке" или "Люблю детей, но буду манекенщицей — они много получают". Почти все хотят быть директорами или бизнесменами. Говорят об этом как-то грустно, и даже не понимая сути своей будущей работы. А кто же станет великими мастерами и будет делать для вас прекрасные вещи, — юное поколение печальных директоров? А ведь я привела отрывок из передачи о лучших школах и интересных программах развития, а видела там детей, искалеченных взрослыми.
Все люди на Земле талантливы, и в детском возрасте особенно остро ощущают свое предначертание. Только не нужно ребенку мешать, и он разовьет свои способности. Особенно нужно уделить большое внимание развитию его фантазии, да и вообще, вот на что не стоит жалеть времени, так это на занятия и возню с ребенком, тогда он быстро раскроется и потянется к той области, где не будет ему равных. Он найдет свое место в Природе и обществе и будет от этого безмерно счастлив, потому что каждому человеку на Земле уготовано свое собственное место и дело, и главное для человека найти их. По поводу развития нашего общества, Анастасия сказала, что технократический путь, который выбрало человечество, — тупиковый и гибельный для всего живого, так как разрушается и загрязняется сама Природа и невозможно создать такие очистительные средства, которые смогли бы восстановить эти разрушения. Не зная более совершенных естественных источников энергии, люди создают механизмы, движение которых основано на энергии взрыва. Простой и рациональный принцип летающей тарелки основан на энергии выработки вакуума...
Долго объясняла Анастасия принцип летающей тарелки и то, что саму тарелку можно вырастить усилием воли, воображения нескольких десятков человек одновременно, но затем сказала:
— Ну какой смысл детализировать все это дальше, если вы все равно ее не сможете вырастить из-за отсутствия пока у вас людей с таким интеллектом и знаниями?
— А ты разве никак не можешь помочь?
— Могу.
— Так сделай это.
— Я уже сделала.
— Что ты сделала?
— Я рассказала тебе, как нужно воспитывать детей. Ты об этом расскажешь людям. Многие осознают это, и их дети, воспитанные таким образом, будут обладать интеллектом, знанием и волей, позволяющими сделать не только примитивную летающую тарелку, но и значительно большее...
— Анастасия, откуда тебе известно все про летающую тарелку?
— Они приземлялись здесь, и я, ну, как бы помогала им отремонтировать ее.
— Они намного умнее нас?
— Совсем нет, до человека им неизмеримо далеко, они боятся его, не приближаются, хотя и очень любознательные.
— Ну как же не умнее, если делают то, что человек еще не может?
— Что же здесь удивительного? Пчелки тоже выстраивают из природного материала невероятные конструкции с целой системой вентиляции, обогрева, но это не означает, что они выше человека по интеллекту. Во Вселенной нет никого и ничего сильнее человека, кроме Бога."
Читая книгу Владимира Мегре, я уже тогда знала, что на нашей Земле есть люди и их уже довольно много, которые хотят шагнуть в будущее, постигая тонкие механизмы Природы, вписываясь в ее великие законы и войдя в полную гармонию с ней. Эти люди движимы чистотой своей души и чистотой помыслов, так как Природа все неестественное и недобросовестное сразу же отторгает, с ней нельзя пойти на компромисс. Эти люди талантливы, имеют богатый жизненный опыт, они не надеются на решения сверху, а рассчитывают только на свои силы. Они не рассуждают попусту, а уже строят тот мир, в котором будут жить и развиваться наши с вами дети. Я хочу рассказать о тех людях, которые живут и строят город Солнца, город Мастеров на прекрасном озере Тиберкуль. Я не боюсь сказать — это лучшие из нас, и не нужно мешать им. Если нет возможности или желания помочь этим светлым людям, самое мудрое будет — подождать и посмотреть на результаты, а их уже достаточно и сейчас.
В конце февраля 1997 года в Санкт-Петербурге прошел международный научный конгресс "Планета 2000", собравший ученых, врачей, священнослужителей, представителей нетрадиционных направлений в науке и медицине. Предлагаю вашему вниманию выдержку из статьи С. Богданского, опубликованную в газете "Современное строительство", посвященной этому конгрессу.
"В выступлениях и докладах, какой бы профессиональной направленностью они не определялись, явно звучала тревожная мысль о том, что человеческое сообщество на Земле находится в критическом состоянии. Да и сама планета и окружающая среда из-за неразумного и потребительского поведения людей пребывает на гране катастрофы. Поэтому интеллектуальный потенциал человечества в настоящее время должен быть направлен, в первую очередь, на решение экологических проблем, а также задач, возникающих в системе Человек-Земля-Вселенная. Однако без духовного, нравственного совершенствования каждого из живущих на планете решение глобальной проблемы выживания человека в третьем тысячелетии невозможно, и многие передовые мыслители современности выход из тупика видят в синтезе науки и религии.
Один из докладов конгресса был посвящен как раз такому эксперименту, сочетающему духовное начало и практическую деятельность. С ним выступили доктор физико-математических наук, профессор К. Ф. Комаровских (Санкт-Петербург) и кандидат технических наук, генеральный директор АО "Табрат" С.М. Казаков (Красноярский край). Они поведали о строительстве уникального комплекса вблизи озера Тиберкуль на горных отрогах в Красноярском крае.
Город возводится из леса, без применения синтетических и химических материалов, не используются двигатели внутреннего сгорания и все то, что может нанести вред окружающей среде. В сибирской тайге работают и петербуржцы, а многие экологически безопасные технологии строительства экополиса Тиберкуль рождались в нашем городе."
Таких экологических поселений в разных странах мира существует уже более сотни. Они есть в Америке, Европе, Австралии, Индии и других странах. Опыт некоторых составляет до двух десятилетий. Люди, живущие в этих поселениях, создают экологические и духовные общины, оберегают флору и фауну, организуют экологически чистую хозяйственную деятельность, используют водяные мельницы, солнечные батареи для отопления, производят утилизацию отходов, показывают примеры взаимопомощи, религиозной терпимости, здорового образа жизни, употребляют вегетарианскую пищу. В последние годы экопоселения начали создаваться и в разных уголках России: у деревни Рысово Новгородской области, деревни Гришино и за Зеленогорском Ленинградской области, у истока Волги и вблизи Сортавалы в Карелии, на острове Валаам, на Алтае и вблизи Гродно. В книге Р. Гилмана сообщается о 168 общинах и группах в 26 странах мира. Как правило, численность этих поселений не превышают 500 человек. Тиберкульский экополис выделяется среди них особо. Он создается среди первозданной тайги, не тронутой цивилизацией, отличается от других и своими значительными масштабами — поистине сибирским размахом.
Тиберкуль - по-хакасски, Божье озеро, Небесное озеро. Это район глухой и девственной тайги, где многие десятилетия не ступала нога человека, лишь в некоторых местах жили старообрядцы. Археологические раскопки показали, что через эти места проходили тропы арийцев, шедших в Индию. Они останавливались здесь передохнуть.
С 1994 года этот район привлек внимание ученых. Академик Кривицкий считает, что это 61-я точка Земли, где проявляется совершенно особая энергетика. Здесь приборы зафиксировали пробуждение энергии большой силы, причем один поток исходит из Земли, другой — с Небес. В месте соединения этих энергий образуется поле необычной силы. Обращает на себя внимание непривычный цвет деревьев и неба. Лия Волова, побывавшая в этих местах, пишет: "Мы увидели настоящее, живое, рериховское небо — и лимонного, и лилового, и попугаечно-канареечного цвета".
В этом районе происходят удивительные вещи. Так, 14 января 1995 года многие жители в течение нескольких часов наблюдали на небе необычное явление: над дугой повисшей в небе радуги появился четкий крест в круге. По линии горизонтальной перекладины креста сияли три солнца.
Рериховцы и эзотерики давно уже писали о камне-сердце, который нужно найти людям. Они считают, что этот камень обладает великим духовным даром и даст людям прозрение. Не этот ли камень сердца найден здесь, на горе Сухой у озера Тиберкуль? Этот гранитный камень уже обследован учеными, которые единодушны: из окрестной породы он не мог быть извержен. Камень как будто специально положен здесь. Он представляет собой большое человеческое сердце, в котором просматривается аорта, правый и левый желудочки и даже мельчайшие капилляры. Многие ощущают на себе могучую энергетику этого камня. Путник, поднимающийся на Сухую гору (примерно 700м), всегда устает. Но когда касается камня, усталость мгновенно исчезает.
Немного об истории создания экопоселения.
Во второй половине 1994 года инициативная группа из приехавших поселенцев, куда входили люди разных профессий — инженеры, учителя, работники искусства, специалисты по традиционной и нетрадиционной медицине, мастера народных промыслов и ремесел — выступила с предложением создать в Курагинском районе Красноярского края экспериментальное экологическое поселение, на что и было выделено из лесного фонда 250 гектаров земли в районе горы Сухой и озера Тиберкуль.
Программа создания экополиса прошла научную экспертизу.
Эксперимент, проходящий в сибирской тайге, является для России беспрецедентным. С лета 1994 года в близлежащих к выбранному району почти тридцати деревнях и поселках поселились на постоянное жительство более 2000 человек, в основном семьями (средний возраст 37 лет). И число поселенцев постоянно растет, а летом удваивается. Даже молодые моряки с далекого северного поселка Полярный приезжают во время отпуска помогать строить новый город.
Половина взрослого населения — люди с высшим и специальным образованием. Среди новых поселенцев немало людей с учеными степенями, званиями. Большинство из них русские, есть и украинцы, белорусы, казахи, латыши, татары, армяне, евреи и другие. Все поселенцы — веганы и не употребляют в пищу мясо, рыбу, молочные продукты, растительное масло. Естественно, ими отвергнуты алкоголь, наркотики и курение. Основные продукты питания — плоды садоводства, овощеводства, бобовые, орехи, злаки. Для обеспечения полноценного питания здесь всячески поддерживается и развивается соевое производство. Однако сейчас, на переходном этапе, поселенцы вынуждены были в деревнях завести коров и коз для обеспечения детей, беременных и кормящих матерей молочными продуктами.
Использование систем природного оздоровления и лечение народными средствами позволяют обращаться к традиционной медицине только в случаях крайней необходимости.
Здесь серьезно начали заниматься коневодством, имеются чистокровные жеребцы орловских, русских рысаков, тракенской породы, владимирских тяжеловозов.
В земледелии восстанавливаются технологии, основанные на конной тяге. Ведутся работы по закладке садов. В этом году будет работать первая ферма по выращиванию льна и выработке из него домотканого материала. Наши друзья, приехав навестить родителей в Санкт-Петербург, рассказали, что в этом году они будут все вместе высевать гречиху и овес, пользуясь советами Анастасии, которая знает об этом поселении и собирается посетить его.
Поселенцы большое внимание уделяют воспитанию детей в духе основных для всех религий заповедей Любви и бескорыстной взаимопомощи друг другу, освоению различных ремесел, не причинению вреда Природе.
Обучение и воспитание детей направлено на развитие души и способностей детей на основе игр и творчества, радости труда. Широко используется семейное обучение. С сентября
1996 года начала работать специализированная средняя школа с экологическим и художественно-эстетическим уклоном. В ней преподают профессиональные педагоги, кандидаты наук из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, эстетическое воспитание в младших классах ведет известный искусствовед из нашего города. В мастерских детей обучают всевозможным народным промыслам.
Сюда собираются уникальные мастера народных промыслов со всех уголков России и зарубежья. Их уже более пятидесяти. Организованы мастерские резьбы по дереву, мастерские, в которых работают талантливые скульпторы и мастера по керамике, гончарного дела, кузнечного ремесла.
Женщины занимаются ткачеством, вышиванием, росписью, плетением и другим рукоделием. Очень много внимания уделяется музыке, пению, хореографии, и здесь есть у кого поучиться — у первоклассных деятелей культуры из Москвы и Санкт-Петербурга, приехавших на постоянное жительство.
Поселенцы много и с радостью трудятся. Создаются удивительно красивые вещи, возрождаются забытые крестьянские умения, творческие направления, и неправильно называть их народными промыслами, так как здесь нет понятия промысла как способа зарабатывания денег. Люди учатся жить практически без денег — с радостью и взаимопомощью. Здесь существует всеми любимый церковный хор под руководством солистки Большого театра Анны Будко, совершаются Литургии, открыт Театр балета под руководством балетмейстера из Санкт-Петербурга Владимира Сивака.
Многие здесь начали писать стихи, рисовать картины, сочинять прекрасную духовную музыку.
В Красноярске с большим успехом прошла выставка-презентация экопоселения, где были показаны уникальные изделия: прекрасная посуда, деревянные ложки, гребни, пуговицы, игрушки, подсвечники. Необыкновенно красивая одежда, расшитая всевозможными узорами и прекрасно смоделированная. Удивлял своей красотой и фантазией стол, где были представлены веганские блюда. На концерте выступала известная эстрадная певица Светлана Владимирская, пели талантливые оперные певицы Татьяна Алыцкая и Анна Будко, выступала балетная труппа, народный ансамбль и многие другие.
Так что же строят люди, приехавшие на сибирскую землю из разных городов? Прежде всего, они строят модель нового общества, гармоничного и красивого, строят сказку, строят город Мастеров.
Вот каким они видят новый город: в нем будет два поселения — верхнее и нижнее. В центре нижнего поселения будет возведен Храм Единой Веры, высотой с девятиэтажный дом, имеющий в основании 100 квадратных метров. Окна, расположенные сверху, будут из-под купола освещать пространство Храма, словно из поднебесья. Храм будет возведен из белого мрамора, который нашли на местном карьере неподалеку от строительства. На одной из возвышенностей горы предполагается возвести часовню. От Храма, как от солнышка, разойдутся 14 лучей-улиц. В верхнем поселении строится дом в виде пламени — это огонь любви. Этот проект открывает новую эпоху в архитектуре — эпоху духовного творчества. Задуман этот деревянный дом (7х7 метров в два этажа) в стиле "сказки" и внешне будет напоминать замок из песка. На башнях, за которыми не видно крыши, будет установлено 20 кованых поворотных флюгеров. Неподалеку будет выстроенный в средневековом стиле дом встреч. Все остальные дома будут выполнены в том же сказочном ключе. Единое архитектурно-градостроительное решение свяжет в целостный ансамбль оба поселения с их храмами, озеро Тиберкуль и детский городок, расположенный на Кедровом острове. Таким будет город Солнца, город Мастеров!
А вот как этих удивительных людей воспринимают местные жители — староверы. Познакомьтесь с интересным рассказом одной местной старушки из поселка Журавлево, которую все называют бабой Тоней.
"В последнее время едет к нам в Сибирь народ чудный, удивительный, для нас необычный. Сначала мы их приняли настороженно. Потом глядим: ничего народ, покупают дома, живут мирно, дружно. Трудятся, хозяйничают на земле, удивительные такие. Всяко-разно. Ничего народ. Однако скотину не заводят. Мясо, рыбу, яйца не едят. Поэтому у нас их прозвали "травоядные". Чего они едят, один Бог знает, всяко-разно. Хлеб-булки и то в магазинах не покупают, сами пекут, да так чудно, — у каждой хозяйки свой вкус. Чего они туда замешивают, то ли отруби, то ли травы? У одной спрашиваю:
— Какой хлеб-то, однако, вкусный. Как ты месила тесто?
Она отвечает:
— Как обычно, с молитвой. Но замес сегодня делала на облачке, потому и хлеб вкусный, пышный.
И вот поди ж ты! Чудный народ, ходят все стройные, а глаза у них светятся, как фары в темноте. С нами соседствуют мирно, совета спрашивают, помогают друг дружке, да и нам тоже.
Одеваются тоже чудно, необычно. У женщин длинные юбки, плывут они, как павы, молодые, стройные, красивые, и возраст у них трудно определить. Многие молодые мужчины бороды носят. Смешно всяко-разно. В общем, хороший народ, приветливый и улыбчивый. Делятся последним, все отдают друг дружке. Живут вместе. Верят в Христа, единоверцы, как и самые первые христиане. Живут люди с добром, любовью, что очень приятно. Иду как-то с тяжелой поклажей, подошел один с бородой, нестарый. Взял, донес до дому. Наши-то мужики никогда этого не делают.
А тут и грустно и смешно вышло: помер у нас в деревне Тимофей, муж Нинки. Нинка, ясное дело, запричитала, заголосила. Так поселенцы, ни слова не говоря, сделали гроб, выкопали могилу, по-людски проводили человека. Ну, Нинка, всяко-разно, захотела добрых людей, как принято, отблагодарить. Но денег они не взяли. Тогда вынесла она по-русски литруху первача-самогона и кастрюлю котлет на закуску. Они же улыбаются: "Спасибо, хозяйка, но мы не пьем и мяса не едим". Вот оно как оборачивается! Они не курят и, что удивительно, — мата не знают. Спокойные такие, вежливые, уважительные, со всеми здороваются, всех приветствуют и говорят: "Бог в помощь".
Ну мы это дело обсудили и решили: ладно, пускай себе живут. Земля наша сибирская добрая, благодатная, обширная, и места под солнцем всем хватит. Ехай к нам такой народ, ехай!"
Эти места удивительные, сказочные, и, как во всякой сказке здесь происходят разные чудеса: и вот какое главное чудо — если человек приезжает сюда, желая действительно помочь, поработать рядом с теми, кто строит волшебный город на сибирской земле, он наполняется необычным ощущением свободы, счастья и радостного удивления от того, что сразу встречает так много красивых и талантливых людей. Сама Природа там помогает человеку расцвести, но с другой стороны может обойтись и сурово, если намерения и помыслы будут не слишком чисты.
Как на рентгене, сразу видишь там и свои недостатки, и самые лучшие стороны, все то, что было скрыто в городе, где почти каждому удается довольно долго, а может, и всю жизнь оставаться в маске. Я давно заметила, что на Природе удержать в себе ничего невозможно — все наружу, все сразу отражается на лице и в поведении. А там какие-то особые места, где все проявляется в тысячу раз ярче. Некоторые люди там просто не могут находиться — Природа отторгает их до поры до времени, пока они сами не захотят измениться.
Если не испугаешься себя самого, то очень быстро изменишься, войдешь в гармонию с окружающими тебя людьми, с Природой. И тогда начнешь получать самые необычные ощущения, как будто долго носил темные очки, которые искажали действительность, и наконец снял их. Эти очки ты носил, потому что почти 2000 лет их носили все. Они были неудобными, искажали мир, но тебе их одели с самого рождения, и ты смирился с этим. В тех местах жизненный опыт набираешь просто с космической быстротой, и сердце свое там оставляешь навсегда, и тосковать потом начинаешь в городе по духовно близким людям, словно журавль, отбившийся от своей стаи. Но, уже возвращаясь домой, ты начинаешь понимать, что еще так много людей живет, не поднимая головы от земли, и ты можешь еще кому-то помочь поднять голову, отогреться душой, по-другому взглянуть на свои проблемы. Так много дел ждет тебя в своем городе!
А вот какие письма пишут люди, как и я побывавшие в этих местах: "Удивительные люди, удивительные судьбы, удивительная Земля! От одного вида ее, от одного ее дыхания здесь хочется встать на колени и плакать. Удивительная суровая красота и сила материнская, хрустальная чистота. Я не видела такого нигде. Горы, поросшие кедром (а дальше и со снежными вершинами), реки, луга и простой быт... Просто горшочек, но в котором ты творишь блюдо! Это таинство! Просто деревянный стол, но он дышит руками и любовью изготовившего его. Все просто и сказочно. Тьма не сможет сломать это, ее удел ныне съесть саму себя. Ибо что посеешь, то и пожнешь.
Съезжаются все более и более одаренные и открытые сердцем люди... сейчас бутоны зреют в сердцах творцов, в муках, в поисках. Еще не время им открыться. Но в скором — будет фейерверк удивительных творений... Это витает в воздухе, как Весна. Здесь удивительно. Удивителен каждый день, каждый домик, каждый холм. Здесь, как мне кажется, две крайние точки: либо ты счастлив (но при этом постоянно душой в труде), либо невозможно существовать, тебя просто выталкивает. Рядом со Светом все происходит ярче и сильнее. Если недостаток, так он выплескивается с такой силой, что либо ты его, закусив губу, срезаешь, либо он берет верх и делает здесь твою жизнь невыносимой..." (Наташа).
"Попадаю в поселок Тиберкуль, к Наилю... Наиль живет в сказке. Святой водой умывается, святой водой поливает грядки. Тишина и покой. Красота гор, тайги и озера, которое в 7-10 метрах от дома. У Наиля ел дыню и арбуз... Овощи растут необыкновенные, имеют вкус особый, благодатный... Хочется жить здесь, в чистоте человеческих отношений, в атмосфере братской любви и взаимопомощи... Для того, кто любит труд и доверяет Отцу, вокруг разворачивается сказка... И все складывается самым удивительным образом." (Андрей).
Я вспоминаю рассказ нашей подруги Наташи, которой повезло пролететь на небольшом самолете над самой тайгой: "Я летела, и захватывало дух от ощущения, что Бог берег эти земли нетронутыми, не засоренными эмоциональной грязью для будущего свершения, для того, чтобы именно отсюда началось возрождение России. Наблюдая сверху эту необъятную красоту и величие Природы, я твердо знала, что Ее невозможно покорить никому и никогда. С ней можно только существовать в великой гармонии."
Вот такой чудесный край выбрали люди, которые хотят построить здесь счастливое общество, показать всем, как можно и нужно жить.
Отправляясь в чудесный сибирский край, я увозила с собой одну заветную мечту — увидеть картины Виссариона. Искусство, как и все, чем наполнена моя жизнь , я стараюсь воспринимать только по ощущениям души. Еще в раннем детстве я познакомилась с картинами великих художников благодаря моей старшей сестре. Не имея собственных детей, она всю свою любовь и внимание отдала мне, а потом и моим детям. Сестра постоянно что-то рассказывала мне, читала стихи, знакомила с картинами художников по репродукциям и книгам, которые собирала. Она использовала любую возможность, чтобы сводить меня в театр, Эрмитаж или Русский музей. Я помню, как мы входили в зал, где висели картины Айвазовского, и она спрашивала меня: "Ты чувствуешь, как в этом зале пахнет морем, как капельки соленых брызг долетают до твоего лица?" — И я действительно чувствовала. Это было удивительное и незабываемое ощущение. Так чувствовать и воспринимать я потом научилась очень многое, например произведения искусства и Природу.
Вот она где настоящая Природа! Но как примет меня сибирская земля? Я вступила на эту сказочную землю в день своего рождения, и подарком мне было то, что мечта сбылась в тот же счастливый день. Буквально, бросив сумки, мы прошагали несколько километров до красивого деревянного дома, где можно было увидеть эти незабываемые живые картины. Живыми я назвала их сразу, как только увидела в фильме, в котором равнодушная камера переходила с одной картины на другую — с портрета любимой бабушки на иконы Матушки Марии и Николая-Чудотворца и дальше-дальше скользила по великолепному ромашковому лугу... Мне все время хотелось остановить ее. Необыкновенный свет шел от этих картин, одни из которых вызывали в душе радость и восторг; другие заставляли глубоко задуматься. В них, как в зеркале, можно было увидеть все то, что с одной стороны мешает людям двинуться по пути духовного развития — равнодушие, зависть, злоба; с другой, наоборот, все самое лучшее, что окрыляет на этом пути.
Когда мы вошли в зал , где висели картины, время для нас остановилось. Потом мы этому очень удивлялись, потому что, пробыв там довольно долго, нам показалось, что промелькнуло всего несколько минут. Чтобы описать все свои впечатления от увиденного, не хватит и целой главы, а скорее слов. На одной из деревянных стен висит триптих — три картины, объединенные одной темой: "Свет" — "Равнодушие" — "Мрак".
На первой картине мы видим семью, гармонично вписавшуюся в первозданную Природу. Необыкновенный солнечный свет падает на счастливых родителей и их прелестных детей, играет на листьях деревьев.
В картине "Мрак" на фоне старинных развалин и тревожного красного неба ослепленные злобой мужчины берут в руки камни...
Но самая поразительная картина расположена между первых двух и носит название "Равнодушие." — Молодой мужчина в комнате сидит перед подсвечником, на котором с одной стороны стоит светлая свеча, а с другой — темная. Мужчина находится в глубоком раздумье. Перед ним стоит выбор, какую свечу зажечь. Рама, в которой находится картина, дает удивительное ощущение изолированности его комнаты от внешнего мира и кажется, что эта изолированность дает ему иллюзию, что его не коснуться волны происходящего вокруг. Но зрителю прекрасно видно, что за тонкой стеной всего один шаг отделяет его: с одной стороны — от бездны мрака, с другой — от Счастья, Гармонии и Любви. Что выберет он? А что выберут многие из нас? А в этом таежном крае собрались люди, которые свой выбор уже сделали.
Во время своих поездок мы останавливались у симпатичной молодой женщины Светы из Санкт-Петербурга. Она пригласила нас пожить в доме, который построил старовер с редким красивым именем Нифантий. Он строил его с любовью и мастерством, казалось, что дом живет своей жизнью, провожая и принимая в теплые объятия многих своих гостей. Рядом с домом растет высокий кедр, а с другой стороны — маленькая банька, из которой мы в полной темноте пробирались по гладким камешкам к реке, чтобы окунуться в ее живую воду. Эта река меня просто не отпускала от себя, к тому же нам сказали, что она лечит и снимает усталость: если болит горло, нужно просто прополоскать его речной водой, и все пройдет; если устал, работая на огороде или в мастерской, или пришел из леса, собирая там ягоды и травы, можно на несколько минут лечь в поток воды, расслабиться, и течение унесет всю твою усталость. Нам не советовали делать это перед самым сном, потому что река бодрила, как крепкий кофе, и потом можно было долго не уснуть.
Каждый раз, как я спускалась к этой горной реке за водой, которую, кстати, пьют, я забывала, зачем пришла сюда, и начинала рассматривать гладкие камешки, россыпи которых лежали на берегу и под прозрачной водой. Я собирала самые красивые из них, чтобы увезти с собой в город и подарить своим друзьям и близким. Я знала, что они живые, и мне казалось, что каждый такой камешек будет хранить эти семьи от всех бед. В первую свою поездку я подружилась со Светиным племянником Ильюшкой, и мы собирали эти камешки вместе, показывая в конце дня друг другу новые находки. Можно было найти камешек в виде сердца или с четким белым крестом на серо-голубой поверхности. Они все отличались друг от друга по цвету и форме: здесь были белые, голубые, красные, оранжевые, черные, зеленые; с полосками, в крапинку, в горошек и какими-то таинственными рисунками. Дальше по реке огромные камни лежали в виде скал, образуя фантастические пороги. Вода на порогах пенится и обрушивается с такой силой, что рядом с ней и ты чувствуешь себя очень сильным человеком, как будто река здесь передает тебе всю свою мощь. Некоторые камни образуют настоящие купели, созданные многими веками с помощью воды.
Напротив порогов стоит маленькая деревянная часовня, охраняемая надежным часовым — огромным кедром. Это первая часовня, построенная руками тех, кто приехал в этот неведомый край. Я никогда ни в одной церкви не ощущала такой благодати, нигде так легко не молилось, нигде так близко я не ощущала присутствие Отца Небесного, как в этой маленькой часовне — незабываемое ощущение.
Небо над голубыми горами там всегда разное и почти никогда не бывает окрашено только одной краской. Очень часто и порой совсем неожиданно на нем появляется радуга. Очень яркая радуга появилась прямо у дома в мой день рождения. Нам удалось ее даже сфотографировать.
Небо всегда показывает настроение Природы: вечером — это таинственная сказка, а днем — нежнейшая чистота, подчеркнутая белой пеной облаков на ярко-голубом небесном полотне. И каждый раз оно как бы насквозь просвечивается золотыми солнечными лучами. Такое небо мы наблюдали на празднике, который проходил на берегу горной реки прямо на большой поляне.
Она вся была заполнена красивыми и счастливыми людьми, собравшимися из разных городов и деревень. Подходили на поляну по маленьким лесным тропиночкам. Это были нескончаемые ручейки, сливающиеся в большое море людей в нарядах, сшитых и необыкновенно красиво украшенных своими руками. Ни один конкурс мира не мог бы сравниться с той фантазией, которую проявили местные мастерицы, создавая незабываемые одежды для себя, своих мужчин и детей. Преобладали светлые краски, во всем проглядывали национальные традиции. Женщины и дети были в нарядных шляпках или с прическами, уложенными и украшенными с большим вкусом и фантазией. Кто же эти умные, талантливые, очень красивые люди с необычным светом, исходящим из их глаз? — Люди, которые строят прекрасные дома, возрождая традиции деревянного зодчества, воспитывают и гармонично развивают детей, растят необыкновенно вкусные овощи на своих огородах, самозабвенно трудятся в творческих мастерских, а теперь собрались все вместе на праздник и так же, как уходят в работу, ушли с головой в веселье. Здесь собрались сразу почти все поселенцы, а сколько гостей приехало из других городов: радостные встречи, объятья, смех, рассказы и расспросы друг о друге наполнили поляну шумом, за которым многие не заметили, как из леса тихо вышел Сказочник, опираясь на большой старинный посох. Он прошел на поляну, поздравил с праздником собравшихся и рассказал о том, что пришло время дарить друг другу любовь не столько словами, сколько своими делами. Когда он уходил, за ним двинулись почти все собравшиеся. Тогда Сказочник остановился у самой реки и на вопрос, почему ты уходишь, улыбаясь ответил: "Если я останусь, то вы так и будете стоять вокруг меня, а я хочу, чтобы вы, объединившись, по-настоящему веселились. И я буду очень рад, если праздник у вас получится!"
После чего все вернулись на поляну, и праздник действительно удался песнями и хороводами вокруг необычно большого костра, который своим теплом, казалось, согревал не только эту поляну, но и всю нашу Землю.
Мне хотелось навсегда запомнить весь этот сказочный народ, а лучше сфотографировать и рассказать о них потом в своем городе, чтобы люди знали, что есть такое веселое племя и, может быть, любовь и радость, которую они несут в своих сердцах, отогреет весь наш мир.
Я хожу с фотоаппаратом по поляне: вот красивейшая из женщин, какую я когда-либо видела, — это Люба из Москвы, певица из хора Свешникова. Вот два талантливых художника из Санкт-Петербурга — Коля и Саша. Они делают очень важную работу для оформления Храма. Их-то я сфотографирую обязательно, тем более что мы друзья и живем в одном доме у Светы. Каждый день я наблюдаю, как они работают: встают рано и целый день трудятся в своей мастерской, прерываясь только на обед. Работу выполняют от самой тяжелой и грязной до тончайшей, связанной с их профессией. Прежде чем начать работу в своей мастерской, они перестроили сарай, в котором прежние хозяева держали корову, о чем невозможно догадаться, глядя на необыкновенно красивые окна и другие детали. Я иду дальше среди счастливых играющих детей и взрослых, ищу знакомых. Вот Юра, приехавший в Сибирь из Америки. Никто не понял такого его шага, да это и неважно, ведь люди привыкли судить по себе, и для многих жизнь в Америке пока еще является пределом мечтаний. Юра все оставил там, а что же нашел взамен? Здесь он нашел свое призвание и свое счастье. Он устроил гончарную мастерскую, где создает прекрасную посуду, которую потом расписывают художники. Представляете, какая будет вкусная и здоровая пища, если сотворить ее своими руками с большой любовью и положить в такую рукотворную посуду, к тому же если стоит эта посуда на столе, сделанном настоящим художником! По вечерам мы собирались все вместе за этим чудесным столом, стоящим прямо на улице под кедром. Женщины выносили вегетарианские блюда. Можно только представить, какой свет шел от этого стола и от этих кушаний! Свет струился и из глаз, сиял в улыбках всех, кто сидел за этим столом, смех не утихал почти никогда, потому что здесь собирались молодые талантливые люди. Все перед этим хорошо поработали, занимаясь любимым и нужным делом. К тому же многие из собравшихся были из города на Неве.
Все это происходит в красивейшем месте в окружении рериховских гор, где воздух пропитан любовью настолько, что она проникает прямо внутрь тебя и уже хочется самому обнять весь мир и любить его.
Я счастлива, что мои дети увидели все это и сами приняли участие в труде, который приносит настоящую радость, а не воспринимается как повинность или средство для зарабатывания денег. Сын работал в гончарной мастерской и его поразило, что Юра-мастер никогда и ни к чему его не принуждал, а просто работал рядом, улыбался, когда нужна была поддержка, и каждый рабочий день заканчивал тем, что отмывал мастерскую до блеска, после чего ее можно было сравнить с маленьким музеем, где на полках аккуратно была расставлена глиняная посуда. Когда мы возвращались домой, сын сказал мне: "Юра ничего не требует, а хочется сделать для него все". Вот, оказывается, как просто решается проблема подростков. Здесь таких проблем нет — просто взрослые работают рядом с детьми, не назидая, а обучая исподволь своим примером. Я услышала однажды, как здешние женщины делились своим опытом по воспитанию детей: "Если к детям относиться с настоящей любовью, спокойствием и вниманием, с ними нет никаких проблем". Рецепт воспитания очень прост — безграничная любовь. Детей не обманешь, они все очень тонко чувствуют. Во время второго нашего приезда Света уже встречала нас у дома с маленьким сыном по имени Фома, который у нас на глазах рос, как маленький богатырь, не по дням, а по часам. Он от рождения держит голову, на третий день перевернулся и пытался ползти. Он почти никогда не плачет. И этот ребенок там не чудо. Женщины рожают в воду прямо в своих банях, и все дети необычайно здоровые и так же, как Фома, быстро развиваются. И никто здесь этому особенно не удивляется. Имена дают детям очень красивые: Пересвет, Елисей, Рувим, Радомира, Святослав, София, Серафим и другие.
В последний день перед нашим отъездом из этих чудесных мест мы с Тамарой, прекрасной московской пианисткой, встретили священника Владимира, у которого недавно родился сын. Мы попросили его рассказать о сыне. "Он не плачет, а все время смеется," — сказал, улыбаясь, Владимир. Позже в газете "Земля Обетованная" я прочла более подробный рассказ о рождении его удивительного ребенка: "Это всегда, у всех будет удивительно. Имя должен дать обязательно отец в течение первых трех дней. Потому что имя, когда оно прозвучит как осознанное, определенное для этой плоти, вычерчивает некую вибрацию, судьбу, звездность, чтобы сознание родившегося человека перестало чувствовать хаос, успокоилось... Сын родился в баньке, я шел с ним на руках, стояли люди, а у меня было такое ликование на душе, хотелось всем сказать: "Смотрите, у меня сын!" Дома я положил этот сверточек и стал смотреть большой календарь со значениями имен. Выписывал, искал, целый список составил. И вдруг смотрю — Рувим, что значит — "Смотрите, сын". Удивительное дело, он как родился, сразу стал улыбаться, Вынырнул из воды, крикнул один раз и дальше стал хохотать, и смеялся все эти дни беспрестанно. И когда я стал его благословлять, вдруг у меня вырвались такие слова: "И улыбка твоя будет, как знамя для многих". И сейчас уже это начинает сбываться, когда люди говорят другим детям: "Ты улыбаешься, как Рувим". Требования у него колоссальные. Скорость познания у него такая, что надо вихри вокруг него крутить. Каждую секунду новую сказку... Мне приходится беспрерывно сочинять какие-то истории, агукать, прыгать, плясать. Ему всего три месяца, но я уже чувствую, что с трудом успеваю за его развитием, а успевать обязан, потому что он несет будущее. Нам бывает тяжело только из-за того, что скрипит наше старое. А для него это естественно, как ветерок. И я вижу через него, как легко будет человечеству в будущем — если посмотреть нынешним сознанием, то это что-то недостижимое. Поэтому сейчас главное не навязать ему этих наших ограниченных норм. Меня одно успокаивает, что если попадем на Тиберкуль, он, как Маугли, будет по веткам прыгать, Природа его многому научит."
Вот такие сейчас рождаются дети — дети будущего. Они могут родиться везде, если люди развиваются духовно, живут в гармонии с Природой, если уже во время беременности окутывают свое нерожденное чадо любовью и щедро дарят свою любовь окружающим. Женщины в экополисе во время беременности и вскармливания ребенка находятся на вегетарианском питании. И как видите, здесь нет проблем с бесконечным взвешиванием, а лекарства и искусственные витамины просто не имеют никакого значения. Дело совсем не в этом. Главное — духовное развитие и гармония с окружающим миром. Когда это равновесие будет достигнуто, дети появятся даже в тех семьях, в которых по той или иной причине отказались даже от этой мысли.
Мужчина является носителем духовности, а женщина несет в себе природное начало. У мужчины природное начало берущее, а духовное дающее. У женщины все наоборот. Поэтому мужчина любуется и воспевает красоту женщины, ему нужен уютный дом, здоровые дети — все это она дарит ему. Женщина прежде всего нуждается в духовном наполнении, поэтому внешность мужчины не имеет для нее такого большого значения. Если мужчина развивается духовно, женщина пойдет за ним куда угодно; если не развивается, у нее часто пропадает желание следить за собой и своим домом, что повсеместно в нашей жизни и происходит. Но это конечно же не является оправданием для настоящей женщины, которая всегда помнит, что она несет в мир красоту и гармонию.
В Сибири я познакомилась с двумя очень интересными женщинами — Тамарой и Галей. Они несут в себе такую красоту и гармонию во всем, что рядом с ними невольно подтягиваешься и обращаешь внимание на свою одежду, прическу, походку и манеры. Они придумывают костюмы (я не могу сказать просто платья, потому что это действительно костюмы, где каждому наряду соответствует свой головной убор) и сами шьют их. В этих необыкновенных нарядах они ходят всюду и если прерывают работу на огороде для того, чтобы сходить в деревенский магазин за хлебом, то обязательно переодеваются в красивые платья. Поначалу это вызывало недоумение и насмешки среди местного населения, но со временем все изменилось и, встречаясь с ними в магазине, деревенские женщины уже стали извиняться за свой внешний вид, а потом и просто просили сшить им что-нибудь красивое. Тамара и Галя никому не отказывают, шьют и взрослым и детям. Их дом открыт для всех. Они привезли с собой прекрасную библиотеку, которой пользуются теперь все жители деревни. И когда они приходят в этот дом, то поражаются ничуть не меньше, чем красотой его хозяек. В этом старом деревенском доме продумано и со вкусом оформлено все до мелочей. Своими руками женщины изготовили абсолютно все: абажуры, занавеси, покрывала, аппликации на стенах и дверях. Есть у них, например, комната, выполненная вся в сине-голубых тонах.
Для дома эти мастерицы сшили особенно красивые, хотя простые и удобные, наряды. Деревенских детишек не вытащить из этого дома, который Тамара и Галя приобрели несколько лет назад, когда приехали в Сибирь из разных городов. Но не все так гладко было поначалу и у них. Многие люди, приезжая туда со своими слабостями, шероховатостями в характере, опытом, вынесенным из городской жизни, начинают вместе жить и трудиться. У них огромное желание сделать жизнь прекрасной, светлой, гармоничной, хочется нести друг другу и всем вокруг радость и любовь, но слабости на той земле начинают проявляться очень быстро. И единственный путь — увидеть свои недостатки, признать их и избавиться от них навсегда. Иначе там существовать невозможно. Поначалу Тамара и Галя не выдержали этого испытания, поссорились и решили разъехаться в разные стороны, но судьбой им уготовано было идти вместе. И вот как они поняли это. Галя порезала руку и, к большому удивлению, простая рана никак не заживала, сильно гноилась. Галя буквально таяла на глазах, а Тамара оправдывала себя тем, что в их ссоре и обиде друг на друга болезнь поразила ту, которая была не права. Но душа ее маялась, болезнь подруги не давала покоя, и в один прекрасный момент Тамара вдруг ясно поняла: "Не правы мы обе, если так будет дальше, то Галя может умереть, но за ней уйду и я..." Тамара побежала домой, бросилась к Гале, стала просить прощения и сказала: "Никому я тебя не отдам!" На следующий же день рана перестала гноиться и в скором времени зажила совсем. Теперь их не разлить водой. Они так дополняют друг друга — черноглазая и голубоглазая красавицы (кстати, Тамара — бывшая жительница Санкт-Петербурга, ныне пенсионерка!!!). Они вместе пишут стихи, песни, поют дуэтом, рассказывают много интересных историй из своей жизни, прерывая рассказ веселым хохотом или словами "а помнишь еще..."
Вот одна из историй, которую поведали они нам. Когда Тамара с Галей приобрели дом в деревне, то решили все в нем переделать на свой лад. Взялись за работу, засучив рукава. Особенно им не нравилась старая печь, по поводу которой они часть говорили друг другу: "Эту рухлядь нужно разобрать и построить на ее месте новую хорошую печь." Началась очень морозная зима, и переживать ее пришлось с этой старой печкой. Тепла она совсем не давала, и, чтобы не замерзнуть окончательно, подруги решили будить друг друга по ночам каждые два часа для того, чтобы забрасывать в нее очередную охапку дров. Но теплее от этого не становилось. Приглашали печников посмотреть, в чем дело. Те смотрели, качали головами, мол, печь, конечно, не новая, но чтобы столько дров съедать, и все без пользы..? Этого быть не должно. "Рухлядь" уничтожала дровяные запасы с завидным аппетитом, но тепла нисколько не давала. Это было так невероятно, что Тамара и Галя стали искать причину в чем-то другом. И нашли — печь на них просто обиделась.
Нам кажется, что нас окружают не живые предметы, но присмотритесь к ним повнимательнее. Эти вещи создавали люди, вкладывая в них свою любовь, желание принести радость другим; или наоборот, раздражаясь на все вокруг, прежде всего на нелюбимую работу. Ведь сотворенные нами предметы все принимают на себя. Через нас они и живут, их вполне можно считать одухотворенными вещами. Почему в одном доме, где стоят только стол и лавка, сделанные собственными руками, уютно, а из другого при полном его благополучии хочется поскорее уйти. Таких примеров можно привести очень много. Вот и эта печка была одухотворена руками мастера, сложившего ее. Тамара и Галя вдруг одновременно почувствовали, что принесли боль этой, казалось бы неживой, кирпичной вещи. Они попросили у нее прощения и сказали: "Ты самая хорошая печь на свете и всегда будешь с нами." В то, что произошло потом они и сами не сразу поверили. Печь стала приносить столько тепла с одной охапки дров, что служит им и по сей день. Давайте вспомним сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке, в которой яблоня, река и печь в одном случае помогали, когда Аленушка уважительно отнеслась к их просьбам, а в другом — отказались служить. Я, например, просто уверена, что многие сказки донесли до нас правдивые истории, которые случались раньше, когда люди больше чувствовали и понимали природу. А там, в Сибири, сказки складываются каждый день, о чем нам очень образно рассказывали литератор Галя и инженер Тамара.
Слушать и смотреть на них одно удовольствие. Мужчины в их присутствии подтягиваются и раскрываются с самой лучшей стороны, понимая, что эта красота столь гармонична и возвышенна, что ее невозможно оскорбить, ею можно только любоваться. Когда они идут по улице, часто останавливаются машины, из которых им восхищенно кричат: "Будьте всегда такими! Несите свою красоту!" Хочется, делясь с вами наблюдениями, рассказать и о смешных случаях, например о том, как пропала моя сумка с косметикой и нарядами. Никто, конечно, ее не брал, просто вышла какая-то путаница, в результате которой сумка уехала в одно место, а мы — в другое. Но так все сложилось, что в день отъезда я получила ее целой и невредимой. Я уже прекрасно усвоила, что случайностей не бывает, а в тех местах тем более, и поняла, что искусственная красота там была бы неуместной, потому что все женщины без всякой косметики становятся очень красивыми: яркий румянец, нежность кожи, блеск в глазах им дарит сама Природа в ответ на любовь в душе человека. Женщины здесь необычные, и о каждой можно рассказывать очень долго. Вот например, три веселые, красивые и талантливые подружки-одноклассницы, которые жили в одном дворе в городе на Неве и вот как-то раз, вдруг, как птички, вспорхнули вместе с ветки и улетели в далекие таежные края. Таня - художник, у нее здесь своя мастерская, недавно она первая из подружек вышла замуж (О свадьбах, которые часто справляют здесь, словами вообще трудно рассказать). Юля - музыкант, она пишет удивительно-красивые песни. Варя — талантливый педагог и душа компании. Они вместе работают в экспериментальной школе, о которой я немного уже раньше рассказывала вам. Эта школа готовилась к началу учебного года многими мастерами. Парты и другие предметы были ручной работы.
Мне посчастливилось увидеть деревянный карниз, над которым летом работала Оля-резчица. Сначала мне трудно было представить женщину, занимающуюся резьбой по дереву. Наверное, поэтому Господь привел меня к ней в мастерскую. Я увидела высокую чернобровую, очень яркую женщину. Она оказалась веселой и приветливой. Раньше Оля жила в Москве и работала там врачом-стоматологом. Здесь все осваивают различные ремесла и рукоделия, каждый ищет свой труд, к которому лежит его душа. Но почему такая красивая и тонкая женщина выбрала для себя именно резьбу по дереву, я поняла, когда подошла к ее рабочему столу, где лежал почти законченный широкий карниз. Мои руки сами потянулись к сказочным птицам, цветам и каким-то неведомым плодам. Они были вырезаны с такой фантазией и умением, что невозможно было отвести от них взгляд. Рядом с карнизом на подставке стояли большие деревянные яйца, украшенные тонкой ажурной резьбой в виде листьев, казавшихся живыми, несмотря на то, что они не были привычного природного цвета. Как Оля достигла такого мастерства? "Как ты нашла свое призвание?"— спросила я ее. Она рассказала, как на выставке в Москве увидела красивые резные изделия из дерева и уже не могла их забыть. Позже она увидела объявление, где автор нового метода резьбы по дереву "Татьянка" приглашал на трехмесячные курсы. Трудно было поверить, что таких потрясающих результатов можно было достичь после трех месяцев обучения. "Да я живу в этой работе," — сказала Оля и добавила, что ее работам удивляются даже профессионалы. Мне очень не хотелось уходить из этой маленькой мастерской, и я задала мастерице еще один вопрос: "А если на твоей доске попадется сучок, который помешает выполнить рисунок?" — "Да он не может помешать. Например, вот здесь на карнизе был дефект. Я вписала его в рисунок, получился такой необычный лепесток." Вот оно, настоящее творчество! Я была так рада за Олю и всех, кто уже нашел свое дело, определенное ему Богом. А мне самой еще нужно искать свое призвание, но тогда я уже не сомневалась, что обязательно найду его. Найдет его и каждый человек на Земле, потому что нет такого призвания продавать и перепродавать результаты чужого труда. Человек задумывался Богом, как мастер своих рук и когда это поймет каждый из нас, мы не будем смотреть на редкие музейные шедевры через стекло. Мы будем жить среди этих шедевров и пользоваться ими, а когда что-нибудь разобьется или испортится, мы сделаем эту вещь еще лучше. Для человека нет предела в творчестве — это понимают жители необычного тиберкульского поселения, больше похожего на сказку.
Одной из самых ярких, красивых и талантливых женщин, которых я там встретила, была оперная певица Татьяна Алыцкая. Я обратила на нее внимание перед праздничной литургией. Высокая, прямая в эффектном наряде с широкополой шляпой и накидкой, она стояла перед зеркалом и поправляла длинные вьющиеся волосы. Мне показалось, что она появилась прямо из сцены какой-то оперы, но в то же время в ней угадывалось что-то совсем детское — не запомнить ее было невозможно. Я помню, как в прошлый ее приезд в наш город, мы шли по Невскому проспекту, и не было ни одного человека, который бы не оглянулся ей вслед. Но самое поразительное было то, что она этого совсем не замечала. Вечером мы попали на Танин концерт, и только ради этого концерта уже можно было проделать весь длинный путь. На праздничной литургии каждый из нас получил маленькую свечу, которую нужно было сжечь именно в этот день с пожеланиями здоровья, счастья и любви своим близким и всем людям на Земле. Таня свою свечу зажгла в зале перед началом концерта.
Программа была очень сложная: арии из опер, Аве-Мария, псалмы, некоторые из них написанные ею самой. Она вела концерт, сама же себе аккомпанировала на рояле. Я долго помнила очень красивый сильный голос певицы и необыкновенно поэтичное чтение между музыкой.
Тогда же я задумалась, что дает такой прилив творческих сил, наполняет духом буквально каждый звук, каждое слово?
Что заставляет ехать сюда творческую интеллигенцию, отрываясь от столичной культуры? — Просто здесь все себя чувствуют свободными, связанными только с Богом и Природой, среди людей, объединенных единой духовной семьей. В связи с этим вспоминается, что ответила журналистам Светлана Владимирская, известная эстрадная певица, к которой за автографом поклонники приезжают за сотни километров. Она сказала, что только в гармонии с Природой, соединившись душой с Богом можно по-настоящему предаваться творчеству. А что касается питания, так мешок риса и мешок гречи стоит недорого, все же остальное дарит Природа. Светлана родила там в воду дочь, а теперь ждет второго ребенка. Уехав из Москвы и приезжая теперь туда с концертами, она видит ее другими глазами. И каждый раз она стремится домой — в Сибирь.
Позже, уже с детьми, мы были в поселении на незабываемом концерте женщины-скрипачки. Ее руки не были холеными, потому что она занимается там и огородными работами, но дух и сила любви, которыми была наполнена музыка, и еще редкий профессионализм меня просто потрясли.
Я обратила внимание, что на концерт приходят даже с совсем маленькими детьми, которые прекрасно спят на руках у родителей, как и положено в этом нежном возрасте. Одна девочка лет четырех все время порывалась спрыгнуть с колен матери и выйти танцевать. Мама спокойно удерживала ее, но я видела, что ребенок все больше "входит" в музыку, — и вот, когда зазвучала мелодия испанского танца, ее уже ничего не могло остановить.
Я представила, как обычно танцуют маленькие дети, улыбнулась и опять погрузилась в музыку. Но что-то заставляло меня неотрывно следить за девочкой. Комок подступил к горлу и слезы навернулись на глаза, когда я поняла, а вернее почувствовала, что девочка не просто прыгает под музыку, а живет в исполняемом ею импровизированном танце. Видно было, что у нее нет навыков и движения совсем не отработаны, так как рождались прямо у нас на глазах. Иногда маленькие ножки не слушались и она спотыкалась, но я видела, что перед нами выступает великая, блестящая, никем не превзойденная танцовщица. Видимо, это понимали и зрители в зале, потому что, затаив дыхание, взрослые и дети следили за маленькой плясуньей. Она стояла лицом к залу и дарила всем свою светлую улыбку, но была в этот момент далеко — она была вне времени, ее душа помнила свое прекрасное прошлое, но еще больше, казалось, предвкушала счастье будущего. Девочка танцевала очень красиво, тонко чувствуя музыку, моментами она, казалось, даже предчувствовала смену ритма или определенный акцент в мелодии. Девочка представляла себя великой артисткой, да что там представляла, — она ею и была. Все было очень "по-настоящему", и танец ее был так прекрасен, что ощущения, которые, как мне кажется, испытывали все его зрители, просто не передать словами. Я посмотрела на маму девочки, которая завороженно и очень серьезно смотрела на свою дочь, волнуясь лишь о том, чтобы никто не нарушил этот прекрасный момент вдохновения, — она понимала, какое чудо этот ребенок!
Я благодарила Бога за то, что мне посчастливилось увидеть этот незабываемый миг раскрытия цветка — этот великолепный танец. Я поняла тогда: как будут раскрываться таланты у всех людей на Земле, потому что все люди талантливы. Бог каждому из нас определил талант, только нужно его почувствовать и не побояться что-то изменить в своей жизни, от чего-то отказаться, а взамен обрести гораздо большее и ценное.
После того концерта я узнала, что к чудесам и талантам в поселении привыкли, ведь они для того и собрались там, чтобы помочь обществу увидеть, как можно по-настоящему счастливо жить, как нужно умно и тонко воспитывать детей, и еще многое — многое другое, что даст людям новый взгляд на свою жизнь и раскроет истинное предназначение человека на Земле.
Как не хочется отсюда уезжать, трудно расставаться с этими необыкновенными людьми, которых я искала, казалось, всю свою жизнь. Но автобус увозит нас все дальше и дальше от этих сказочных мест. И вот мы оказываемся в районном центре Курагино, где жизнь уже больше похожа на городскую. Отсюда начинается дорога домой.
Но в этих местах могут случаться самые необычные вещи. Неожиданно для себя мы получили подарок — последний подарок от сибирской земли. У нас оставалось немного времени, и мы решили использовать его для прогулки. Ноги привели нас на площадь, где местная администрация проводила праздник цветов. Были выставлены композиции, сделанные из очень красивых августовских цветов и других природных материалов. Рядом с пышными букетами расположилась выставка мягкой игрушки и других поделок. Неизвестные нам меховые зверьки казались очень веселыми и совсем живыми. Их хотелось взять на руки и приласкать. Как оказалось, эти игрушки были сшиты мастерами и мастерицами, приехавшими сюда строить сказку. Потом начался концерт. Лицо ведущей вдруг озарилось улыбкой, и она объявила: "А сейчас, как уже стало у нас доброй традицией, перед вами выступит любимый всеми ансамбль Церкви Последнего Завета "Радость". Я видела, какая волна восторга прошла по лицам людей, заполнивших площадь. Светило яркое солнце, и прямо к нам под музыку вышли стройные молодые танцоры в необыкновенно красивых нарядах. Я очень люблю балет и народные танцы, но в первый раз в жизни со мной происходили непонятные вещи: было такое ощущение, что каким-то чудесным образом радость, переполнявшая сердца танцующих, прямо переливается в сердца зрителей. Я ощущала это физически, и мне казалось, что уже достаточно этой светлой энергии, чтобы увезти ее с собой и подарить другим, но вдруг в последнем номере "на сцену" вместе со своими питомцами вышел сам руководитель ансамбля. Он так легко двигался в танце, как будто его тело не имело веса и было подвластно только прекрасной музыке да легкому, прилетевшему с реки ветерку. Он все время улыбался, и эта сияющая улыбка была самым большим чудом в облике танцора, которому исполнилось в этом году 60 лет. Я не могла оторвать взгляд от этого человека, так щедро дарившего всем свою любовь, свой талант, свою незабываемую улыбку. И совсем неожиданно для меня радостные слезы вдруг брызнули из глаз. Плакала я не одна.
А недавно в газете я прочла статью о творчестве Владимира Сивака, создавшего на сибирской земле этот уже признанный танцевальный ансамбль и поняла, что это за слезы выплеснулись тогда из меня: "Кто видел "Радость" на сцене, тот не мог не почувствовать особую энергетику, излучаемую ансамблем: именно волны радости расходятся по зрительному залу, поражая порой до светлых слез. И часто вместе с двенадцатью своими питомцами солирует сам мастер. Владимир Сивак, профессиональный артист балета. В свои шестьдесят строен и худощав, весь его облик и разговор располагают к себе и выдают известную питерскую интеллигентность, ту пропитку высокой культурой, которой славен город на Неве.
Двадцать лет труда на балетной сцене, десятки сольных партий, затем работа балетмейстером в театре оперетты, репетитором в народном театре балета, в школе высшего спортивного мастерства, где были среди его учеников и чемпионы Олимпийских игр. Позже он организовал детский балет на льду, где был тренером и хореографом одновременно. Есть в его творческой биографии увлечение аэробикой, настолько серьезное, что он составлял композиции этого синтеза спорта и танца, стажировался у американцев, был чемпионом разных соревнований, а совсем недавно получил сертификат, выданный международной ассоциации аэробики, что является инструктором международного класса."
И вот теперь здесь, в Сибири, он создал ансамбль "Радость", который маэстро видит, как Театр танца со своей швейной и обувной мастерской, со своими модельерами и художниками. Театр костюма, одежды, чтобы показывать в танце и на выставке ту одежду, которую должны носить, которая прекрасна и органична. — "Когда я работаю, я забываю про все, я живу в музыке. И помощь идет поразительная! Неверующий человек может внешне станцевать очень хорошо. Но старые балетоманы, ценители говорят, что современный балет очень страдает. Раньше артисты переживали то, что играли, Уланова танцевала через сердце, через дух... Всю жизнь с детства я никогда не оставлял Бога (мама у меня православная, она меня приучила). И потом в театре я видел, что мало кто выходил на сцену не перекрестившись — ответственность перед залом очень большая, а в трудные минуты человек всегда вспоминает о Боге.
В последние годы я очень много искал и не находил нигде ничего, везде видел ложь: говорили одно, а делали совсем другое. Был у евангелистов, баптистов, пятидесятников, ходили ко мне свидетели Иеговы, с ними я изучал Библию. Но однажды я увидел кассету с проповедью Виссариона. Не знаю, застал я пять минут или меньше, но за это время успел понять, что искал всю жизнь именно это. И теперь мне хочется свои эмоции, тепло, добро в форме движений передать людям, согреть их, обласкать и заставить их сердца тоже немножко потанцевать. Танец — это чувство великое!"
Так много хочется рассказать вам, дорогие читатели, о стольких радостных встречах поведать... К сожалению, в рамках небольшой книги это невозможно. Я думаю, что об этом поселении и событиях, происходящих здесь, будет написано много хороших правдивых книг. А мне остается только верить, что после моего рассказа у вас появилось вдохновенное желание самим стать счастливыми и одарить этим счастьем своих близких. Потому что счастье — это так просто, ведь оно в ваших собственных руках!
Свидетельство о публикации №223040500667