Понять нельзя принять. Часть третья

(Мои невыдуманные истории)
(Фото автора)

ЭХ, ДОРОГИ!

В заголовке пока не поставлены знаки препинания. Продолжая путешествие по Индии, пытаемся разобраться в своём отношении к этой стране.


                Х Х Х


Привет, Утро нового дня! Надеюсь, ты доброе и скрасишь своим нежным цветом стены древнего Тадж Махала. Да-да, сегодня мы едем на поезде в город Агра, в котором величественно возвышается одно из семи чудес света.


Про наш ритуал с завтраком на крыше читатели уже знают. Всё случилось также и в это прохладное (всего-то +35*) февральское утро и на тех же скоростях.


Кстати, о еде. Сразу скажу, что везде всё, что подавалось, было очень вкусным. Во время путешествия мы чаще всего не рисковали заказывать индийские блюда, благо везде предлагалось разнообразное меню: европейская кухня, азиатская, вегетарианская,скандинавская, индийская, средиземноморская и ещё какая-то. Но если вдруг осмеливались попробовать что-то местное, обязательно командовали: «No spice!» - Без специй!


Итак, мы освободили номер в отеле и отправились на несколько дней в путешествие.
Недалеко от родного Main Bazaar расположен железнодорожный вокзал. Только мы подошли к привокзальной площади, с нами поравнялся какой-то индус, поздоровался, попросил показать билеты, что мы послушно и сделали. Индус долго изучал наши бумаги, крутил посадочные талоны, цокал, качал головой, хватался за голову. Затем, голосом опытного судьи произнёс суровый приговор: «Ваши билеты требуют дополнительной регистрации!» Мы, конечно, впали в панику - какая регистрация, в билетной кассе ничего об этом не говорили, мы же явно опоздаем на поезд и т.д. Индус пожал плечами, помахал руками и повёл нас к какому-то строению поодаль от здания вокзала. Объяснил, что надо подняться на 3-й этаж, по коридору направо и дальше до упора. Я осталась под навесом, а девочки пошли разбираться с билетами. Минут через двадцать с перекошенными лицами они выскочили на улицу, нехорошими словами поминая того самого мужика. Здание оказалось заброшенным, никаких кабинетов и, конечно, сотрудников. Так! Новый развод! Но зачем? Ведь индус на нас не заработал ни рупии! Исчез, как и не бывало. Пока мы не разгадали эту местную фишку. Но и опыта не накопили: попадаемся на разводы уже не первый раз.


Сердца наши забились сильно-сильно: время с индусом потеряли. Не хватало ещё на свой поезд опоздать. Пулей понеслись на платформу.


Ещё дома, задолго до отъезда, изучили систему местных поездов. Индийская сеть железных дорог считается самой большой и наиболее разветвленной в мире. Множество типов вагонов - с кондиционером и без, со спальными местами, сидячими в купе или без купе с креслами, как в самолете. По два места в купе, по четыре, по шесть. Добровольные эксперты из международной паутины эмоционально предупреждают - кондишн в индийских поездах лютый. Помня об этом, мы взяли билеты по запланированным маршрутам без системы кондиционирования.


Первое наше путешествие началось. Приличный sleeeping вагон (т.е. спальный), похож на наш плацкарт, только три яруса в купе и два в отсеке напротив. Верхние полки висят на широких ремнях. Когда полки сложены - в купе очень просторно и комфортно. А когда подняты - на нижней уже не посидишь, если только в три погибели. Дверей в купе нет. Но есть весёлые шторки для каждого пассажира. Закрыл шторку - и ты в своём уютном гнёздышке: никого не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу!


 В купе с нами ехала миниатюрная японка с огромным рюкзаком. Вежливо поздоровалась, вытащила спальный мешок, тёплую шапочку, куртку, перчатки и умело начала готовить себе спальное место. Я с провинциальной наивностью полезла к японке с разговорами - куда, откуда, может, вместе прокатимся до Тадж Махала? Получила короткие конкретные ответы, произнесённые голосом автоответчика. Куда уж мне до таких высоких японских церемоний.


Поезд набрал скорость. На потолке вагона автоматически включились огромные вентиляторы - жуткий треск и ужасный холод. Напялили на себя кучу разных летних одежд, ни по какому признаку не сочетающихся друг с другом. Через 20 минут мы имели очень жалкий вид, клеились друг к другу, как бездомные котята из «Кошкиного дома» и чёрной завистью завидовали упакованной в спальник японке. От ледяного потока невозможно было скрыться: дуло отовсюду. Вспомнили кучу разных упражнений, чтобы согреться, подбадривали друг друга растиранием рук и ушей, пытались шутить и бесконечно смотрели на часы.


Обнаружили, что в тамбуре нет дверей. Просто проем, и всё! Дует везде, без пауз. Окна в вагоне закрыты, но это такая ничего не значащая мелочь. Повсюду крутятся вражеские пропеллеры-вентиляторы, которые превращают нас в обледенелых чудищ. Одно обнадеживает- три часа в пути. Трудно себе представить, что за бортом +45!


Всё же в Агру мы приехали. Несгибаемыми от холода ногами с трудом потопали на выход. В полном молчании. У нас есть немного свободного времени. Надо осмотреться, перекусить, найти ближайшее интернет-кафе, а потом уже в Тадж-Махал.


Дежурный по перрону подошёл к нам, дружелюбно поприветствовал, попросил предъявить билеты и предложил проводить нас в кафе. "Самиль!" - вежливо представился индус.


В кафе было много посетителей - у всех одинаковые дела. Прибыли разными поездами, сидят в кафе, многие делают записи в дневниках, пьют-едят. Мы нашли себе уютный уголок и вскоре поняли, что счастье есть. Есть-есть!!! Потому что здесь так тепло! В окно светит солнце, кофе горячий и очень вкусный. Еда приличная и не гудят вентиляторы! Может, уже не поедем в Тадж Махал? Поедем, конечно, поедем! Но сначала надо найти интернет-кафе: дома ждут наши сообщения.


Только вышли из здания вокзала, как из-под земли перед нами вырос Самиль, радостно сообщив, что такси нас ждёт. Поблагодарили его за заботу, объяснили, что по плану у нас сначала интернет-кафе. И только потом - в путь-дорогу. Какой высший сервис: сотрудник вокзала не только встретил нас и отвёл в кафе, но и о такси позаботился. А мы держим путь в интернет-кафе.


Оно расположилось в хиленькой лачуге, что нас развеселило и напрягло одновременно. Звучит очень красивая музыка, дверь нараспашку. Зашли. Посадочных мест штук двадцать и все заняты. Картонные перегородки между столами скреплены прищепками. Такие же путешественники, как мы, общаются здесь со всем миром. Дребезжат кондиционеры, снуют молодые индусы - самые главные в этой лачуге. Всюду висят провода - на потолке, на стенах. Под ногами перекрученные клубки кабеля. Множество разных удлинителей. Ноги поставить некуда - сразу попадаешь в какую-то ловушку из компьютерных аксессуаров. Кажется, чихнёшь - и рухнут все эти зыбкие конструкции. Наша весёлость слегка сдулась. Но разум победил. Вспомнили, что мы не в какой-нибудь чопорной Европе, а в Индии, где ничего невозможно понять с первой попытки. Втиснулись кое-как на освободившиеся места и новая проблема – компы не включаются, клавиатура не понимает, что мы от неё хотим. Кондиционеры выдувают из наших голов последние разумные мысли. Сели, попили предложенную мальчиком холодную воду и попытались словить кайф от прекрасной музыки. Но не за этим же пришли! Индусы обслужили других клиентов и принялись за нас. Отодвинули столы, начали распутывать километры проводов, закинули какие-то из них на торчащий на стене огромный гвоздь, подкрутили розетку, в которую почему-то никак не хотела включаться вилка. Долго искали наушники и трясли мышку. Заметили, что мы покачиваемся в такт музыки, чтобы хоть слегка сберечь свои драгоценные нервы, и предложили записать на нашу флешку действительно волшебные мелодии. Всё индусы делали медленно, нелогично с нашей точки зрения, но так, что никаких сомнений возникнуть не могло: только для нас стараются. Очень хотят сделать нам приятное. И вообще, разве смешной интернет может быть поводом для переживаний?


Я «отстрелялась» первая и вышла на улицу. Жарища нереальная, ищу подходящее место, где можно переждать. Тут же подбежал какой-то молодой индус, притащил огромный стул с мягкими подушками, угостил водой в бутылке и направил на меня лопасти гигантского вентилятора. Сижу, как шамаханская царица! Рядом колдует на длинном столе старый индус в огромной чалме и множеством разных причиндалов на шее: сантиметры, полоски разных тканей, пояски и что-то ещё. Понятное дело - портной! Ооо, так это же ателье! Наблюдать за портным было высшим удовольствием. Как иллюзионист, он орудовал мощным утюгом, колдуя над белоснежным длинным пиджаком. Мял, отпаривал, брызгал, встряхивал, вешал на плечики, цепляя на ветку стоящего тут же огромного дерева с чирикающими в клетках диковинными птичками. Спектакль для одного зрителя! Вдруг подъезжает такси (по-нашему - рикша!) и выходит степенный пузатый раджа. Весь в кольцах с огромными драгоценными камнями, в дорогой чалме. Сразу видно, что богач! У меня мысли забегали - что ж это он в такое простое уличное ателье приехал? Покруче что ли портного не нашёл? Через минуту я поняла, как была не права! Раджа, не спеша, поболтал с мастером и началось второе действие спектакля - примерка белоснежного индийского сюртука - ширвани. Безупречный крой, сложный фасон, отутюжен без единой морщиночки. Сел на хозяина, как влитой. Помощники портного манипулировали огромными зеркалами, заказчик придирчиво осматривал изнанку, дёргал сюртук за полы. Портной стоял поодаль, не шевелясь. Молчание прервалось страстным монологом раджи - он остался доволен работой. Расплатился, добавил чаевые и был таков.


А тем временем рядом два паренька на ободранном столе кроят мужские рубашки из белой натуральной ткани. Без лекал и каких-то прочих выкроек. Две-три метки - и ножницы делают своё дело. На том же дереве, где висел сюртук, колышутся на легком ветерке готовые рубашки. Их тщательно тут же гладят женщины железными утюгами на углях. Под деревом стоят два чурбака, на них - толстая доска, а на доске швейная машинка, самая современная. Думаете, что она механическая? Вовсе нет! Работает на электричестве - прям рядом, стоит чумазая бандура, которая вырабатывает ток!
Такое вот уличное ателье-люкс!


А ещё здесь рядом есть парикмахерская. Тоже на улице, у арыка, куда парикмахер сливает использованную мыльную воду. Вполне возможно, что из этого же арыка он набирает новую порцию для очередного клиента. Парикмахер обслуживает клиента, сидящего прямо на земле. Намыливает долго-долго, до появления густой пены. Белая пена так смешно смотрится на темном лице клиента и его чернющей бороде! Индус смотрит в крошечное зеркальце, висящее на дереве, и подаёт команды брадобрею. А в ногах стоит маленькая мисочка с водой, куда окунает кисточку мастер. Затем опасной бритвой, очень длинной и острой, парикмахер совершает резкие манипуляции в воздухе, слегка прикасаясь к лицу клиента. Со стороны выглядит это действие как смертельный трюк. Но всё заканчивается хорошо!


Сколько эмоций родилось у меня во время наблюдения за этим придорожным «Домом быта»! Иная жизнь! Другая планета! Это Индия, детка!


Тем временем мои девочки завершили все компьютерные дела, и мы отправились на вокзал, чтобы взять там рикшу для поездки в Тадж Махал. Через минуту перед нами предстал наш опекун Самиль и обрадовал информацией, что такси нас ждёт. Вот это сервис! Через 5 минут мы сели в авто рикшу. Самиль объяснил, что извозчики здесь не любят называть себя рикшами, а любят, чтобы говорили «такси». Ну, такси так такси! На трёх колёсах! Почему бы и нет? Уселись «в салон» поудобнее, а на водительское место пристраивается наш Самиль! Оказалось, никакой он не сотрудник вокзала, а обычный таксист. И вновь мы попались на эти бесконечные уловки индусов завлекать наивных туристов. Но каков сценарий! Встретил на платформе, проверил билеты, помог дотащить вещи до кафе, ждал нас больше часа и всё так чётко, вежливо, спокойно! Удачно словил клиентов!


Поехали на сумасшедшей скорости, те же восемь полос сплошного хаоса. Плюс ещё левостороннее движение! При обгоне - запросто на встречную полосу, жуткие манёвры, но все друг другу уступают. Никаких конфликтов на дороге. Позже мы узнали - водилы всех видов транспорта постоянно включают звуковые сигналы для того, чтобы предупредить участников движения: будь внимательным, иду на обгон, посторонись! За весь месяц мы не видели ни одной аварии на дорогах.


Самиль запел - красивый голос, бесконечный индийский репертуар. Жестикулирует руками, пританцовывает ногами, руль в свободном «плавании» - ужас ужасный! Нам тоже снесло головы - запели с ним на всю катушку песни из репертуара Раджа Капура. Ну, просто подпевали, конечно! Остановила этот наш бурный поток эмоций огромная пробка на одном из перекрёстков. Похоже было, что мы здесь заночуем и никакого Седьмого чуда света! Вдруг наш многоликий Самиль выходит из своего «такси», пробирается в центр дорожного кольца, залезает на площадку для полицейского и начинает руками управлять всем этим застывшим дорожным потоком. Нас душил смех от новой неожиданной репризы. Вскоре процесс пошёл, водители послушно выполнили все команды самозванца-регулировщика, и пробка рассосалась! Какое же было удивление, когда мы увидели реального дорожного полицейского с громкоговорителем и полосатым жезлом в руке, спокойно восседающим на булыжнике в тенёчке, не вмешиваясь в эту дорожную ситуацию. Да и наш красавчик Самиль сделал всё очень буднично, похоже, не в первый раз!


Когда все песни были спеты и мы с Самилем превратились почти в родственников, он приказным тоном объявил нам, что по плану сейчас должен быть обед и что мы едем  в кафе к его брату ( ну, конечно, как же иначе).


Место нашей первой в Агре остановки было очень уютным. Красивый сад, фонтанчики, клетки с синими попугаями, добротная плетёная мебель, меню на любой вкус. Нам подали холодную воду с лимоном и фрукты - комплимент от хозяина. Самиль неожиданно продемонстрировал новую грань своего таланта - заговорил о карме! Болтал без умолку, удивляя нас зачастую очень правдивой информацией о нашей жизни. Например, правильно назвал возраст каждой из нас. Мне сказал, что у меня слишком напряжённо работает голова. А на этой земле надо меньше думать и больше жить сердцем, чувствами. И что в поездке по Индии я встречу свою судьбу в лице 25-летнего юноши, ибо именно таков возраст моей Души. Не встретилааа…


Самиль много болтал, пел песни, рассказывал про себя. Философствовал: «Я пришёл в этот мир пустым и уйду из него пустым!» Делал всякие тревожные прогнозы, разглядывал линии рук и радужку наших глаз. Но когда он перешёл к массажу и обратил свой взор на моих девочек, я резко пресекла эти манипуляции к большому огорчению Самиля.


Принесли еду. Провидцу пришлось прерваться и влияние на нас его магической ауры ослабло. К концу трапезы он осмелел и объяснил, что для экстренной корректировки наших ментальных кругов ему надо поработать с каждой индивидуально. И начать непременно с самой молодой, причём в изолированном помещении, чтобы никакие внешние вибрации не нарушили общую картину. Тут уж настало моё время - с огромным удовольствием я забила его цитатами из известных трудов по эзотерике и решительно потребовала счёт за обед. Бедный Самиль: рухнул весь тщательно выстроенный им сценарий, да и крутой заработок обошёл его стороной. Дружба наша на этом закончилась, мы потребовали доставить нас в пункт назначения, выдали оговорённую на вокзале сумму и влились в огромный поток туристов, стоящих в очереди за билетами на Тадж Махал.


Здесь много своих ритуалов. Иностранные туристы и индийские обслуживаются в разных кассах у разных ворот. Стоимость билетов тоже разная, местным посещение обходится многократно дешевле. Иностранцам выдают воду. При входе очень жесткий контроль - никаких штативов, планшетов, больших сумок. Всё оставляем в камере хранения. Только документы, лекарства, фотоаппараты и маленькая барсетка. Вода обязательна везде.


Конечно, все знают об этом мраморном белоснежном красавце. Но когда ты понимаешь, что сейчас случится твоя очная, личная встреча с ним - волнение охватывает с макушки до пяток. Огромный парк с множеством прудов, всюду по-хозяйски носятся обезьяны, красивые лужайки. Мавзолей выполнен из необычного белого мрамора. Местами в глубине видны его прожилки и необычный внутренний свет. Вход в Тадж Махал только в бахилах, громко разговаривать нельзя. Мавзолей уже больше трёхсот лет хранит историю большой любви индийского шаха к красавице низкого происхождения, в результате которой родилось 13 детей. При рождении 14-го ребёнка жена шаха умерла. В горе и тоске шах принял решение выстроить для любимой мавзолей невиданной красоты. И построил. Тадж Махал и вправду волшебно красив. Когда гладила его холодные стены, понимала, что прикоснулась к вечности. А ещё там есть огромная площадка для медитации, с которой можно наблюдать, как течёт мутный Ганг, унося в своих водах миллионы тайн людских судеб.


Посещая различные памятники культуры в Индии, я заметила, что везде очень, ну просто очень много индусов. Большое число жителей страны никогда не выезжает за её пределы. Не только потому, что они не имеют на это средства. Но еще и потому, что самозабвенно любят свою Индию, не знают и не хотят знать иной образ жизни. Не интересуются менталитетом других народов. С гордостью и сумасшедшим патриотизмом посещают свои известные исторические места. Им хорошо в родной стране, независимо от уровня материального состояния. Надо ещё учитывать сложную кастовую систему, в понимание которой я даже не пытаюсь углубляться.


Итак, Тадж Махал мы посетили. Пора на вокзал и далее в город Варанаси. На поезде без кондиционера. Потому что с кондиционером просто жуть - как в морозильной камере на мясокомбинате. С вентиляторами мы уже тоже испытали ледяное удовольствие, благо всего три часа в пути. А в Варанаси - целых двенадцать, большинство из которых приходится на ночь.


Конечно, не каждый путешественник будет кайфовать от многих странных странностей индийского уклада жизни. Станет возмущаться, страдать от отсутствия привычного комфорта. Опасаться возможных инфекций. Обходить спящих прямо на тротуаре индусов, брезгливо отворачиваться от справляющих естественную нужду мужчин. А, может, стоит попробовать принять мир таким, каков он есть? Не торопиться критиковать то, о чем не имеешь ни малейшего представления. Попробовать то, что никогда не пробовал. Улыбнуться Миру и поблагодарить его за многогранность Жизни. Наполнить Душу Любовью!


Рецензии
Очень образно и понятно изложено, как сам там побывал.
Огромое тебе спасибо всегда!

Павел Шумкин   25.04.2023 18:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.