C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Юбилей Телеханского народного театра

Я приехала на каникулы к родителям после окончания зимней экзаменационной сессии 1976 года. Рассказала об оценках, полученных мною и институтскими подружками, с которыми родители были заочно знакомы.

До начала сессии я посмотрела премьеру фильма “Ирония судьбы, или С лёгким паром!”. Уточнила у мамы, смотрела ли она понравившийся мне телефильм; после её отрицательного ответа я взялась пересказывать сюжет.
 
Маминого терпения хватило на пару минут; воспользовавшись моей короткой передышкой, она продолжила рассказ.
 
– Мама, Вы же не видели фильма, откуда знаете его содержание?! – удивилась я.

– Мы с отцом два года назад смотрели спектакль с похожим названием* в клубе лыжной фабрики, – был ответ.

– Молодцы наши непрофессиональные актёры, менее десяти лет прошло с момента присуждения поселковому самодеятельному театру звания народного, а режиссёр уже на пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова “замахнулся”! – подумала я.

Так и оставалась бы я в счастливом неведении, если бы не юбилейная дата – пятидесятипятилетие со дня присвоения Телеханскому театру звания народного.

Празднование юбилея состоялось 31 марта 2023 года в Центре культуры и досуга. В начале мероприятия три музы в исполнении сотрудниц Центра донесли до зрителей своё видение истории создания театра – вида искусства, основанного на отражении сути вещей с помощью слова, музыки, движения, танца и мимики.

К юбилейной дате самодеятельные артисты подготовили спектакль по  лирической пьесе-комедии современного российского автора Эвелины Пиженко “Любовь и проводы”** (режиссёр Татьяна Мялик).

Сюжет пьесы незамысловат. Ухажёр завмага Зинки, слесарь Виктор, охладел к своей пассии. Продавщица, желая сохранить с ним прежние отношения, вступает в сговор с жителем деревни Митей. За поллитра “жидкой валюты” подельник Зинки каждую ночь выводит из строя сигнализацию, за  исправность которой отвечает слесарь.

Еженощные уходы Виктора из дома не остаются незамеченными женой. Да и у Шуры, супруги Митяя, тоже появились подозрения насчёт ночных занятий её благоверного.

Театральное воплощение Татьяной Мялик образа продавщицы Зинки  и сценическая площадка, оборудованная под магазин конца семидесятых годов, мысленно возвратили меня в сельмаг на малой родине моего мужа. Я вспомнила бесцеремонную и развязную продавщицу Аллу, которая считала себя главной фигурой в деревне; во времена тотального дефицита многие желали “дружить” с ней.

Роль Митяя исполнил сотрудник Телеханской средней школы, дебютант народного театра, Николай Басалай. Его внешний вид вызывал ассоциации с героем Сергея Юрского из фильма “Любовь и голуби”: фуражка образца шестидесятых годов прошлого века, брюки-галифе и хромовые сапоги. Сходство с киношным Митяем усиливала незамысловатая, простецкая манера поведения актёра-любителя на сцене.
 
Шура (Татьяна Луцевич), заподозрившая мужа в супружеской неверности, выясняла отношения с Митяем в переднике с весьма фривольным принтом: изображением “немножко одетой” девушки в чёрных ажурных чулках. Жена Митяя не отличалась “малогабаритными” формами: силуэт на фартуке смотрелся, как желанная, но недосягаемая для Шуры, цель.
 
Медичка Валентина (Елена Шилина) по пути в магазин объявила праздношатающемуся Митяю о проведении  ежегодной диспансеризации и пригласила его на “забор” анализов, который хитрый сельчанин преподнёс жене, как “забор в армию”.
 
В постановке было занято шесть актёров, которым удалось целиком завладеть вниманием зрителей; спектакль неоднократно прерывался аплодисментами поклонников самодеятельного театрального искусства.

По окончании представления методист Государственного учреждения культуры “Ивацевичская районная клубная сеть” Галина Ефремова поздравила коллектив с юбилейной датой и вручила руководителю театра Почётные грамоты областного и районного уровней.

Далее ведущие праздничного мероприятия рассказали зрителям историю образования Телеханского самодеятельного театра, у истоков создания которого, стоял директор Телеханского Дома культуры Анатолий Петрович Александров.

Всё начиналось в 1957 году, когда впервые на репетицию собрался драматический кружок; в числе его первых организаторов был Евгений Константинович Гладун.
 
Самодеятельными актёрами были поставлены спектакли по пьесам белорусских авторов: “Прымакі” Янки Купалы и “Перад вызваленнем” Пилипа Пестрака, “Наталка Полтавка” украинского поэта и драматурга Ивана Котляревского, а также "Стряпуха" по произведению русского советского писателя и драматурга Анатолия Софронова.

Постановки собирали полные залы зрителей. Особым успехом у местных театралов пользовался спектакль по пьесе Ивана Козела “Папараць-кветка”, посвящённый борьбе трудящихся Западной Белоруссии за социальное и национальное освобождение. В театрализованном представлении было задействовано более сорока актёров. Режиссёр спектакля – актёр Брестского драматического театра  имени Ленинского комсомола – Алексей Самаров, помощник режиссёра – Лидия Улитина.

Спектакль с аншлагом прошёл не только в Телеханах, но и побывал с гастролями в Брестском областном театре и Минском Дворце культуры профсоюзов.

9 сентября 1967 года драматическому коллективу Телеханского Дома культуры было присвоено звание “Народный”***.

С 1967 по 1970 год были поставлены спектакли по пьесам:

– “Над волнами Серебрянки” Ивана Козела (режиссёр – актёр Брестского драматического театра Георгий Боровик)

– “Русские люди” Константина Симонова

– “Бесталанная”  Ивана Тобилевича.

Творческий коллектив завоевал огромный авторитет не только у жителей посёлка, но и за его пределами. Он по праву приобрёл  статус ведущего самодеятельного театра области и получил многочисленные награды, в том числе дипломы республиканских фестивалей театральных коллективов.

В 1970 году на работу в Дом культуры пришла выпускница Гродненского культурно-просветельного училища Данута Иосифовна Кузнецова. Она возродила спектакль “Не верьте тишине” по пьесе Ивана Шамякина и осуществила постановку пьесы Георгия Стефанского “Нечистая сила”.

В 1974-1983 годах репертуар театра пополнился спектаклями “Солдатская вдова” по пьесе Николая Анкилова, “Наследный принц” Николая Матуковского, “Кормят ли волка ноги?” Георгия Марчука, “Таблетку под язык” Андрея Макаёнка, “Отпуск по ранению” Вячеслава Кондратьева.

В эти годы Телеханский народный театр был награждён дипломом Министерства культуры СССР за активное участие в культурно-шефской работе на селе.

В 1984 году театр возглавила Данута Кузнецова, которая четверть века была его бессменным руководителем. В репертуаре тех лет преобладали пьесы по произведениям белорусских авторов: “Паўлінка”, “Прымакі” Янки Купалы, “Порог” Алексея Дударева, “Мікітаў лапаць” Михася Чарота, “Адкуль грэх?” Алеся Петрашкевича, “І змоўклі птушкі” Ивана Шамякина.

Успехом зрителей пользовались спектакли по пьесам русских классиков и современных драматургов: “Предложение”, “Юбилей”,  “Медведь” Антона Чехова, “Русские люди” Константина Симонова, “Бомбовозы” Зинаиды Дудюк, “Мудромер” Николая Матуковского и другие.

Жители посёлка до сих пор вспоминают комедии “Женский улей” Василия Ткачёва и  “Альдона, Анета, Анфиса” Георгия Марчука.

Данута Кузнецова – не только хороший режиссёр, но и талантливая актриса.  На областных конкурсах любительского театрального искусства она дважды награждалась дипломами в номинации “За лучшую женскую роль”, а руководимый ею театр –  дипломами и грамотами районного и областного фестивалей; в 1987 году – дипломом секретариата правления Союза писателей СССР за активное участие в пропаганде советской драматургии.

Ведущие мероприятия поздравили Дануту Иосифовну с юбилеем театра, которому она посвятила всю свою профессиональную жизнь; её бывшие ученики подарили наставнику цветы.

После ухода Д. Кузнецовой на заслуженный отдых режиссёрами театра работали Александр Горбач (музыкальный спектакль “Беда от нежного сердца” по произведению Владимира Соллогуба), Наталия Бинкевич (“Маленький спектакль на лоне природы” по пьесе Степана Лоборезова) и Виктория Наливко (“Свадьба” по пьесе Михаила Зощенко).

В 2020 году был поставлен спектакль по произведению местного автора Василия Стрельчука “Воительница Матрёна” или “Щас как дам!”. На областном фестивале любительского театрального искусства “Театральное Полесье – 2020” дипломами за лучшую мужскую и женские роли в этом спектакле были награждёны Виктор Викторович и Татьяна Лукша; дипломом “За верность и преданность театральному  искусству” – Наталия Бинкевич.

В заключение мероприятия трудовой коллектив поздравил руководителя Телеханского Центра культуры и досуга, режиссёра и актрису Наталию Константиновну с шестидесятилетним юбилеем и сорокалетием трудовой деятельности.

К поздравлениям коллег юбиляра присоединились представители Государственного учреждения культуры “Ивацевичская районная клубная сеть”, Телеханского сельского исполнительного комитета, Совета ветеранов посёлка, историко-патриотического клуба “Память”, литературно-художественного клуба “Телеханская гостиная” и почитатели таланта актрисы народного театра.

Под занавес праздника Наталия Бинкевич произнесла проникновенную речь в честь театра, в которой призналась ему в любви:

“Мой дорогой и любимый театр! Сегодня у тебя юбилей – пятьдесят пять лет! И сорок лет из них моя жизнь неразрывно связана с тобой!

… Сегодня я хочу объясниться тебе в любви! Я люблю запах твоих кулис, эту уютную сцену, на которой знаю каждую половицу, скрипы, шорохи и вздохи твоих механизмов. Сколько раз ты помогал мне бороться с моими страхами и слабостями, вселял уверенность и дарил надежду. Мысли о тебе до сих пор не дают спать по ночам и так сладко замирает сердце в предвкушении выхода на твои подмостки..!”

Я слушала трогательное выступление Натальи Бинкевич и думала, что не случайно она родилась 28 марта, на следующий день после установленного в 1961 году праздника – Всемирного дня театра.

В ходе мероприятия демонстрировались документы и фотоснимки разных лет. Ведущими также называлось множество фамилий жителей Телехан, которые принимали активное участие в становлении народного театра;  в публикации не представляется возможным назвать всех поимённо.

Спустя несколько дней после торжества было проведено заседание литературно-художественного клуба “Телеханская гостиная”. Обсудив текущие вопросы, члены клуба начали обмениваться впечатлениями о прошедшем празднике. Я воспользовалась небольшой паузой в беседе и задала волнующий меня вопрос о спектакле “Ирония судьбы …”:

– Я не услышала в числе постановок Телеханского народного театра пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова “Ирония судьбы…”. А мама утверждала, что в начале семидесятых годов она смотрела театрализованное представление в клубе лыжной фабрики!

– Нет, такого спектакля никогда не было в репертуаре Телеханского народного театра, – сообщила Наталья Бинкевич. – Я хорошо изучила все имеющиеся документы, никаких упоминаний об этой пьесе нет.

– Мама не могла ошибаться, у неё была прекрасная память, – настаивала я.

– Вы говорите, в клубе лыжной фабрики? Вероятно, с этой постановкой выступал Брестский областной драматический театр, он часто приезжал к нам на гастроли, –  включился в разговор Виктор Курочкин.

Его поддержали другие члены “Гостиной”: театрализованное представление “Иронии судьбы …” давали актёры гастролировавшей труппы.

Я попросила присутствовавших на заседании назвать фамилии жителей Телехан, которые внесли значительный вклад в развитие народного театра. Многие из членов литературного клуба в своё время принимали активное участие в постановках; имена и фамилии самодеятельных артистов посыпались, как из рога изобилия.

Объяснив, для каких целей мне это нужно, попросила выбрать “самых-самых”. По мнению коренных жителей посёлка, инициатором создания любительского театра был Анатолий Александров; к лучшим режиссёрам были отнесены Фёдор Цудило, Данута Кузнецова и Наталия Бинкевич.

Список лучших самодеятельных актеров возглавил Евгений Гладун, один из организаторов драматического кружка. В числе достойных актёров-непрофессионалов – сотрудники учреждений социальной сферы и работники промышленных предприятий посёлка: Виктор Омеляшко, Иван Агренич, Лидия Улитина, Анна Солнцева, Михаил Кринец, Виктор Пашкевич, Михаил Викторович, Виктор Курочкин, Виктор Викторович, Андрей Хлыщёв и многие другие...

* “Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова “С лёгким паром! Или Однажды в новогоднюю ночь…” (отсюда и позаимствована вторая часть названия фильма. Эта пьеса была написана в 1969 году и к моменту постановки фильма с успехом шла в нескольких театрах по всему СССР; её сюжет совпадает с фильмом”. Википедия.

**Автор пьесы “Любовь и проводы” Эвелина Пиженко зарегистрирована на портале Проза.ру.

***После завершения торжественного вечера я уточнила причину “отсроченного” празднования юбилея театра у заведущего Центром культуры и досуга.
 
– А Вы забыли, чем наш посёлок занимался весь 2022 год? Правильно, подготовкой к областным “Дожинкам”, не до театралов было! – разведя руками, с улыбкой ответила мне руководитель Телеханского очага культуры.
 
Автор выражает признательность председателю Совета ветеранов посёлка Светлане Андреевне Крек за помощь в подготовке публикации.


Рецензии
Спасибо, дорогая Нелли! Да, про "Иронию судьбы" была сначала пьеса, которую ставили в театрах. Да, наша Эвелина Пиженко - талантливый драматург и писатель. мы друг с другом познакомились в 2015 г, когда я пришла на Прозу. Она у меня прочитала все романы, а я - у неё. Мне очень лестно было получать от неё хорошие рецензии, но были и с замечаниями. за которые я ей благодарна.
С уважением и теплом,


Людмила Каштанова   23.04.2023 12:20     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

Пересказывая сюжет фильма, я рассказала маме про сценку с "деликатесом": "Какая гадость эта ваша заливная рыба!"

- Не было такого эпизода! - уверяла меня мама.

Как оказалось, его действительно не было в сценарии, это - импровизация актёра Юрия Яковлева.

С самыми добрыми пожеланиями здоровья и благополучия.

Нелли Фурс   24.04.2023 08:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.