Вечная память! Гибель пла К-278 7 апреля 1989 года

"...-"Поздравляю Вас, товарищ лейтенант! Мы с начальником посоветовались и я решил!!

Вы назначаетесь на большую опытовую атомную подводную лодку К - 149 начальником химической службы!!!".

Не так давно утонул "Комсомолец"... тоже во многом опытовый…"

® Из рассказа автора "Моя сто сорок девятая. Пролог."

Как уже знают мои постоянные читатели, моя попытка цитировать понравившиеся лично мне рассказы о трагических моментах в истории отечественного подплава, предпринятая с начала января этого года, с треском провалилась. Ничего страшного, подводники народ изобретательный, и как сказал один мой новый знакомый, "мы что-нибудь придумаем".

Сегодня я попробую рассказать про свои личные воспоминания, с одной из них связанные. Решил опубликовать материал заранее, ввиду некоторых обстоятельств личного характера. Пишу спонтанно и немного "на нервах", так что не судите строго.


Мой командир отделения на младших курсах СВВМИУ, в ту пору старшина 2 статьи Свинар стажировался в экипаже Ванина. Но судьба распорядилась так, что Олегу служить на 278 -ой пла не пришлось. Я встретился с ним в Видяево, когда мою 149 -ую, уже выведенную из боевого состава флота, угнали в Ара-губу на отстой. Был на его подводной лодке в гостях, а потом как-то неудачно (не вовремя) пытался зайти к нему домой с дружеским визитом. Из бесед с ним, по теме сегодняшнего рассказа, я хочу обнародовать только одну им высказанную фразу:

-"Мне просто повезло…"


Повезло…

Вы знаете, я беседовал на эту больную для всех нас тему, и неоднократно, с очень уважаемым мной капитаном 2 ранга Гороховым (зачастую просто Михалыч в моих рассказах), и чётко помню сказанное им:

-"Знаешь, Женя, всё-таки Слава, похоже, немного не разобрался…"

Что я могу сказать по этому вопросу сейчас? Только одно:

-"А как , ****ь, командир дивизиона живучести капитан 3-го ранга Юдин Вячеслав Александрович мог разобраться, при отсутствии на подводной лодке РБИТС*а (*), который ВМФ так и не удосужился, с момента постройки, для уникальной 278 -ой пла разработать?! И кто, конкретно, наказан, за то, что его на момент аварии не было в сейфе живучести?!!"

Я, кстати, примерно так и ответил в те давным-давно уже прошедшие годы. А на резонный вопрос изумлённого Михалыча:

-"А ты откуда про отсутствие РБИТС*а знаешь?!!",

рассказал ему про совершенно случайную, ночную беседу с комдивом-три 462 -ой подводной лодки, так никогда из ремонта на СРЗ "Штиль" и не вышедшей, капитаном 3 ранга Нигматуллой Джураевым.


"Нега", а именно так звали за глаза, а иногда и напрямую, этого немолодого уже восточного человека, возвращался после одиночных затянувшихся посиделок в призаводском ресторанчике "Пала". Никого из бодрствующих в неурочное время своих сослуживцев на нашем ПКЗ он не нашёл, а добавить человеку ещё хотелось. В каюте 3-41 начхима экипажа Прудникова дверь была не заперта, а Нега к тому времени уже знал, что собутыльников я не выдаю. Никогда и категорически.

Человек только что вернулся со сборов по аварийности, проводившихся по инициативе штаба КСФ и Технического управления Северного флота, посвящённых в основном долгожданному подробному и (почти) откровенному "разбору полётов" по факту гибели 278 -ой.


У меня (как почти всегда в те времена) было. И не просто было, а было довольно много. Выпили-закусили. А потом Негу прорвало…

Я слушал его, раскрыв рот, до утра. Спешить было некуда - начиналась суббота, а вместе с ней рядовой ПХД (**). Пить практически полностью прекратив где-то на середине разговора…


А вообще-то странно, кому могли быть интересны мысли "чурки, вечного каптри и даже не члена Партии"? (***). 

А также, к примеру, озвученное им удивление и искреннее непонимание ситуации случайно затесавшегося на сборы, видимо, в отрыжке гласности, плюрализма и дерьмократии; старшего офицера в зелёной форме, взявшего слово последним, крайним, после утомлённых флотских офицеров, в массе своей подводников?

06.04.2023
.

Сноски:

(*) - РБИТС: "Руководство по боевому использованию технических средств" - прямые указания по действиям л/с аварийной пла в той или иной ситуации. Наличие его в сейфе живучести любой подводной лодки обязательно.

(**) ПХД: парко-хозяйственный день. На плавказарме для экипажей пла обычно подразумевал собой приборку, проверку формы одежды и прочую абсолютно никому ненужную херню. К облегчению товарищей подводников, к обеду обычно заканчивался.

(***) Нега так сам себя охарактеризовал. Из членов КПСС его с треском вы****или по результатам развода с женой. Уверен - прочтёт - не обидится. Потому что это не оскорбление его национального достоинства, а яркий пример двуличия и двойных стандартов морали, махровым цветом расцветших под закат Союза.

Как в государстве, так и в обществе, на всех уровнях. Естественно, и в ВМФ СССР тоже.

.


Рецензии
Спасибо большое, Евгений! Увы, всё именно так и было...

С уважением,

Игорь Караваев 2   27.01.2024 00:55     Заявить о нарушении