Смутное время

  В истории России Смутное время стало, с одной стороны - периодом, когда само существование Русского государства находилось под угрозой и вся его дальнейшая история могла пойти по-другому, в том числе и по пути полного уничтожения национального бытия. С другой стороны, та же самая Смута стала временем торжества национальной идеи, идеи единого общероссийского государства, которое сумело выйти из, казалось бы, непреодолимого кризиса. Старые враги Руси, Польша и Литва, объединившись в единую Речь Посполитую, торжествовали над руинами России, провозгласив польского королевича Владислава Московским царём. И лишь самоотверженная борьба земского ополчения, изгнавшего оккупантов сначала из Кремля, а затем и вообще из России, смогла изменить ход истории. Поэтому и его лидеры - Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - несомненно входят в число великих героев Руси.

  Обрисуем вкратце основные вехи времени, чтобы понять исторические и культурные процессы становления России, как самостоятельного государства. В 1589 году в Москву прибыл Вселенский Константинопольский Патриарх Иеремия. Семь месяцев его уговаривали возвести Московскую митрополию в патриарший ранг. Наконец, он сдался и подписал нужную грамоту. При активной поддержке Годунова первым патриархом на Руси стал Иов. В Москве был устроен праздник, завершившийся крестным ходом. Патриарх на осляти, в подражание Иисусу Христу, при ликовании народа объехал Кремль, причём осла вёл под уздцы Борис Годунов. Период патриаршества был отмечен ростом влияния Православной Церкви.
  Патриарх Иов сыграл главную роль в воцарении Бориса Годунова (1598 - 1605) после смерти Фёдора Иоанновича. Он собрал Земский Собор, который и выдвинул брата овдовевшей царицы Ирины на царство в обход настоящего наследника, кем являлся двоюродный брат царя Фёдора, Фёдор Никитич Захарьин -Романов. Если не оставалось наследников по мужской линии царя, то выбирались наследники мужеского пола по линии его матери. Родным братом матери царя Фёдора был Никита Романович Захарьин-Юрьев, после смерти которого, остался его родной сын фёдор, родной племянник матери царя. Но в обход этому правилу в Успенском соборе состоялось венчание Бориса Годунова на царство. Против него восстала боярская оппозиция. В 1600 году вся семья бояр Романовых по доносу пошла в ссылку. Старшего брата Фёдора Никитича (настоящего наследника и претендента на престол) насильно постригли в монахи под именем Филарета и сослали в Антониев монастырь под Архангельском. Его жену, боярыню Ксению Романову, также постригли в монахи под именем Марфы.
  Царствование Бориса Годунова было несчастливым. Из культурного наследия после себя он оставил лишь колокольню Ивана Великого, которую соорудили в Кремле в годы его правления. Частые голодоморы, интриги, и наконец, появление самозванца под именем царевича Димитрия, только усугубляли ситуацию вокруг имени Бориса Годунова.
  Последовавшие за его кончиной времена смуты были тяжёлыми для Руси. Самозванцы выдавали себя за трагически погибшего в Угличе сына Ивана Четвёртого Грозного царевича Димитрия и претендовали на царство. Лжедмитрием Первым был беглый монах Чудова монастыря Григорий, в миру Юрий Отрепьев. В Чудовом монастыре он стал дьяконом. Имея каллиграфический почерк, он переписывал книги и даже сочинял каноны святым. Вместе с патриархом Иовом Григорий часто бывал во дворце где, видимо, и услышал об убиенном царевиче Дмитрии. С воцарением узурпатора над Русью нависла угроза католичества.
  Церковь сыграла выдающуюся роль в спасении Русского государства во время смуты. В 1608 году Ян Сапега и Александр Лисовский во главе войск тушинского вора Лжедмитрия Второго решили блокировать Москву с севера и осадили Троице-Сергиев монастырь. В монастыре находился отряд во главе с царскими воеводами. Хорошо укреплённый, снабжённый оружием и боеприпасами, Троице-Сергиев монастырь представлял собой мощное оборонительное сооружение. Шестнадцать месяцев воины, монахи и жители окрестных селений отражали нападения пятнадцатитысячного войска. Тушинцы и польские ратники стояли под стенами твердыни и палили из пушек. Монастырь отчаянно сопротивлялся. Искренние молитвы осаждённых были услышаны. Одному из монахов было явление Преподобного Сергия. Он сказал, что монастырь не будет взят и указал место, где поляки вели подкоп. Ценой своей жизни двое добровольцев предотвратили вторжение врагов на территорию монастыря. Осада была снята после того как князь Скопин-Шуйский разбил войска тушинского вора под Тверью. Один за другим он освобождал от тушинцев города. Со средствами ему помогали монастыри - Соловецкий, Печёрский и другие.
  Архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын разослали по городам грамоты, призывая православных выступить на защиту родной земли. Одна из грамот достигла Нижнего Новгорода и оказала на его жителей огромное впечатление. В Нижнем стали собирать народное ополчение. Организатором его стал земский староста Кузьма Минин, ремеслом говядарь, то есть торговец мясом, а возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. Ополчение прибыло в Троице-Сергиев монастырь 14 августа 1612 года, а 20 августа подошло к стенам Москвы.
  В занятой поляками Москве патриарх Ермоген решил жизнь положить, но не дать погибнуть православию на Руси. По всей стране он стал рассылать грамоты, призывая народ объединиться против захватчиков. К москвичам Ермоген обратился с горячей речью в соборной церкви. После этой проповеди поляки взяли его под стражу. Прослышав, что в Нижнем Новгороде собирается народное ополчение, поляки потребовали от патриарха, чтобы он послал в Нижний грамоту, призывающую народ к благоразумию и верности королевичу Владиславу. Ермоген наотрез отказался: "Да будет над нами милость от Бога и благословение от нашего смирения, а на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем". За эти слова патриарха заперли в подземной келье Чудова монастыря и уморили голодом.
  Вместе с земским ополчением Минина и Пожарского под Москвой с поляками сражалось и ополчение князя Трубецкого. Воинство это было пёстрое и анархичное. Основу его составляли казаки, которые одно время гуляли с тушинским вором и разбойничали. Настроение их было крайне переменчиво: то они готовы были умереть за святую Русь и истинную веру, то отказывались воевать и требовали денег. Уже под стенами Кремля они взбунтовались, потребовали денег и грозились уйти на юг (видно, не проспались после очередной попойки). Прослышав об этом, троицкий архимандрит Дионисий послал казакам в заклад на тысячу рублей церковные сокровища: драгоценные ризы, стихари, утварь. Казаки усовестились брать в заклад освящённые предметы, вернули всё в монастырь и написали грамоту с обещанием не уходить из Москвы.
  После изгнания поляков встал вопрос об избрании царя. В решении этого важнейшего государственного вопроса церковь приняла самое деятельное участие. По всей земле русской был наложен трёхнедельный пост. С амвонов молились, чтобы Бог вразумил людей, и они бы выбрали достойного государя. В январе 1613 года собрался Земский Собор. Никогда он ещё не был столь представительным: помимо духовенства в нем приняли участие выборные от бояр, дворян, посадских, казаков и даже черносошных (свободных) крестьян. Выборы были долгими и горячими, не без острых моментов и интриг. Было отвергнуто несколько кандидатур, все понимали, что когда-то незаконность избранного царя привела к плачевным для государства результатам. И только кандидатура шестнадцатилетнего Михаила Романова, сына Филарета и двоюродного племянника царя Фёдора Иоанновича, устроила всех. Отец его, постриженный в монахи Филарет, сидел в польском плену, а сам новоизбранный царь вместе с матерью инокиней Марфой находился под Костромой в Ипатьевском монастыре. Туда и поехало высокое посольство, в состав которого входили рязанский архиепископ Феодорит, келарь Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметьев, чтобы вручить грамоту Земского собора с приглашением на царство. Надо отметить, что мать Михаила такому посольству была не рада и отказалась отдавать сына на престол, это её решение вынудило собрать у монастыря много народу, которые в течении трёх дней и ночей стояли под его окнами, вокруг крыльца и молились. Что оставалось Марфе делать? Пришлось со слезами отдать народу и государству своего сына Михаила, первого из рода Романовых на престол Российский.


Рецензии