Мысли на заметку. 23 ноября 2014 года

       Проснулся возле 6-ти, почти всю ночь проспал.
       _________________

       Всё читаю Гусейнова «Мыслителей» о нравственности.

       Нравственный закон основан на разделении внутри себя на сущности. Как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали: животное — человек — сознание.
По горизонтали: мужчина, женщина, член общества, прохожий и т. д. Несть числа.

       Это разделение порождает напряжение и одновременно определяет свободу выбора (воли).

       По горизонтали — проще.
       По вертикали — много сложнее. Нравственный императив в том, что человек не может не решать так или иначе этих противоречий в себе. Нравственный закон в том, что так человек:

       а) существует (бытийствует).

       б) развивается.

       Этот нравственный закон в себе и есть связь с Богом, отношения с Богом. Потому как я знаю это отношение, я и называю то, с чем я имею отношения, Богом.

       Только теперь с такой ясностью понял, что такое категорический императив.

       Нравственность — это не закон общежития, это закон конструирования своего бытийствования. Этот закон позволяет и нам быть такими, какие мы есть, этот закон заставляет нас развиваться, изменять свою собственную конструкцию в сторону от животного инстинкта до разумного сознания. И не только позволяет, но и заставляет.

       Нравственное существо — это созидающее существо, выполняющее функцию созидания. Прежде всего, созидания себя.

       Я всё это открыл для себя ещё в 30 лет, а потом был провал — почти до пятидесяти. И всё уходит. Чтобы быть, нужно само-поддерживать себя ежесекундно. Точно так же, как тело постоянно себя само-поддерживает.

       Удивительно, но любой поступок человека является нравственным, если это не животный инстинкт, если это не рефлекс.

       Нравственность состоит из миллионов мелких решений, а не из нескольких, которые кажутся судьбоносными для тебя.

       И это-то нравственное делание и есть закон, который мы не можем отменить, как не можем отменить закон тяготения. Это его Кант называл «категорическим императивом».

       В этом законе мы абсолютно несвободны, но именно в его реализации нам доступна свобода, свобода выбора.

       И в этом диалектическое единство детерминированности и свободы воли.

       Есть две несвободы, ограничивающие собою пространство свободы. Нет, не так. Есть множество несвобод по горизонтали, ограничивающие пространство свободы. Есть две несвободы по вертикали, ограничивающие пространство свободы.

       А настоящий закон в том, что задано направление движения. Я не верю, что нам идеи Бога, бессмертия, свободы воли даны вне опыта. Просто опыт есть феноменальный и ноуменальный. Опыт восприятия и опыт того, что воспринимает. А воспринимать может только вещь в себе (сама по себе).

       У нас есть опыт восприятия явлений, но он разделён на воспринимающее и воспринимаемое. При их столкновении возникают понятия как феноменальные, так и ноуменальные. И это факт, достаточно такие понятия проанализировать. Все абстрактные понятия являются ноуменальными (?).
       _________________

       Единственная вещь в себе та, что сознает себя собой, а потому может вступать в отношения с тем, что являются не ею. И этот-то опыт мы имеем прежде всего, а потом уже возникает опыт восприятия (чувственный опыт) и вся система эмпирики. И первый опыт назван неудачно — ноуменальный, то есть мыслимый, на самом деле он сущностной. Опыт себя в себе.

       На нём основывается и ноуменальный, и феноменальный.

       Сущностной — онтологический.

       Ноуменальный и феноменальный — эпистемологический. (Разделение ноуменального и феноменального — произвольно и условно.)


Рецензии