Родовод 7

  Я родился в деревне (в свидетельстве о рождении указано: поселок Любанского района Бобруйской области) Сосны (совхоз "10 лет БССР"). Однако, я ориентируясь на сегодня скажу, в деревне,  которая возникла вскоре после революции. Хотя если разбираться со словом деревня, то может возникнуть тоже некая трудность. Деревня или село - это тоже не простые понятия. Поэтому остановлюсь на слове деревня. Годом освоения Марьинсский болот и основания нашей деревни Сосны или Марьино можно считать 1926, по крайней мере в книге "На зямлi камунарау" Мiнск выдаведства "Полымя" 1979 год датой освоения Марьинских болот называют 1926год, а название совхоз получил "10 лет БССР" в связи с приближавшимся юбилеем образования БССР.  До этого здесь был хутор, на котором жил мифический для многих кто как и я родился в поселке Сосны, Демьян Нагорный, который родом был из соседней деревни Кузмичи. Наша деревня находилась недалеко от границы СССР и Польши. Об этом нам местным напоминали названия некоторых деревень, которые родившимся после войны не совсем были понятны, это такие названия, как Шестое, Седьмое, Пятое, Десятое, Двадцатое, что было обозначением пограничных кордонов, хотя деревни имели свои названия, Селец, Обоз... . Деревня, где я родился, была особенной. Основными жителями в деревне были русские, которые пришли сюда, чтоб строить новую жизнь. Время было такое. Это были путиловские рабочие (по краней мере летописцы нашего поселка всегда вспоминают 16 путиловских рабочих) и демобилизованные из армии красноармейцы разных национальностей. Они пришли осушать болото и строить новую жизнь. Понятно, что после революции в народных массах был эмоциональный подъем. Но это, так сказать, прелюдия.
     Как-то  друг моего детства Вова Хамицевич (в деревне он был более известен под кличкой Бычок) оказался в больнице в райцентре Любань.   
      Его там спрашивают: "Ты из деревни Сосны.?» Обычный вопрос.  Он отвечает: "Я из поселка Сосны". Ему еще раз повторяют вопрос. А он отвечает: "Поселок Сосны - это вам не деревня!". В этом был некий патриотизм, любовь к родной деревне. Понять это не каждому дано. Чтобы понять это надо знать как жили в поселке Сосны люди и как в ближайших деревнях. В поселке Сосны был совхоз, работники получали зарплату, были магазины, баня, больница, клуб, библиотека, пекарня. Этакие элементы цивилизации. Но это уже был совхоз послевоенный, в поэме Янки Купалы речь шла о довоенном поселке Сосны. 
    В поэме народного поэта Янки Купалы о поселке Сосны так и написано:
«Саўгас — горад, не мястэчка,
Не які там Любань!
Лад-парадак, люду поўна,
Толькі глянуць люба.
 
Гаспадарнаму саўгасу
Ёсць чым пахваліцца:
Ў ім будынкі ў два паверхі,
Клуб, як у сталіцы.
 
Ёсць бальніца, у бальніцы —
І доктар, і фельчар,
Хто прыходзіць ці прывозяць
Хворых лечаць.»
      Сегодня все это кажется похожим на сказку. От легенды белорусского Полесья Ордена Ленина совхоза "10 лет БССР"  не осталось прежнего величия, разве только все мы, родившиеся и выросшие в этом поселке, как осколки и напоминание о прошлом. Главное мы помним какая была жизнь в нашем поселке Сосны во времена СССР. Такой она уже здесь никогда не будет. Почему? На это я не берусь ответить, но думаю, что и никто другой не ответит.
      В 2028 году будет сто лет со дня образования совхоза "10 лет БССР", до своего юбилея совхоз не дожил. Увы!


Рецензии