Лучший директор ССУЗа в России
«Директор ГАПОУ СО Балашовского техникума механизации сельского хозяйства
Заслуженный учитель России, Почётный гражданин города Балашова
Кандидат сельскохозяйственных наук»
Это то, что значилось в визитке героя будущего очерка. Более обширная информация представлена в «Энциклопедии Саратовского просвещения: образование, культура, спорт» (2007г., с. 66-67). Кое-что знала о нём и по жизни: работали в одной сфере – образования. Лет 40 назад встречались при проведении соревнования между БТМСХ и СШ №6. Он был преподавателем в техникуме, я – заместителем директора по воспитательной работе в школе. Спустя годы мой визави стал очень известен. О нём писали, его награждали. Он стал директором того же техникума, где начинал преподавателем.
По сведениям из моего окружения знала, что Владимир Александрович человек по-прежнему сдержанный, скромный, обязательный, доступный.
Действительно, на мой звонок ответил сразу. Условились о встрече. Ровно в 12, как и договаривались, меня пригласили в кабинет. Волнение настолько мешало сосредоточиться, что только дома, вглядываясь в подаренную мне фотографию и ещё в десяток других – из многочисленных газет, журналов и даже книг, и сделанную собственноручно – стала анализировать его внешность. По-юношески стройный (а ему 67), безукоризненно одетый, в строгом соответствии с дресс-кодом (директор!), как бы сказали французы – комильфо, всё в меру, или то, что надо. Речь лаконичная, чёткая, без лишних подробностей, в хорошо воспринимаемом темпе – свойство логика, аналитика: почувствовал собеседника, выбрал интонацию и дальше – в нужном ключе.
Накануне встречи, конечно, познакомилась с тем, что уже раньше появлялось в печати. Так, в большом интервью А. Мартынова «Лидер: критерии успеха» («Балашовская правда» от 14 октября 2010 г. (№№ 154-155) представлен добротно прорисованный портрет во всех ракурсах. Половинко В.А. – лучший директор ССУЗа в России, ответственный депутат Собрания Балашовского района, оказывающий действенную помощь избравшим его людям; авторитетный наставник многих сотен выпускников техникума, их учитель и их кумир на всю жизнь.
Такой образ складывался годами. Прежде, чем Владимир Александрович стал лидером среднего профессионального образования России в 2009 году, он прошёл по всем ступеням от выпускника техникума до лучшего в России директора, победив в номинации «Директор – лидер в развитии социальной инфраструктуры ССУЗа». И все 40 с лишним лет он не только учит, но и учится сам. За плечами – Саратовский институт механизации сельского хозяйства, педагогический факультет Московского института инженеров сельского хозяйства, защита кандидатской диссертации.
Учится Половинко и у тех, кто был и остаётся для него авторитетом по жизни. Это прежде всего родители. Помнит Владимир Александрович уроки своего отца – фронтовика, орденоносца, труженика Александра Михайлович Половинко. Вернувшись с войны, отец работал, как и воевал, до победы. Возглавив в 1945 году разорённый лихолетьем колхоз, он поднял его до уровня передового. В семейный архив собрал Владимир Александрович о нём всё, что мог: фотографии, наградные удостоверения к двум орденам Славы, ордену Красной Звезды, медалям.
От родителей Половинко В.А. получил, а вернее, взял, впитал всё лучшее и сделал сутью своей жизни. От папы – упорство, любовь к технике и земле. От мамы – учительницы – умение работать с детьми, с людьми.
Понимая, как много значит пример взрослых, старших наставников, Владимир Александрович делает всё, чтобы добрая память не только жила, но и служила делу воспитания. Отсюда и памятник в вестибюле Учителю, предшественнику, директору техникума, у которого Половинко принял эстафету. В.А. всегда подчёркивает, что именно Патрикеев Ф.С. заложил основы современного учебного заведения. В этом же ряду и музей истории техникума, и многочисленные мероприятия, не формальные, воспитывающие патриотизм, любовь к родной земле, уважение к памяти и делам предков. И домашний архив, и семейные традиции – не цепь случайностей. Это концепция жизни, педагогической деятельности, родительской позиции.
В интервью редакции газеты «Приволжье» (март 2011) В.А. говорит об этом так: «Сегодня я человек в солидном возрасте и понимаю, откуда что берётся. Организованность, рационализм, которые помогали отцу руководить большим хозяйством, «перешли по наследству» ко мне. Он научил меня вовремя включать интуицию. Мама, учительница начальных классов, привила неистребимое желание учиться, познавать новое. Качества, привитые родителями, помогают в работе всю жизнь».
Как важно не расплескать этот опыт! Как важно каждому сознавать, что достижения предшествующих поколений не должны быть преданы забвению!
Наш герой не просто помнит. Он каждым своим деянием осуществляет это правило. Сам он определяет это так: «Принцип руководства заключается в ежесекундной жизни дела-ми техникума. Я человек моторный. Что–то придумаю, внедрю, потом и другие за мной подтягиваются».
Да, это верно сказал о себе В.А: моторный! И какой же мощности должен быть мотор, чтобы успевать учить, учиться, посещать лучшие учебные заведения подобного типа за рубежом, обобщать их опыт и внедрять его у себя. Это не слепое следование за заграницей. Знакомясь с практикой работы колледжей Китая, Японии, Голландии, Швеции, Финляндии, Владимир Александрович с удивлением и удовлетворением, и даже с оттенком сожаления констатирует, что в большинстве этих стран работают по испытанной и, в общем-то, хорошо себя зарекомендовавшей… советской системе. «Выходит, напрасно мы от неё отказались. Кое-что нужно было бы сохранить».
И всё-таки главное в жизни директора - это лично участвовать во всех студенческих мероприятиях, неустанно работать с коллективом, отшлифовывая до тонкостей каждый аспект отношений от техперсонала до заместителей. Для В.А. коллектив – это совокупность всех без исключения его членов – от давно ушедших на заслуженный отдых ветеранов до выпускников и первокурсников. Обо всех помнить. В праздник – поздравить. В нужде – помочь. В.А. смеётся: «Честное слово, сам удивляюсь, как всех запоминаю. Вот встречу на улице уже немолодого человека и точно знаю, что это – наш! Могу фамилию сразу не вспомнить, но что у нас учился – точно!»
Понимаю, что скромный очерк – не тот формат. О таком человеке пора писать книгу. Несколько строк в «Энциклопедии Саратовского просвещения» - это только краткий «статистический отчёт» о жизни директора. А необходимо, чтобы его душа и его опыт продолжали служить молодёжи. Помогали сделать правильный выбор, предостерегли от апатии и пренебрежительного отношения к своей малой Родине. Нужно, чтобы юноши, выбирающие дорогу, в самом начале пути знали, что быть героем, быть по-настоящему известным, востребованным, уважаемым и полезным можно не только где-то там и когда-то, а здесь и сейчас.
Известность Половинко – это не дешёвый скандальный успех сиюминутной «звезды», которой цена порой не больше, чем искре из костра. Это заработанные упорным трудом всей жизни успех и признание. Это добродеяние, устремлённое к сотням людей и на долгие годы.
Создать престижное, интенсивно и по всем направлениям развивающееся образовательное учреждение, востребованное и сегодня, и в перспективе, так как район наш традиционно аграрный, - это дорогого стоит. Именно за последние полтора десятка лет техникум так преобразился, что его с трудом узнают даже старожилы Балашова. На месте небольшого, непривлекательного как снаружи так и внутри здания – современные учебный и лабораторный корпуса, благоустроенное общежитие на…. мест, прекрасная столовая с недорогими и вкусными обедами, которую с удовольствием посещают и преподаватели, и студенты, помещения учебно – производственного хозяйства.
Студенты с воодушевлением и гордостью рассказывают о молодёжном центре, включающем студенческий клуб, дискоклуб, театральную студию, литературную гостиную и др. О замечательном спортзале, в котором большую часть суток бурлит жизнь. Предмет особой гордости – студенческое кафе. А самодеятельность! А вечера отдыха!
Разве это не подвиг – сотворение тысяч человеческих судеб, участие в их полноценном становлении, в подготовке их к служению Отчизне!
Помнятся времена, когда техникум был худшим вариантом сельского ПТУ. Учились там большей частью безнадёжные, не попавшие в более престижные учебные заведения выпускники неполной средней школы с большими проблемами в поведении. Студенты пренебрежительно и с неудовольствием признавались, что они из «сохи».
Именно с приходом Половинко В.А. произошли кардинальные изменения не только в материально-техническом плане, в учебно-воспитательном процессе, но и в отношении пре-подавателей, жителей района, а главное – студентов к своей Альма матер.
Мой визави упорно не желает признавать только собственные заслуги, неизменно подчёркивая роль своего предшественника Патрикеева. Это не выглядит ложной скромностью. Владимир Александрович охотно рассказывает и о своей работе, демонстрирует материалы о современной жизни техникума, с гордостью показывает многочисленные кубки, грамоты и, конечно…Пеликана – награду, завоёванную лично во Всероссийском конкурсе директоров ССУЗов.
Придирчиво вглядываюсь и вслушиваюсь. Пытаюсь отыскать в чертах лица, в движениях, манере говорить что-то особенное, следы скрытой от меня жизни – и не нахожу. И, наконец, решаю: это ведь и есть признаки настоящего, цельного, уверенного в своём правом деле человека! Ему не надо ничего скрывать и изображать. Он такой, какой есть на самом деле, во всём и со всеми.
Прочитала написанное. Очерк, вроде бы, получился. О директоре. Педагоге. Заслуженном. Уважаемом. Учёном. Депутате и т.д. Но первый же мой рецензент – дочь, филолог по образованию и мой неизменный редактор и весьма строгий критик, меня огорошила: «Ну да, вроде всё есть. Но ведь это из серии «Портрет в тёплых словах»? И где они, эти тёплые слова»?
Да… Пришлось напрячься. Помогло! Например, как я узнала, что стоит писать об этом человеке? Очень просто: я много раз, от разных людей слышала, какой замечательный Владимир Александрович! Это были студенты, выпускники разных лет, их родители. Они с восторгом говорили, как чутко, неформально относится директор к каждому, как старается помочь во всём, как организует их быт, питание, досуг. Вникает, если нужно, в личные проблемы. Помогает устроиться тем, у кого нет защиты и опоры. Его коллеги и подчинённые отзываются о нём с особым пиететом: очень доброжелателен, внимателен, поддерживает любую удачную инициативу, что-то инициирует сам. Включается и трудится наравне со всеми. Но – никакого панибратства! Может быть строгим, но без грубости и оскорблений, без которых, к сожалению, никак не могут управлять многие современные руководители.
Так вот в чём секрет этого удивительного человека! Он делает то же, что и другие «начальники», но искренне, с любовью к делу и уважением к людям. Не ждёт похвалы, не ради славы отдаёт силы, знания, учится на протяжении всей жизни, чтобы иметь право учить (не поучать!) других.
А тёплые слова? Разве не слышала я их в адрес Владимира Александровича Половинко от десятков людей, знающих его? И характерно, что они говорили эти тёплые слова с таким удовольствием, как - будто в том, что он такой хороший есть и их личная заслуга. И ни одной оговорки, честное слово! Никто не сказал: «Он, конечно, хороший, но…».
Мой собеседник не пытался меня обаять, произвести впечатление. Но к концу нашей встречи я уже была загипнотизирована силой духа, какой-то неуловимо присутствующей концентрацией энергии, деликатно проявляемой волей этого такого обыкновенного и такого удивительного человека. И уходя, искренне сказала: «Было очень приятно пообщаться с Вами!» Мой собеседник, поднимаясь, произнёс то, что сказал бы любой вежливый человек: «И мне тоже!». Но в интонации была всё та же подкупающая искренность…
Удачи Вам, Владимир Александрович! Заслуженный учитель. Лучший директор. Еди-нодушно избранный депутат. Учёный. Благодарный ученик и сын. Заботливый и любящий муж, отец, дедушка.
Декабрь 2014 В. Ильина
Материалы, использованные при подготовке очерка.
Мартынов А. «Лидер: критерии успеха» «Балашовская правда» от 14 октября 2010 г., №№154 155 (19354-19355).
Реноме победителя Всероссийского конкурса в номинации «Директор – лидер в развитии социальной инфра-структуры ССУЗа Половинко В.А.
Спецвыпуск газеты «Известия» в Приволжье». Приложение «Россия молодая», март 2011.
Спецвыпуск газеты «Известия» в Приволжье». Приложение «Россия молодая», июнь 2011, с.10.
Попова О. «Мы учим учиться» - запись беседы с В.А. Половинко.
Характеристика Половинко В.А. – участника Всероссийского конкурса директоров ССУЗов.
Энциклопедия Саратовского просвещения. Образование, культура, спорт. Саратовская губерния, кн. 1. Сара-тов: Редакционно-издательский центр «Поволжье» СПР, 2007. – 296 с., с.66-67.
Свидетельство о публикации №223040600204