Война. Фордзон. И дед Макар

         
               Главы из повести о сестре, роде и колхозе
                «Ленинский путь»

     Два трактора - первый, полученный, ну, тот самый, очаровавший Васю
 в детстве – «фарзон»* -  «Фордзон-Путиловец»** и уже советский, обновленный – американец – СХТЗ,  вождение которого с такой же юношеской романтикой освоила девушка села – Нюра Шатских – были основным богатством маленького колхоза «Ленинский путь»!
Да и пахотной земли-то у него тоже было не столь много.
 Но кто ж поведёт их теперь по полям, когда все отцы и старшие братья водят по земле, воде и небу боевые машины, сражаясь с захватчиками на всех фронтах?
  Ни дед Яшка, ни дед Егор в этом деле не помощники. Да и дед Макар – всю жизнь – на своей Карюхе, как называл он кобылку, впряженную в двух колёсную тачку, по полям рабочим в бочке воду подвозит. 

    Я, и то помню и эту тачку, и Карюху. И деда Макара, подъезжавшего почти каждый день к нашему цементному колодцу, что у самой проселочной дороге. Тихо спустится со своей дощечки – сидения – на землю. Не спеша подойдёт к журавлю, нагнёт, достанет ведро с водой, выльет в бочку и так – пока не наполнит её. Потом отверстие накроет крышечкой, закрепит, чтоб не разливалась вода, усядется на облучок и хлопнет слегка вожжами по бокам  Карюху и натянет их, мол, ну – поехали!
   Уже и мне пришлось, будучи учась в седьмом классе, пропалывать длинные рядки кукурузы, подсолнечника, свеклы под палящим  солнышком, видеть  появление в полдень деда Макара, везущего на своей бессменной Карюхе столь желанную деревянную бочку. Женщины, бросив тяпки или обед, подбегали, окружали, спеша утолить жажду холодной колодезной водой! И пили, и обливались, и набирали в бутылочки или фляжки про запас.
   И только я не спешила. Хоть очень хотелось пить. Смешно вспоминать, но  так оно было.
    Мне было лет пять, когда моя сестричка Марийка однажды встретилась у колодца с дедом Макаром.  И смех, и грех.
   Любопытная моя сестричка - подросток захотела попробовать воды из бочки деде Макара.
- На, внучка, кружечку, залезь  сама и набери водички, - подал дед Макар большую алюминиевую кружку. 
   Сестрёнка отдала мне пустое ведерко и быстро вскочила на тачку. Нагнулась над бочкой и громко заявила:
- Оооо, дед Макар! Какую же ты воду возишь на поля трактористам и полольщицам, а! Она же – воняет! Тухлятиной! Глянь – бочка вся зеленью поросла! Давай, помоем! Иначе я в поле побегу и всем расскажу!
- Постой, внучка! Не беги! Лучше скажи – кто ж мне бочку помоет? Я ж – старый, не сумею…
- Ды я! Сейчас и помою. Постой – полыневый веник сорву!
Соскочила с тачки, отбежала к берегу оврага, где целые заросли полыни и чернобыльника. Наломала  длинных былин. Скрутила из травы свясло,***  перевязала. Получилась скорее – метла, чем веник.
- Дедушка Макар, отлей пол бочки воды – я мыть буду!
Дед вытащил из задней стенки бочки деревянную затычку. Вода большой струёй хлынула на землю.
 - Хватит, дедушк! Закрывай! – командовала девчонка. И принялась усердно соскребать со стен бочки зелёную слизь и мох. Из бочки так понесло тухлятиной, что и я носик свой закрыла.
- Открывай, сливай воду, дед Макар! – приказывала Марийка.
Дед сливал. И наливал опять. И опять сливал. Марийка – терла полынёвым веником стены бочки. Так продолжалось, пока  на стенах не осталось слизи и мха, пока бочка стала пахнуть свежей водой. И вода  была чистой.
- Всё, дедушка Макар – теперь багнюкою  не воняет! Чистая бочка – свежая вода! Вези теперь на поле!
-  Вот спасибо тебе, внучка!  Помогла деду… А  чья ж ты будешь-то?
- Да Доньки Тарасовой дочка!
- Доньки Тарасовой? Ну, как же не знать – я с её отцом  и на пятачок****  ходил, и в Первую Мировую вместе из села уходили…

    Сестричка окончит шестой класс и уедет к дяде академику в Великий Новгород, чтобы там получить среднее образование и поступить в вуз.
     После неё никто деду Макару бочку не мыл. Сам он не мог. А может и не находил нужным. Бочка, оставаясь сутками в сырости, конечно, нуждалась в тщательной обработке.
      Я видела ту зелёную слизь и вдыхала болотный запах. 
И каждый раз, увидев  деда Макара и его бочку – чувствовала этот противный запах и образно видела эту отвратительную слизь.  И получалось очень странно – как бы ни мучила меня жажда там, на поле, где голову пекло солнышко, а ногам было горячо от прогретой земли – стоило мне увидеть повозку деда Макара и его бочку с водой, как пропадала жажда, вроде мне и не хотелось пить!      

 Помню, каково же моё было удивление, когда я, став уже  мамой, приехала на летние каникулы с трёхлетней доченькой в гости к родителям в хуторок Осинаво, некогда – колхоз «Ленинский путь» - вдруг увидела у цементного колодца… двух колёсную тачку с деревянной бочкой!  Но конь был другой.
И я усомнилась. Схватила дочку на руки и – к колодцу. До него-то от двора отца метров 50, не более! И каково же было моё удивление – воду журавлём вытаскивал из колодца самый настоящий дед, тот самый - дед Макар! Легенда нашего с сестричкой далёкого детства!
    Перед глазами поплыли картины послевоенного лихолетья,  палящее солнце над полем, разрумянившаяся от работы над чисткой бочки лицо сестрички… В ушах звучал её смелый детский требовательный голос… И тихий, отеческий голос деда Макара… А он... Вот он - передо мною! Живой, седой, как лунь, как живая сказка – опускал, натягивая, цепь журавля в колодец, поднимал из колодца – наполнял водою свою деревянную бочку!
   Пала от старости лет спутница его трудов – лошадь Карюха, поржавела от лет цепь колодезного журавля, опёрся уже на прикреплённую опору и сам журавель, а дед Макар всё  возил и возил холодную водицу  труженикам полей!

  Дома на моё удивление отец добродушно ответил:
- Да ему уже около ста лет!  Вот так, глядишь, и двести проживёт! А что? – Поле, чистый воздух, чистая вода. Конь – животное разумное и мощь духу придает! А сидел бы дома – может быть и следом за Карюхой давно ушёл…   
__________________________________________
* -  «фарзон» - Сайт Дзен, статья - AutoHS - история автомобилей . Первый массовый колесный трактор СССР     https://dzen.ru/a/Ykx-9Dsd9XaWosLA
**- «Фордзон – Путиловец» - Материал из Википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/-
***- свясло - из травы скрученная, типа - верёвка
**** - "пятачок", скорее всего не от монеты, а от пяток, которыми при пляске молодёжь по вечерам под гармонику "утрамбовала" землю, по форме, да- круг, как пятак.

P.S.   В повести некоторые имена и фамилии изменены автором по уважительным причинам. Да разве это главное? Главное – факты. По ним понимаются и познаются. Как птицы – по полёту.   


Рецензии