Подорван - не значит уничтожен

Обычно диверсанты или партизаны, докладывая о своих действиях против железнодорожных эшелонов противника, использовали определенную терминологию. Как правило, употреблялись слова типа: «крушение», «подорван», «пущен под откос». При этом вражеские эшелоны считались безусловно уничтоженными. На самом деле, однако, не всё обстояло именно таким образом. Поясню это на примере действий партизан Брянщины.   

Надо сказать, в годы Великой Отечественной войны Брянщина была одним из крупнейших очагов партизанского движения. Здесь были сосредоточены большие силы партизан. Достаточно сказать, что всего на территории Брянской области в течение войны действовали 27 партизанских бригад, 270 отдельных партизанских отрядов и подпольных организаций, общей численностью около 60 тысяч человек.   

Партизанские отряды Брянщины вели активные действия с сентября 1941 года вплоть до освобождения советскими войсками этой территории в сентябре 1943 года. На счету народных мстителей огромное количество уничтоженной техники и войск противника, но перечислять их я не буду. Тем более, что в данном случае меня больше всего интересует лишь тема уничтожения вражеских поездов.

Действительно, одной из самых важнейших задач партизан было нарушение железнодорожных коммуникаций противника и уничтожение подвижного состава. По некоторым данным, в результате диверсий брянские партизаны пустили под откос 841 эшелон с живой силой и техникой противника, 7 бронепоездов, 4 поезда аварийного состава. При этом, как утверждают партизаны, было разбито и уничтожено: паровозов – 832, вагонов с живой силой противника – 2.897, с боеприпасами и другими грузами – 4.494, платформ с боевой техникой – 2.766, цистерн с горючим – 124.

Несомненно, цифры впечатляющие! Однако насколько реальные были потери врага от партизанских диверсий? Совершенно точно ответить на этот вопрос довольно затруднительно, по причине отсутствия необходимых данных со стороны противника. Тем не менее, кое-какую информацию мне удалось отыскать в документах противника за сентябрь 1942 года. Осталось лишь сравнить данные партизан и данные противника о подорванных эшелонах в Брянской области. При этом подчеркну, что данная информация не является исчерпывающей и нуждается в уточнении и дополнении.

Итак, в первый же день месяца 1 сентября, по данным партизан, на дороге Брянск — Рославль был подорван 1 эшелон из 30 вагонов с боеприпасами, машинами и солдатами. Данные противника по этому случаю отсутствуют. Возможно, этот поезд был подорван за пределами Брянской области.

3 сентября, по данным противника, в 1 км севернее Батогово (северо-восточнее Брянска) на мину наехал 1 поезд, который никаких повреждений при этом не получил.

По данным партизан, 4 сентября на участке Снежеть — Белобережский (восточнее Брянска) под откос был пущен 1 эшелон с автомашинами и боеприпасами, уничтожен 1 паровоз и 12 вагонов, убито 70 фашистов. Данных противника по этому случаю нет.

Зато 5 сентября противник зафиксировал сразу три успешные партизанские диверсии: в 5 км западнее Белые Берега (восточнее Брянска) миной был подорван 1 поезд (1 паровоз и 3 контрольные платформы сошли с рельс, потерь нет), в 4 км северо-восточнее Палужье (юго-западнее Брянска) на мину наехал 1 товарный поезд, отделавшийся лишь незначительными повреждениями, а в 8 км южнее Навля (южнее Брянска) подорвался 1 венгерский бронепоезд.

На следующий день 6 сентября, по данным противника, в 4 км юго-западнее Козелкино (севернее Брянска) партизанами был подорван 1 порожний поезд (незначительные повреждения, потерь нет).

8 сентября, по немецким данным, в 4 км северо-восточнее Палужье (юго-западнее Брянска) на мине подорвался 1 поезд с отпускниками. И на этот раз, состав отделался незначительными повреждениями, да и среди пассажиров обошлось без потерь.

Группой подрывников отряда им. Баумана под командованием комиссара 1-го батальона тов. Каперзова 9 сентября в районе Красный Рог — Хмелево (юго-западнее Брянска) был пущен под откос воинский эшелон с живой силой противника. По утверждению партизанских источников, в результате крушения эшелона было убито около 450 немецких солдат и офицеров, кроме того, большое количество фашистов получили ранения. Однако такая крупная катастрофа, почему-то, в документах противника не зафиксирована.

10 сентября партизаны Брянщины заявили о подрыве в районе Палужье (юго-западнее Брянска) очередного эшелона с техникой и войсками. При этом, по утверждению партизан, вместе с эшелоном было уничтожено 8 танков, 10 самолетов, 11 автомашин, убито 250 и ранено 100 фашистов.

Однако, по данным противника, результат подрыва этого эшелона в 5 км юго-восточнее Палужье (юго-западнее Брянска) был не таким впечатляющими. В данном случае лишь 1 последний вагон сошел с рельс, причем никаких людских потерь не было.

Незначительными по немецким данным были и результаты ещё двух диверсий, произведённых партизанами, в этот же день. Так, в 2 км юго-восточнее Ржаница (северо-западнее Брянска) при подрыве поезда 2 контрольные платформы были повреждены (потерь не было), а в 6 км северо-восточнее Почеп (юго-западнее Брянска) наехавший на мину состав получил незначительные повреждения.

Три эшелона были подорваны 11 сентября. По данным противника, это произошло на участке дороги Брянск — Рославль, а также в 20 км северо-западнее Брянска и в 6 км северо-восточнее Почеп (юго-западнее Брянска). К сожалению, подробности этих подрывов не известны.

Ещё два поезда, как подтверждают немецкие документы, наехали на мины 12 сентября. На этот раз в документах зафиксирована информация о некотором ущербе. Так из подорванного в 2 км северо-западнее Жуковка (северо-западнее Брянска) порожнего эшелона сошел с рельс 1 вагон, а при подрыве другого поезда в 2 км юго-западнее Палужье (юго-западнее Брянска) были разбиты 2 защитные платформы. Потерь личного состава в обоих случаях не было.

15 сентября в 5 км юго-западнее Палужье (юго-западнее Брянска), по немецким данным, был подорван 1 поезд, снова отделавшийся лишь незначительными повреждениями.

Группа в количестве 5 человек партизанского отряда им. Берия 17 сентября на железнодорожном перегоне Погребы – Брасово (южнее Брянска) пустила под откос дрезину с 3-мя немцами.

Через несколько дней — 23 сентября — другая группа из того же отряда им. Берия в количестве 6 человек под командованием С. И. Леснева на этом же перегоне пустила под откос эшелон противника с техникой и живой силой. В результате, по докладу партизан, было разбито 12 платформ с танками, 3 вагона с живой силой и 1 паровоз. Данные противника по этому случаю пока не найдены.

Группа партизанского отряда «В бой за Родину» в 18 часов 5 минут 24 сентября подорвала эшелон из 12 вагонов с живой силой и автомашинами. Произошло это где-то в 65 км от Брянска. В результате подрыва был выведен из строя паровоз, убито и ранено до 120 фашистов, уничтожено 6 автомашин. Информация другой стороны о результатах данного подрыва пока не обнаружена.            

В ночь с 24 на 25 сентября, по данным партизан, на участке дороги Брянск — Почеп был пущен под откос эшелон из 25 пассажирских вагонов и 15 платформ с техникой, а в районе Паниковка – Красный Рог (юго-западнее Брянска) — эшелон из 15 вагонов с войсками и 1 подъемного крана. Данные противника по этим подрывам отсутствуют.

Последние две диверсии против эшелонов партизаны совершили 30 сентября на участке дороги Почеп — Немолодово (юго-западнее Брянска), подорвав поезд из 45 вагонов и платформ с танками и орудиями, а также эшелон из 17 вагонов с войсками и 1 подъемного крана. К сожалению, и на этот раз данных противника обнаружить не удалось.               

Всего на данный момент найдена информация примерно о 25 подорванных вражеских эшелонах за сентябрь 1942 года в Брянской области. Однако вполне вероятно, что ещё не все подрывы эшелонов здесь учтены, наверняка, о каких-то случаях предстоит узнать в дальнейшем.

Тем не менее, уже можно сделать определенные выводы, в частности по количеству потерь врага. Так, в отечественной историографии считается, что во время подрывов эшелонов противник понёс очень большие потери в технике и живой силе. Для примера, приведу некоторые данные партизан Выгоничского района (юго-западнее Брянска) о нанесённых ими потерях противнику.   

Сначала в одном из документов начала сентября 1942 года отмечено, что при крушениях трёх воинских эшелонов противник понёс, якобы, следующие потери: Немецких солдат — 1.104 человека, офицеров — 1, украинских солдат — 62 человека. Довольно странные цифры — я имею в виду потерю единственного офицера. Впрочем, может быть просто кто-то из партизан ошибся при написании этого отчета.

Другая информация относится уже к 10 сентября. Согласно этой информации, за первую декаду сентября партизаны Выгоничского района пустили под откос 6 воинских эшелонов и 1 бронепоезд. Причем, во время этих крушений противник понес огромные потери: убитыми 1.882 человек и больше 1.000 ранеными.

Разумеется, это ещё не всё. Судя по всему, в течение месяца партизаны других районов Брянщины также записали на свой счёт несколько тысяч оккупантов, уничтоженных при крушениях вражеских эшелонов. К сожалению, общие данные противника о потерях личного состава найти в документах пока не удалось. Однако даже по некоторой вышеприведённой информации можно сделать вывод о том, что партизаны совершенно непомерно преувеличивали потери живой силы противника. Во всяком случае, в перечисленных противником диверсиях о каких-либо потерях в людях вообще не упоминается.

Тоже самое можно сказать и о потерях подвижного состава, техники и других грузов. Рассмотрим, к примеру, 15 зафиксированных противником диверсий против эшелонов. Итак, в 1 случае наехавший на мину поезд никаких повреждений не получил, в 5 случаях эшелоны отделались незначительными повреждениями, в 4 случаях результат диверсий остался не известным. Известно, что при крушениях были разбиты 2 защитные платформы, повреждены 2 контрольные платформы, сошли с рельс 1 паровоз, 3 контрольные платформы и 2 вагона. Вот и весь ущерб! Правда, можно предположить, что ещё какое-то количество железнодорожных единиц, а также какой-то груз, пострадали при 4 крушениях, о результатах которых нам пока ничего не известно.      

Тем не менее, о явном несоответствии партизанских докладов с данными противника можно судить хотя бы на примере одной из диверсий 10 сентября 1942 года. Напомню, что тогда в 5 км юго-восточнее Палужье при подрыве немецкого эшелона лишь 1 последний вагон сошел с рельс, а никаких потерь в живой силе вообще не было. И это — несмотря на то, что по утверждению партизан, вместе с эшелоном было уничтожено 8 танков, 10 самолетов, 11 автомашин, убито 250 и ранено 100 фашистов.

Конечно, понятно, что к цифрам потерь врага от действий партизан следует относиться с известной долей скептицизма. Зато не подлежит сомнению тот факт, что в результате подрывов, движение по железной дороге, как правило, останавливалось. При этом перерыв в движении составлял от нескольких часов до нескольких суток. В общем, будем считать, что со своей главной задачей — нарушением коммуникаций противника — партизаны всё-таки справлялись...               


Рецензии
Охота на паровозы увлекательное дело и какой охотник не привет рассказывая о своих трофеях.

Поначалу думали, что достаточно прострелить из противотанкового ружья котел паровоза, чтобы он вышел из строя, но даже несколько попаданий паровоз не останавливали, у паровозных бригад были наготове деревянные пробки, которыми быстро заделывались пробоины, для этого поезд даже не останавливался.
Потом стали рвать рельсы, но на этот случай появились специальные переходные мостики, которые позволяли преодолевать повреждённый участок без прекращения движения.
Тогда стали взрывать поезда, это гораздо опаснее, однако даёт больший эффект.

Вскоре была придумана "партизанская стрелка", она крепилась двумя болтами к рельсу, набежавший на нее поезд уходил под откос при хорошей скорости почти всем составом, кроме того, это приспособление могло использоваться многократно.

Но немцы пошли дальше всех, отступая они прицеплять к паровозу специальный плуг в форме крюка, который разрывал и выворачивал из насыпи деревянные шпалы на протяжении многих километров...

Андрей Бухаров   09.04.2023 06:46     Заявить о нарушении
Рецензия написана с отличным знанием дела. Спасибо, Андрей!

Олег Каминский   09.04.2023 06:56   Заявить о нарушении
Железнодорожное сообщение важнейшее дело на войне, для его бесперебойного функционирования никаких сил не жалко.
Перед отступлением из Белоруссии, в мае 1944 года немцы, силами боевых частей провели грандиозную войсковую операцию против партизан, тем не менее операция Багратион прошла весьма успешно....

Андрей Бухаров   09.04.2023 07:09   Заявить о нарушении
Да, тогда было проведено несколько операций против партизан. Самая крупная из них - операция «Весенний праздник» (нем. «Fruhlingfest»), которая с 16 апреля по 10 мая 1944 года проводилась в Докшицком, Лепельском, Полоцком и Ушачском районах Белоруссии. По некоторым данным, в ней принимало участие около 60.000 солдат, 137 танков, 236 орудий, 70 самолетов, 2 бронепоезда. В том числе 12 полков СС и полиции (26-й полицейский полк СС, 3-й батальон 31-го полицейского полка, 62-й украинский батальон «шума», 57-й батальон «шума» и другие), части 6-й авиаполевой, 252-й, 95-й, 56-й, 195-й пехотных и 201-й охранных дивизий, 15-я пехотная дивизия СС, 2-й и 3-й латышские полицейские полки, 5-й латышский пограничный полк, части РОНА (1-й, 3-й, 5-й полки, гвардейский батальон, батарея 122-мм и 2 батареи 76-мм орудий, батарея 45-мм противотанковых пушек), особый батальон СС Дирлевангера, 501-й танковый батальон, 350-я охранная танковая рота, 722-й и 829-й охранные батальоны, 330-й стрелковый территориальный батальон, 350-я охранная танковая рота и другие части. Результаты операции: убито 7.011, взято в плен 6.928, дезертировало – 349 партизан. Убито 10.000-15.000 чел. мирного населения, угнано в Германию около 11.000 чел. Уничтожено: 103 партизанских лагеря, 215 бункеров, 52 огневых позиции, 3 склада боеприпасов, 1 самолет Ил-2 и многое другое. Захвачено: 3 противотанковых 45-мм орудия, 28 минометов, 24 противотанковых ружья, 10 тяжелых и 70 легких пулеметов, 86 автоматов, 1.082 винтовки, 38 автоматических винтовок, 47 пистолетов, 8 штыков, 2 авиационных пулемета, 294.710 винтовочных и 10.060 автоматных патронов, 1.205 патронов для ПТР, 175 противотанковых снарядов, 150 минометных мин, 697 мин (в том числе 7 английских), 1.345 кг взрывчатки, 6.500 капсюль-детонаторов, 1.153 взрывателей (в том числе 25 английских), 2.100 метров подрывного шнура, 1 планер, 26 повозок, 7 раций, большое количество скота, продовольствия и многое другое. Потери карателей составили: убито 17 немецких солдат, 101 немецкий полицейский и 57 восточных добровольцев. Ранено 40 немецких солдат, 361 немецкий полицейский и 224 восточных добровольцев. Потеряно также 2 самолета (1 Ю-87, 1 Арадо 66), 2 орудия, 1 орудийный тягач, 1 полевая кухня и 1 лошадь.

Олег Каминский   09.04.2023 07:48   Заявить о нарушении
Белорусы и Советская власть синонимы.
См. Партизанские хроники 1941 года.

Андрей Бухаров   09.04.2023 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.