Ларочкина свекровь

                Ларочкина свекровь
     Таисия Петровна совсем молоденькой девчушкой приехала в Москву в 20-х годах из Рязанской губернии. В то время тысячи крестьян потянулись в города за лучшей долей. Строились новые фабрики и заводы, да и   старые, частные,  ещё работали под вывеской «Товарищество». Рабочие руки везде нужны. Таисия выросла в семье донских казаков, с самого детства хорошо знала лошадей и могла свободно ими управлять. В Москве устроилась она работать на кирпичный завод формовщицей. Но однажды сын бывшего владельца завода Василий увидел, как девушка проворно обращается с конём и стал приглядываться к ней.
 
     Этот конь по прозвищу Буян был очень своенравным и не каждого мужика слушался, а тут девушка…  Буян не хотел ходить по кругу и месить глину для кирпичей. Он был конём свободолюбивым и рвался, как прежде, скакать по полям и лугам или возить людей по улицам города и участвовать в лошадиных соревнованиях. Было такое развлечение в Москве, которое собирало многотысячные толпы – конские состязания. Нрав Буяна Таисия знала, как усмирять. После взбрыкивания свободолюбивого скакуна, девушка строгим голосом говорила: «Чаво разбасовался, анчутка этакий?» и конь притихал и понуро тащился по кругу.  Так казаки на Дону разговаривали со своими ретивыми конями, с детства всё это видела Таисия.

     Отец Василия - Сергей Иванович, был ямщиком и на накопленные деньги, купил свидетельство, разрешающее ему вести торговые и промышленные дела.   Открыл маленький кирпичный завод,   потом ещё несколько. Кирпич в Москве был ходовым товаром, а организовать заводик не составляло большого труда. Нужен был участок земли с подходящей глинистой породой и водоёмом, печь, формы, навес для склада, кони и люди-формовщики.  Из деревянного город превращался в каменный, строился и разрастался.   Кроме заводов, построил Сергей Иванович и доходные дома, которые отписал своим сыновьям Василию и Федору. Крестьяне со всех губерний ехали в Москву, жильё всем было нужно. Сергей Иванович был очень умным и предприимчивым человеком, поэтому дела у него шли хорошо. Он состоял в Обществе владельцев кирпичных заводов и участвовал во всех мероприятиях. Занимался благотворительностью: выделял кирпичи со своих заводов на строительство храмов и школ.

      После Революции 1917 года частные заводы перешли в государственную собственность, но какое-то время бывшие хозяева работали там управляющими. Мелкие заводики объединялись в «Товарищества», а потом, получили номера. Бывшие хозяева, которые приняли новую власть, остались управлять заводами за зарплату, а уж, которые не приняли, разъехались кто куда.

Вот и будущий свекор Таисии остался на бывшем своём заводе управляющим, а сын Василий в помощниках у него был. Сергею Ивановичу Таисия понравилась. Увидел он в ней именно ту девушку, которая подойдёт его сыну. Таисия была и хозяйственная, и волевая – вон как её кони слушались, с такой не пропадёшь.  Он благословил молодых на свадьбу.  Мама Василия, Анна Ивановна, умерла несколько лет назад от чахотки, да и у Василия с детства были слабые лёгкие.

     Сергей Иванович и Василий жили в Неглином переулке, в бывшем доме Московского купечества.  Если раньше их семья занимала огромную квартиру на пол этажа, то после уплотнения, всего две комнаты.

      В одну из этих комнат и привёл Василий свою жену Таисию. Здесь они жили до конца тридцатых годов, здесь появились на свет трое их детей Варвара, Никанор и Геннадий. Сергей Иванович, отец Василия, умер через 2 года после женитьбы сына. Но внучку успел увидеть.  У молодых уже родилась дочь, маленькая Варя. В наследство Василию, кроме комнаты отца  достались золотые монеты, царской чеканки, кое-какие украшения матери, Анны Ивановны, - то, что осталось от его капитала. Он сумел это спрятать и сберечь, и немного денег, заработанных уже при новой власти. Через 3 года после рождения Вари, на свет появился маленький Никанор, а ещё через 7 лет родился младшенький Гена. Ему больше всех досталось любви и матери, и подросшей сестры.  Для такой большой семьи нужен был и дом побольше, и огород, и живность можно завести. Вот и задумались Василий с Таисией о частном доме в одной из подмосковных деревень. Для начала купили небольшой домик с огородом в селе Садовники, но мечтали построить дом побольше. Когда подвернулся случай приобрести недорого маленький домик, но с большим участком, они сразу же переехали туда и принялись за строительство нового большого дома.  Построили. Новоселье справили   конце 1940-х. Да недолго в новом доме пожил Василий, ушел из жизни он в 1952. Дочка Варя вышла замуж, ушла жить к мужу, родила дочку Анну, а средний сын Никанор служил на флоте. Потом вернулся, женился и у него две дочки родились, Марианна и Лидия.

     При Таисие остался только младший Генка, подросток 14 лет. Мальчишкой он рос хулиганистым, часто дрался, но всегда по справедливости. Подлости и хитрости не было в нём. Часто вспоминал он отца, который научил его всё делать своими руками и привил любовь к лошадям. Брал его часто на бега, когда Геннадий вырос, то стал завсегдатаем Московского ипподрома. Познакомился там с такими же заядлыми лошадниками. Геннадий ходил на бега больше из-за удовольствия. Любовь к коням передалась ему от родителей.

     Но вот пришло время, и младшенький Генка сноху в дом привёл. Таисия Петровна во второй раз стала свекровью.
...................................................
Для иллюстрации атмосферы описанных событий использовано фото с сайта:
https://sehem-het.livejournal.com/3443.html?view=comments

                Продолжение следует


Рецензии