Слово о социалистическом рае. По блату
«По блату». Это выражение на каждом шагу, когда полушёпотом, когда открыто, звучало то тут то там. По блату, по знакомству, например, устраивались на работу. Вся сфера трудоустройства была плотно опутана паутиной из знакомств и связей. Даже сколько-нибудь сносную работу нельзя было получить без чьей-нибудь протекции. Если у тебя нет нигде никаких знакомств, не видать тебе «тёплого местечка»! Каждое такое «местечко» было на учёте и передавалось, как дворянское имение, «по наследству». «Свои люди» сидели в отделах кадров, в директорских приёмных, через них и шло распределение среди «своих» же этих «тёплых местечек». «Чужаку» со стороны, хоть лоб себе разбей, было туда не устроиться. Правда случались «курьёзы», когда чужак вдруг попадал на хорошее место, но это было совершенно случайно, по недоразумению, по чьему-то недосмотру…И как бы прилежно он ни трудился, как бы ни старался завоевать себе авторитет, он так и оставался «чужим среди своих». По блату приобретали вещи и продукты. "По блату" получали квартиры, прописки, "по блату" сдавали экзамены…"По блату" получали путёвки в санатории и дома отдыха.
Так, например, если у тебя есть знакомые в профкоме или в здравотделах, у тебя есть шанс получить санаторно-курортную путёвку в лучшие санатории и в удобное для тебя время года, причём вне очереди. А если нет, тебя поставят на очередь и ты, дождавшись через год, а то и больше, наконец, путёвки, можешь рассчитывать только на обычный, заурядный санаторий, и не летом, а осенью или ранней весной, когда стоит некомфортная погода, совсем не для прогулок…Могут тебе подсунуть и «горящую» путёвку, если кто-то из «шишек» отказался, и тогда тебе придётся в спешном порядке переносить свой отпуск, ломать свои планы…ты, конечно, можешь от неё отказаться, но тебя упрекнут в неблагодарности и намекнут, что другой такой счастливый случай может тебе больше и не представиться…Как-то в восьмидесятых, когда могущество КПСС стояло уже на грани своего краха, и когда понемногу начиналось массовое «бегство» из партии и комсомола, у меня вышел такой случай. Я встала на очередь в заводском комитете комсомола на санаторно-курортную путёвку. Когда, примерно через год, подошла моя очередь, и я пришла в комитет, мне сказали, что путёвка пришла, но её отдали другому. «Кому?» - спросила я. «Одному из членов комитета», -ответили мне. «Как же так? – возмутилась я. – Я честно отстояла целый год в очереди!» Чиновник от комсомола мне ответил, что, мол, комитет отдал путёвку своему члену, так как у него, якобы, большие заслуги перед комсомольской организацией, что он очень много сделал, и тому подобное. Я была потрясена этим предательством и вышла из комсомола.
А что уж говорить про вещи или продукты! Один забавный случай произошёл со мной в детстве. Было мне тогда лет десять. Как-то раз мама моей подружки, через знакомого товароведа, достала для меня кофточку. Это была шерстяная трикотажная кофта для девочек с очень красивым отложным воротником… Как же я обрадовалась! О такой вещи я только мечтала. Подружка позвала меня гулять и я, несмотря на то, что было лето и на улице стояла тридцатиградусная жара, надела свою обновку и с гордостью шла по улице рядом с подружкой и её мамой, не обращая внимания на то, что мне очень жарко и хочется пить…Встречные прохожие останавливали на мне взгляд (кофточка привлекала к себе внимание, в магазинах такие не продавали). Одна женщина на улице не выдержала, подошла к нам и тихонько спросила: «Скажите, где вы такую кофточку купили?» Я не задумываясь, не дожидаясь ответа мамы моей подружки, вдруг деловито и с гордостью выпалила: «Таких нигде нет, это – по блату!» Женщина удивлённо раскрыла рот и сконфуженно подняла брови… «Да?» - только и сказала она и пошла дальше. Мама подружки натянуто улыбнулась, видно было что ей стало неловко, а подружка толкнула меня локтем в бок и шепнула: «Ты что?!» «А что?» – спрашиваю. «Нельзя так говорить!...Ты же мою маму подводишь, видишь, люди на неё смотрят…Так не говорят при всех!»
В больницах и поликлиниках без связей нельзя было попасть к хорошему врачу, без связей нельзя было прописаться в квартиру и прописать кого-то к себе…и ещё много чего. Вся жизнь человека была пронизана поиском этих пресловутых связей, без которых невозможно было нормально жить. Это был какой - то бич. Дамоклов меч. Это было настолько всеобъемлющим явлением, что даже в мелочах нельзя было обойтись без «блата».
Однажды я совершенно случайно попала в больничную палату «для своих». Просто место там пустовало и меня приняли. В палате чистота, мыли по несколько раз в день, и больные обращались к лечащему врачу не просто «доктор», а только по имени-отчеству, как к родному. Когда был обход, каждый подолгу вёл задушевные беседы с врачом, что было невозможно в обычных, рядовых случаях. Придёшь на приём в поликлинику, врач тебя и слушать не станет, и не взглянет на тебя ни разу, как будто ты – пустое место, болтает с медсестрой или по телефону, и как только ты разинешь рот, он тебя тут же перебьёт и чуть ли не выставит из кабинета, сунув наспех написанный рецепт. О! Тот, кто имел знакомых в больницах, поликлиниках, аптечной сети, в здравотделах, был просто счастливчиком!
Вот так и жил простой и честный советский человек. Тыкался он всю жизнь лбом о непробиваемую стену, собирал кучи никому не нужных бумажек, которые пожирали его нервы здоровье, капля по капле, и, в конце концов доводили до инфаркта и могилы. Между тем как его сосед, имея везде необходимые связи, прекрасно жил, с удовольствием, жил и радовался…Конечно, связи были всегда, во все времена и тут нет ничего нового. Но ведь речь-то о социализме! А как же тогда быть с провозглашёнными равными возможностями для всех трудящихся? Увы, это был великий обман социалистического строя.
Ну, и какой же это «рай»? Это вовсе не рай, а сущий ад…
7.04.2023
Свидетельство о публикации №223040701196