из сборника. 2
Убивать – это грех?
В очередной раз Виталий посетил Сергия в его обувной мастерской в канун Чистого четверга.
- Хорошо, что зашел, завтра я не работаю, с утра на богослужении.
Виталий занял свое место, напротив Сергея.
- Я видел объявление о выставке художников в городе, ты выставлял картины?
- Да, три.
- В этот раз что – то купили?
- Нет,- вздохнул Сергей, - у знакомого купили. – У меня вся квартира заставлена картинами, холстами, подрамниками, красками, кистями. Сам сплю на раскладушке на кухне. Иногда я дарю картину стоматологу, терапевту. Но мне же нужны деньги. Мне посоветовали сделать попытку устроится в училище преподавателем. Ищу того, кто мне помог в этом.
Зашел посетитель. – Сергей надо копию ключа сделать, срочно.
- Нет вопросов, посиди минут пятнадцать.
Сергей взял ключ, подобрал заготовку, наладил станок.
- Борис, ты оклемался?
- После операции, еле хожу с костылем. Решил съездить на родину, в Болгарию.
- Ты меня всегда приглашал в Болгарию, - продолжал Сергей, не прекращая работу, - попить вино, сделать зарисовки гор, познакомить с соседкой, черноокой красавицей, вдовой.
- С женщинами все покончено, - вздохнул Борис, - а ведь отбоя от них не было. Теперь так и ковыляю один, как неприкаянный. Как писал Есенин «я отцвел, не знаю где, в пьянстве иль в разврате, раньше нравился, а теперь оставили».
Обычно, Виталий встревал в разговор, а тут даже желания не было. По всему было видно – в неряшливости одежды, потертых брюках, растоптанных ботинках, щетине на лице – что он покинутый женщинами.
- Не все потеряно, съездишь на родину, придешь в себя.
- Дай да бог, дай то бог,- ответил Борис.
- Ты, главное, почаще ходи в церковь, молись,- сказал Сергей, отдавая ключи, – С тебя триста рублей.
Отдав деньги Борис, вышел осторожно перешагивая через порог.
- Какой был красавиц; не смотря на мои потуги, я не приобщил его к церкви. «Может сейчас все измениться», - сказал Сергей, провожая Бориса взглядом.
Некоторое время оба молчали, думая каждый о своем.
- Сергей, ты так часто цитируешь Ткаченко, священника – шоумена. Он меня в очередной раз удивил меня.
- Чем?
- он обратился к солдатам, участвующих в СВО с наставлением: «Когда заряжаешь орудие, то молись «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй».
- И что тут особенного?
- Непонятно кого надо помиловать – того, кто заряжает снаряд или того, где снаряд разорвется?
- И того и другого, - сказал Сергей, после минутного размышления.
- А зачем тогда заряжать орудие?
- К чему ты клонишь? – спросил Сергей, явно уходя от ответа на поставленный вопрос.
- По христианскому учению – убивать или хотеть убить – это грех, вопиющий на небеса.
- Ты, что осуждаешь священника? – спросил Сергей, в очередной раз уходя от ответа. – Не суди и не судим будешь. Ты можешь прийти в церковь и молить Бога, чтобы он вразумил священника.
- Сергей, ты опять ушел от ответа на мой вопрос. - Убивать – это грех?
Зашла женщина лет пятидесяти, в спортивной куртке современного покроя, шатенка, без следов старения.
- Лариса, сколько зим сколько лет. Ты, как всегда очаровательна, с чем пожаловала?
- Я купила женский велосипед, раритет, семидесятых годов; привезли из Германии. Мне сказали, что собственник объехала на нем весь Берлин. Глаза Ларисы светились. К велику отдали устройство, что это такое и где его крепить?
- Это динамо, питающий лампочку, - ответил Сергей, рассматривая его со всех сторон.
- Мне не нужна лампочка, я не собираюсь колесить по городу в темноте. – Я слышала ваш оживленный спор.
- Мы с Виталием спорили о том, можно ли осуждать священника по вопросу о СВО, где убивают друг друга верующие.
Лариса, повернувшись к Виталию, просканировала его с ног до головы.
- Сергей, тебе ли говорить об этом, ты знаешь, что судить – это грех и не важно кто - кого. Мы настолько греховны, что, если нас «разобрать по косточкам», то мы ужаснемся. Бог нас всех наказывал в древние времена и сейчас наказывает.
- А убивать – это грех? – спросил Виталий.
- Убивают по разным причинам.
- Я имею в виду события на Украине.
- Все войны – это промысел Божий.
- Как это промысел? – одновременно вырвалось у Сергея и Виталия.
- А так, каждый живущий на земле настолько греховный, что покаяние не спасает, только уничтожение всех путем воин и природных катаклизмов решает проблему. Потом наступит новая эра человеческой цивилизации.
- Как после всемирного потопа? – спросил ошеломленный Виталий.
- Да, вроде этого.
«Её слова автоматически вылетают из её уст, как давно заученный текст,- подумал Виталий,- как у зомби. А если у неё дети? И они должны так же погибнуть?»
- А вам советую – никого не осуждайте, занимайтесь только самими собой, не обращая внимание на других. – На этом все, я и так задержалась, на работу спешу.
Когда Лариса выходила, Сергей с изумлением смотрел вслед.
- Вот это женщина, с ней спорить – себе дороже.
- Это не женщина, это зомби. С такой я встречался на малой родине, когда отдыхал там, звали её Люба. Она пела в хоре и вела все хозяйственные работы в церкви. Её суждения точь - в – точь совпадают с Ларисиными. Люба считает, что она не доживет до того, как жители земли погибнут. Она будет в это время на небесах и «созерцать» происходящее. При всей её фанатичности религиозных убеждений она не смогла приобщить к Церкви своего сына, внучку.
- Что касается «заниматься собой», т.е. познавать только себя – это бред. Мы живем в социуме, а не в пустыне, как, например, жила Мария Египетская. Когда её нашли, то от неё остались кости и кусочки одежды. В этом ли замысел Божий – родиться, чтобы убивать друг друга или само истязаться в одиночку?
Сергей молчал, рассматривая туфельку на высоком каблучке, принесенную для замены набойки.
Попрощавшись, Виталий вышел, остановился у ограды церкви. Никто не входил и не выходил. Виталий, прочитал объявления, посмотрел на купол, крест: «Господи, помилуй нас грешных», повторил еще два раза и пошел домой.
Когда лег в постель, то мысли крутились вокруг Ларисы и Ткаченко. Весь Новый Завет пронизывает идея миролюбия и любовь к ближнему, а к чему призывает Ткаченко? Виталий вспомнил рубаи Омара Хайями «Шейх блудницу стыдил ты, беспутная, пьешь, всем желающим тело свое продаешь! Да, я – сказала блудница - и в правду такая. Тот ли ты, за кого мне себя выдаешь?»
В разгар пандемии Ткаченко вошел в студию в противогазе, сел на стул и сбросил его; тем самым показывая, что храме Господнем никто не заразится. Что движет Ткаченко? И тот ли он, за кого он себя выдает? Отрешаться от мира как глаголет Лариса – это в религиях Индии. Христианство не мыслима вне социума: «Где двое там и Я», говорил Иисус Христос. И много ли таких как Ткаченко, Ларис, Люб?
Они сеют только смуту у верующих и неверующих. А может я ошибаюсь? И конец Света не за горами?
Свидетельство о публикации №223040701244