Творчество или цитирование? Соционическая заметка

Итак, представим себе ситуацию яркого противостояния между представителями типов ЛИЭ и ЛИИ.

Базовый чёрный логик и базовый белый логик.

В зависимости от начала жизни и первых опытов, наполнение базовой функции может быть более или менее гармоничным.

Иногда травма может быть настолько глубокой, что тип за ней разглядеть сложно. Это одна крайность. Другая состоит в том, что индивид может трансцендировать свой психотип и активно участвовать в переписывании личной истории и "переизобретении" себя.

Великолепным примером является жизнь Христофора Колумба (предположительно ЛИЭ),

а также Иммануила Канта (предположительно ЛИИ).

Для типа ЛИЭ характерны высокая загруженность текущими задачами, ориентация на факты, некий "культ личной эффективности", умеренный авантюризм.
Это уровни 5, 3, 1 по Я. Фельдману.

ЛИИ устойчиво принципиальны, категоричны, гибкость проявляют в непринципиальных с виду вопросах. Максимализм суждений - и при этом кайнерастия (восхищение новым и поиск нового). Другой способ движения по восходящим и нисходящим социальным лифтам (то есть более постепенный, обычно с документированием каждого этапа продвижения).

Подавляющее большинство ЛИИ активны на уровнях 4, 6. Иными словами, ЛИИ самореализованный даже при наличии декларируемых анархистских взглядов будет искать порядок в хаосе. При наличии "фричества" в любой форме ЛИИ удивительно последователен и в этом. Отбрасывает ненужные идеи или ценности, чтобы с помощью редукционистской логики найти или вывести важный постулат. Инфантилизм, приписываемый типу  - это скорее идеализм, восхищение картиной мира, где прогресс является главной ценностью.

Роли внутри НИИ:

ЛИИ создаёт новые фигуры, комбинации смыслов.

ЛИЭ настойчиво апробирует их, ищет фокус-группы, фиксирует факты и ищет, не менее увлечённо и восторженно, закономерности.

Оба типа уязвимы в периоды социальной нестабильности.
Это возможно даже тогда, когда в роли революционеров выступают они сами.

Картина мира ЛИЭ при его вихревом мышлении вполне может быть несколько хаотичной и пёстрой, при этом авантюризм становится частью бытия и приносит радость. ЛИЭ внушается по БЭ и всю жизнь борется с этим, если хорошо знает себя. Сначала дружат с ним, потом его терпят, потом начинают активно дружить против него.

Рассчитанные на него психотехники социальной рекламы подразумевают понимание им этикета, антиэтикета, перевёрнутой и обычной морали. Словно помещённый в резервацию, ЛИЭ - научный сотрудник ищет выхода из тупика, опасается самоповторов. Научная репутация для ЛИЭ - не пустой звук, она важна, и при этом не менее важен сам результат познавательного поиска (новый научный постулат, тип социального активизма, метод в искусстве или бренд продукции).

Если же ЛИЭ квадрирован (по совету некоторых соционических школ), его самовыражение, т.е. количество выдаваемого на-гора продукта интеллектуальной деятельности, может стать менее внушительным, в то время как глубина фактчекинга увеличивается.

Феномены психики внетимны - так, например, гиперэмпатия, гипертимнезия и синестезия чаще регистрируются у интуитов-иррационалов, а вот феномены, связанные с манипуляцией предметами или закаливанием собственного физического тела, ближе к сенсорной шкале. Зависят ли т.н. "сверхспособности" от этноса?

Скорее от классовой принадлежности. Можно предположить, что некоторые задокументированные исследователями проявления сверхспособностей у людей могут быть продуктами адаптации к мутагенам, резкой восходящей или нисходящей социальной динамике, состояниями депривации (необязательно сна или пищи), скорее депривации доверительных человеческих отношений. Лишённые (пусть временно) возможности творить добро и сопереживать, индивиды учатся жить на волнах глубинных инстинктов и эмоций.

Описанные этологами  "мораль господ" и "мораль рабов" действуют  в координатах квадр 2 и 4.

У "демократов" по Рейнину то же самое трансформируется в дихотомию "творец-материал" ("демиург-вселенная"), где на первом месте уже не поведение как таковое, а картина мира.

Иными словами "водораздел" между квадрами здесь - это понимание ограниченности или неограниченности влияния индивида на мир. Это и "складывание Lego' собственной жизни на скорость, и "бегство от реальности", и преобладание сетевых структур над жёстко иерархическими. Нередко в состоянии сильного стресса и сильной депривации общения представители 1 и 3 квадр заявляют, что
это происходит не с ними, для них все пространство становится единым, возвышенным, прозрачным или угрюмым, зловещим, беспросветно мрачным.

В творчестве демократов основной критерий - оригинальность (меряются количеством семинаров, вебинаров, патентов), у аристократов на этом же месте - глубина погружения в деятельность, строгое соблюдение норм исследований, воспроизведение уже наработанного и закрепление результата на практике.

                Самореализация ТИМов (жизненный сценарий)

Отсюда можно вывести график, общий для всех типов.


Сильное наполнение + слабая модель = перспективы, ожидания, перспектива забвения индивида окружающими в жизненном сценарии

Слабое наполнение + сильная модель = жизненный результат превосходит ожидания

Сильное наполнение + сильная модель = яркая личность, пассионарность (гиперответственность/максимализм), высокий уровень самореализации, усиленная сенситивность при любом типе по соционике или MBTI

Слабое наполнение + слабая модель = апатия как знак некоего трудного жизненного периода, неполная самореализация, образ "слабого" и "удобного" человека, максимально избегающего конфликтов.

Источники:

1. MBTI - Personality Cafe network (онлайн-ресурс)
2. "Великие посвящённые" - книга о феноменологии таланта
3. Эрик Бёрн - "Люди, которые играют в игры"
4. Соцопросы представителей различных ТИМов и возрастных групп, занятых в нескольких сферах - IT, GameDev, ShowBiz, HoReCa, tourism/resort

5. Наблюдения за деятельностью молодёжных СМИ и любительских театров. Заполнение таблиц идей по методам ТРИЗ/АРИЗ

6. "Транзактный анализ в бизнесе" - по мотивам отрывков из книги.

7. Видео "Бизнес-Молодости" и нескольких других инкубаторов.


Рецензии