Универсальные методы для разума О. Конта

Проекты популяризации знания

Научно-популярный исследовательский проект интеграции знаний и универсальной методологии
«Жизнь: глубокое обучение»

и литературные проекты «Чтение текстов» и «Твёрдый знакЪ»

Заметка
Об универсальном методе совершенствования разума Огюста Конта

В своём научно-популярном исследовании я стараюсь обьединить, разработать универсальные методы для совершенствования жизни, ее различных сфер, и в этих заметках популяризую знания и публикую наработки.

Универсальность методов для широких областей знания, совершенствования жизни и ее различных сфер в контексте метафизики мира и все большего объёма информации - предмет пристального внимания мыслителей, исследователей, разработчиков методологий и, конечно же, самих нас, кто эти методы применяет во всех сферах жизни. И одним из философов и мыслителей, писавших о методах всеобщего знания, совершенствования нашего разума, был Огюст Конт, развивший философию позитивного мышления.

Так, например, Дж. Г. Льюис, методов для искусства которого я частично коснулась в одной из заметок - а у этого замечательного философа множество методов для жизни, которые рассматриваются мной в книгах по исследованию, - особо отметил, что именно учение Огюста Конта о методе распространяется на абсолютно все исследования, то есть области познания, и мы рассмотрим универсальность методов мыслителя. Далее Льюис в отношении критиков методов Конта отмечает, что те ссылаются только и всего лишь на один недостаток, а именно, что было бы целесообразным осуществить попытку разработки метода для самой метафизики. «И метафизические исследования будут продолжаться» – так рассуждает Льюис в те годы, так как эта давняя тенденция в развитии мысли, направленной на получение знания о мире, о всем его многообразии, об универсуме - вспомните «Метафизику» Аристотеля - его методы мы также с вами рассмотрим.

Прежде всего, сразу привлекло понимание всеобщности, возможности разработки единого, объективного подхода к развитию мышления и его практического применения. Огюст Конт в своих трудах о философии позитивизма и позитивном мышлении, в частности, в «Духе позитивной философии», как раз и пишет об универсальном законе разума, приводя в пример в качестве такового классификацию, и о двух условиях совершенствования человеческого разума – полнота и рациональность мышления. Действительно, классификация позволяет выстраивать иерархии знаний в соответствии с системами и соотнесением с ними, упорядочивать данные знания сообразно содержанию и обнаруживать связи между ними. И именно всеобъемлющий охват, полнота познания вместе с его рациональностью и дает гармоничность человеческой мысли.

В контексте всестороннего развития интерес представлют разработанные О. Контом две части «плана теоретических и практических моралей» (Plans of Treatisises on Theoretical and Practical Morals) о знаниях и совершенствовании человека, в которых объединены всеобщие, универсальные теории, которые философ разместил в виде краткой заметки в приложениях к ещё одному примечательному по своему композиционному построению труду «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию человечества», в котором все философские рассуждения мыслитель приводит в форме диалогов женщины и священника, и переведённому на английский язык в одном из изданий, как «Катехизис позитивной религии» (The Catechism of positive religion). Эти знания о самых глобальных сферах и обучению им Конт подразделяет на теории: церебральная теория (теория высшей нервной деятельности), теория единства, жизни, чувства, интеллекта, деятельности, и теория образования и учения по возрастам, начиная с младенчества и заканчивая наступлением старости – на протяжении всей жизни, что вошло в современную систему образования как обучение длинною в жизнь. Изучив в плане теоретическую часть, человек воплощает эти знания в своей практической деятельности - с помощью метода, который рассматривается далее.

Универсальный метод О. Конта заключается в распространении единого подхода (позитивного) к совершенствованию разума людей, нераздельность (непрерывность) и единообразие (однородность) всеобщего знания (концепций). И этот метод был угадан мной и разработан отдельно – это именно тот путь мышления, о котором писал Рене Декарт. Таким образом, суть универсального метода совершенствования разума по Огюсту Конту заключается в выведенной им формуле: «Все наши истинные логические потребности сводятся к общему назначению: по возможности укреплять посредством наших умозрений самопроизвольное единство наших суждений, строя беспрерывность и однородность наших различных концепций так, чтобы равным образом удовлетворять требованиям одновременно порядка и прогресса, заставляя нас находить постоянство среди разнообразия». В переводе на универсальную методологию - это единое и полное понимание всего в мире таковым, как оно есть на самом деле, дление знания и видение многообразия в своём единстве.

Именно так, двигаясь с помощью универсальных методов к всеобщему знанию с его единым и единственно возможным объективным пониманием, мы, люди, можем совершенствоваться и находить гармонию разума и души, человека и мира.

2023, К. Мира. Заметки научно-популярного исследовательского проекта интеграции знаний и универсальной методологии


Рецензии