Жизнь и судьба

Привет, привет  мой новый друг!

Вы попали на страничку человека за спиной которого длинный извилистый путь, пройденный через череду холмов  и буераков современной действительности Зовут этого человека Борис Северюхин.Произведен он в эпоху Сталина, учился в школе при Хрущеве, получил высшее и самоутвердился при Брежневе,поднялся при Андропове Устинове и Черненко, достиг социального пика при Горбачеве, переделывался,страдал и побеждал в лихие 90-е при Ельцине, восстанавливался, трансформировался и постоянно развивался при Путине. Не хило, правда? Так вот это я, такой непростой и многогранный.

Вот как это звучит в одном из моих поэтических порывов.

В течении жизни - бакены - года,
Всегда определяли мой фарватер,
Швыряла рогом дикая волна,
Но я давил на свой акселератор.

Я шел на абордаж стены зловещих волн,
Я по-моряцки твердо ставил ноги,
И мчал вперед мой неуёмный чёлн,
Через водовороты и пороги.

Судьбы - стихии выдержать напор,
Мне помогали вера, воля, разум,
Я не сдаюсь невзгодам до сих пор
И вновь и вновь подкидываю газу!

Вперед! Вперед! Вперед! - я мчусь без остановки
В стремлении безумном бурно жить,
Как стайер на последней стометровке,
Спуртует, чтобы победить!
 
А теперь конкретика. Продолжив дело родителей стал врачом.Хотел быть лечебником,а обучился стоматологии. Раньше все решали так, если не хватало баллов при поступлении, понижали в желаниях, и отправляли на факультеты "2 сорта". Отучился хорошо, и  был отправлен на белгородщину. 4 года отработал в Вейделевской ЦРБ и вернулся домой.И здесь стал воплощать в жизнь мечту стать врачом лечебником. Пермская скорая приняла меня в стажеры после собеседования сразу без каких-либо сомнений. Работа в Вейделевке наградила меня богатым опытом работы на всех специальностях. Я делал там все кроме абортов, несмотря на то что работал стоматологом. 30 тысяч жителей района, обслуживало всего 12 врачей. Мы пахали и днем и ночью. В свободное время я читал массу специальной литературы по неотложным состояниям,с целью повышения своей квалификации в конкретных условиях дефицита врачей-специалистов.Стал хорошим диагностом и очень часто в сложных случаях вызывался на консилиумы. Моё слово часто было решающим в постановке правильного диагноза.  Это вдохновляло и повышало самооценку. Поэтому дома выбор был очевидным. Работа на скорой  научила принимать моментальные решения в непредвиденных и сложных ситуациях. Главный постулат медицины - не навреди, был и остается моим жизненным кредо.
Через пару лет прошел специализацию по кардиологии и реаниматологии и стал старшим врачом кардиобригады. Ненормированный скользящий график работы,стресс интроверта, который испытываешь всегда в сложных случаях и не показываешь своим младшим коллегам по бригаде отразился на здоровье. Через 7 лет работы сам стал пациентом скорой. Увезли в стационар с гипертоническим кризом и преходящим нарушением мозгового обращения. Отлежав сутки я вышел с мыслями, что делать дальше. Возникла дилемма быть или не быть.
И вновь хочу поделиться поэтическими строками того времени.

Широки дороги ночью
Ни людей нет, ни машин,
Лишь метель беду пророчит
Под шипящий рокот шин

Той беде не быть, не сбыться
Сонно-темною порой,
Белый РАФ мчит синей птицей
Меня уставшего домой!

Переводом ушел работать в МСГО. Новая специальность, новые пороги, которые нужно преодолеть в сжатые сроки. Через год главный врач стал Отличником ГО СССР и меня перебросили на новую должность заместителя главного врача по лечебной части в одну из самых крупных больниц города. Активная работа. Подготовка медицинских формирований и санитарных дружин на крупных предприятиях, проведение соревнований СД, работа на уровне района не остались незамеченными.Я стал Отличником здравоохранения, Отличником ГО СССР и Отличником Санитарной обороны СССР Меня заметили в верхах и предложили руководство отделом здравоохранения центрального района города миллионника. Новая работа это всегда движение вперед, изучение и познание нового интересного.

Самое шкодным в этой  ситуации оказалось то, что я оказался в кресле своего отца, которое он занимал более 30 лет назад.И закончили мы с ним работу на этой должности тоже по одной причине - реорганизации, проработав каждый по 4 года.

Пришла горбачевская перестройка, ГКЧП, ельцинская анархия свободы и пожирание плодов социализма, развал СССР. Работа без зарплаты, новая неинтерсная почти формальная должность, заставляли искать выход из ситуации. И я сделал рисковый шаг выйдя из государевой службы на простор зарождающегося предпринимательства. Меня полгода обхаживал местный предприниматель, предлагая мне должность руководителя медицинского направления. Неустроенность в тогдашней жизни была тем волшебным пенделем, который выпнул меня в новое и неизведанное.

И понеслось... С моей легкой подачи пришли люди, те которых хорошо знал и которые как и я были выкинуты жизнью в эту пучину революционно - анархических преобразований. 4 месяца без зарплаты, без реализации задуманного, завели компанию в тупик.Возник бунт на корабле, мужики восстали... работодатель рассчитался с нами кредитными деньгами и через день все ушли бросив хозяина-неудачника на самообеспечение.

Я стал безработным. Возврат в  государево здравоохранение было невозможным. Каста руководителей отторгала раз и навсегда "предателей белого халата".

Безвременье пустоты заполнилось поисками своего я в новой необычной ситуации. Было одновременно и сложное и интересное время. Рынок сквозил дефицитом и новым ассортиментом. Я был в поиске - как жить, как кормить семью.

В начале девяностых почти все продавалось по талонам. Пустые полки и витрины продовольственных магазинов заставляли срочно искать выход. В то время многие люди садовых кооперативах стали разводить кроликов. Эта участь не обошла и мою семью.

Крольчатина, картошка и рожки в то время стали для нас стабильными продуктами на столе.Вместо сахара - карамельные подушечки. Чай или махорка иногда было не различить.Но по сравнению со многими семьями это было довольно неплохо.
 
Алкоголь только по талонам через огромные очереди и поломанные двери на входе. Грех не купить. Брал. Пил. Продолжал писать стихи и искать работу.

От перенапряжения и тоски
Бежать хочу, от непрестанных стрессов,
От грохота несущихся экспрессов,
Терзающих сознание на куски.

По Млечному, но вечному пути,
Умчаться безустанным марафонцем
В просторы мирозданья сквозь Солнце
И там звезду заветную найти.

И вот уже тепло души мне грезиться,
Полпреда нашей камской стороны,
Той маленькой, но всё ж Большой Медведицы,
К которой заглянул я на блины.

Здесь тишина моё ласкает ухо,
Хозяйкина забота хороша -
Меня раскрепощает медовухой
Из своего небесного ковша.

Развеяны, отогнаны печали
И сердце успокоилось в груди,
Но мысль зашевелилась вдруг отчаянно,
Что ждёт меня в зазвездьи впереди?

Нет! Райское хмельное одиночество
И сладкое блаженство не по мне,
И почему-то снова очень хочется
Такой нелегкой жизни на земле!

Наконец встретил друга детства, который занимался продажей телефонов с АОН и он предложил мне работу продавца этих телефонов с окладом 1000 руб. в месяц. Выбора не было. Сидел в офисе и торговал. Он же переложив на меня практическую часть приходил к обеду уже поддавши,доставал из портфеля початую бутылку коньяка и к концу дня  становился совсем теплым.

Но суть в другом. В один из дней пришли двое
чуваков и купили сразу 4 телефона. Одно лицо показалось знакомым. Разговорились. Оказался коллега тоже врач и учились в одно время только на разных факультетах.Кострома был кожно-венерологом и бросил всё ради бизнеса. Второй оказался моим тезкой. Полный рот золотых зубов и смуглая усатая внешность напоминали в нем  цыгана.

Распросив меня что и как,узнав сколько я зарабатываю, они сразу же в лоб купили меня за 15000 руб в месяц. Это было в 3 раза больше чем я зарабатывал  в здравоохранении. Я согласился не раздумывая. Против 1 тыс руб на телефонах, предложение было супер. Так я стал референтом в ТОО "Костромитинов и компания"

Генеральным директором в нем был тот самый "цыган" Вскоре я узнал, что шеф недавно откинулся и страдая предпринимательской жилкой сразу же сколотил с Костромой совместную фирму. Юристы в то время были в дефиците, а поскольку я умел составлять договора и другие юридические документы, то сразу занял серьезную позицию. Фирма торговала березовым балансом и занималась бартерными сделками.

Я присутствовал на заключении всех сделок. На компанию работал целый леспромхоз и пара плавучих кранов. Лес возили из леспромхоза до реки Кама на 15 КАМАЗах и огромных Ураганах - перевозчиках ракет, списанных с вооружения Советской Армии.Плечо пробега доходило до 100 км. На берегу Камы лес плавучими кранами, грузился на баржи и отправлялся в Волгоград в Международный фонд конверсии.

Оттуда железнодорожным транспортом лес шел в Чехословакию и Венгрию. Шел бартерный обмен на товары широкого спроса - обувь, одежду и т.д.

Мы также заключили договор с СовЛесЭкспортом в Москве на Кутузовском проспекте о поставке березового баланса в Швецию и Финляндию

Эта сделка врезалась в память на всю жизнь Меня отправили старшим с самоходной баржой Волго-Дон из Перми в порт Ленинграда.Я должен был сдать товар в порту и проследить перегруз и отправку леса на морской платформе.В мои функции входило также оплата продуктов питания для экипажа судна. Тогда не было пластиковых карт и мне выдали наличкой 200 тыс. руб.

Дело было в октябре месяце. Мы благополучно прошли до Питера и встали на рейде.В порт попасть оказалось проблемой. Диспетчеры в порту почти в открытую вымогали бабки.Приходилось греть им лапу в надежде, что завтра мы сможем освободиться от нашего груза.

Обещания не выполнялось со ссылками на различные причины. Шли дни, но ничего не менялось. Нервы были на пределе. Деньги таяли. Капитан торопил. Необходимо было до морозов пройти Беломоро-Балтийский канал, иначе возникала угроза невозврата судна к родным пенатам.Для меня это был настоящий стресс.

Питание экипажа стало недорогим и скудным, а  раздражение некоторых его членов начало переходить элементарные грани приличия.Я жил в каюте рядом с электрогенератором, который круглосуточно молотил по моей башке. Наступила тревожная бессонница.

Для того, чтобы попасть в порт, мне ежедневно приходилось спускаться в шлюпку по веревочной лестнице с высоты пятиэтажного здания с дипломатом в руке. Выполнять это действо,держась одной рукой, за болтающееся основание, на высоте птичьего полета над водным пространством Невы кайфа не вызывало. Для меня, не умеющего плавать, это был, холодящий сердце, ужас.

Побывав в порту и заплатив очередную сумму я возвращался к судну, поджигал газету и давал отмашку экипажу. Спускалась шлюпка и вскоре передо мной возникала громада судна, знакомая лестница и очередная порция страха. Начало ныть сердце. Деньги были на исходе. Пришлось срочно вызывать руководство. Знакомая парочка прилетела быстро.

Я с чувством облегчения передал бразды правления старшим по званию.
Мужики привезли водку и закусь. Выпили за встречу. Промучался всю ночь.Сказались бессонные ночи, стресс и алкоголь неизвестного происхождения.Были использваны все возможные таблетки и капли. Не исключаю что меня в ту ночь посетил господин - инфаркт.Слава богу дело,наконец, сдвинулось с места. Баржа пошла под разгрузку. Было 3 ноября, всё происходило в спешке. Баржу разгрузили на платформу и она ушла в Пермь. Через несколько часов мы были в Пулково. Эпопея казалось бы закончилась... но это было не так. Правда это была уже другая история.

Много было еще и бартерной работы. За лес отправляемый в Волгоград, мы получили чешскую мебель, которую с колес договорились сдать на сахарный завод в станицу Тбилисскую Краснодарского края. Полученный сахар, был частично поменян на телевизоры Чайка в Нижнем Новгороде и частично сдан в магазины Перми. Приходилось много ездить по командировкам.

 На всю жизнь запомнился случай моего пребывания в Волгограде.Я возвращался со встречи с Генеральным директором Международного фонда конверсии к себе в скромную гостиницу на окраине города. Темнело. Дорога шла через парк. Навстречу из кустов вывалился мужик. Через несколько секунд я почувствовал холод и острие ножа на своей шее. Команда вывернуть карманы была выполнена. Все командировочные ушли  в частный фонд местного гопника. Сопротивления я не оказал, жизнь всегда дороже.Понятно, что связываться с местной милицией не имело никакого смысла, кроме дополнительных проблем. Выручил тот же ген.директор. На следующий день накормил меня, оплатил гостиницу и посадил на самолет.

Так или иначе прошел год работы в компании. Директор со своей пассией решил отдохнуть на курорте Усть-Качка. Оставляя пост, оставил меня за себя. И здесь началось... Крыша захотела денег. Ребятки с неприглядным прошлым вместе с кое-какими чиновниками от власти наехали угрожая скормить меня грозным собачкам одного из приближенных шефа, если не отвалю им со счета энную сумму. Тот держал у себя в частном доме смесь волка с дикой собакой динго и волкодава. Раньше он рассказывал, что местные бомжи подгоняли его убийцам бездомных собак и те сжирали их так что не оставалось не только костей, но и шкуры. Всё это было настолько нагло и открыто, что пришлось, съездив на побывку к любовникам, и объяснив ситуацию, срочно закончить свою "карьеру" в этом логове.

В этот раз у меня уже был некий тыл.Полгода до этого я вместе с братьями и одним общим знакомым создали свою фирму ТОО "Персей".Она уже работала не шатко не валко. Вскоре меня выбрали директором и жизнь закрутилась. Своих денег не было и мы стали работать на банковских кредитах.Учитывая ситуацию стали работать с продуктами питания Заключили договора с двумя мясокомбинатами, купили ГАЗон с кунгом, грузовой Москвич - сапог и стали сдавать оптом все от свежего мяса,ливера, голов, лыток  и прочей требухи до элитных мясопродуктов и колбас. Конкуренции большой не было и нам удавалось несмотря на постоянно растущие банковские проценты, кормить наши семьи. Штат вырос до 12 человек,охват магазинов и объемы росли.

Параллельно знакомые ребята из Кабардино-Балкарии фурами поставляли халву. Количество обслуживаемых магазинов во всех районах города выросло до 200. Разъезды забирали деньги на бензин, все сотрудники работали в напряг.Начали ломаться машины, начались серьезные ремонты. Заработка стало хватать едва -едва. Галопировала инфляция. За месяц на 30-40 % Появились богатенькие конкуренты, которые стали пользоваться бОльшим авторитетом у продавцов. Объем  и ассортимент сократились и надо было искать какой- то выход.

Изучив рынок и сделав разведку боем - турне по Удмуртии нашел сырзаводы,продукцию которых было решено поставлять в Пермь. Сразу же взял кредит в банке и загнал без согласования на Кезский сырзавод.Через день, когда деньги пришли на счет завода, позвонил директору и поставил его перед фактом. В разговоре я сумел погасить его недовольство и он дал согласие на отпуск нам продукции вне очереди. Три тонны сыра были сданы в магазины за 4 часа за наличный расчет. Мы получили 11 млн. прибыли. Это была пожалуй лучшая сделка за всё время работы нашей маленькой фирмы.

Сырная эпопея продолжалась ещё почти 4 года. Конкуренты и здесь сумели выдавить нас.Появились фирмы которые стали возить сыры фурами из других регионов страны. С нашими объемами мы не могли торговать по ценам складывающегося рынка.

Мы вновь поменяли тему - попробовали торговать водкой. И здесь случилась подстава, которая обескровила наш "Персей". Мы обанкротились.С долгом банку более 100 млн.руб я остался практически один на один. В то время директором банка стала моя соседка по даче и я не мог ее подвести. Задолженность структурировали - освободили от процентов, оставив только чистый долг.

В то время у меня остался Москвич- сапог и имелась возможность активно трудиться. Подфартило. Друг дочери Александр,работавший в школе за копейки учителем труда, в то время решил тоже поменять что-то в своей жизни. Мы сошлись во взаимопонимании и решили действовать совместно.Теперь мы уже не работали с супермаркетами и никто не платил сразу. Рынок сузился до минимума. Контакты сократились до нескольких десятков. Сыр сдавали порой уже не ящиками, а головками.Деньги ждали неделю или дольше,в зависимости от  реализации. В то время мы уже брали продукцию в 5 сырзаводах нашей области и Удмуртии. Собирали заявки по определенному ассортименту и мчали за товаром в любую погоду

Вставали в 5 утра и к 9 часам проехав 240 -290 км были на заводе.Отстояв очередь, грузились и мчали домой, чтобы успеть развести эти 450-500 кг.в 10-15 точек города.После постановки машины в гараж, я шел домой буквально шаткой походкой. Это было часов в 9 вечера.16 часов работы - 500-650 км дороги, погрузка и разгрузка товара, заполнение накладных документов, выматывала напрочь.

Помню как сейчас поезду в Можгу, небольшой городок в Удмуртии расположенный за Ижевском в 97 км. Ездили за сыром на местный сырзавод, к своему бывшему поставщику Ивану Палхову. Он  имел несколько продовольственных магазинов в этом городке и слыл далеко не последним человеком. Во времена работы компании "Персей", он поставлял нам сыр тоннами, оставляя на реализацию и поэтому в нужный  момент, я решил воспользоваться его связями для получения полтонны сыра. Прекрасно встретились, переночевали в его большом доме и загрузившись рано утром отправились восвояси.

Еще по пути в Можгу, появился небольшой стук в ходовой, которому к сожалению не придали большого значения. Я сказал Александру не гони, поедем потише, возможно что-нибудь с карданом, но зов родного дома не дал мне никаких шансов. Он давил на гашетку и машина летела яко птица. Спидометр давно вывалил за сотню и стрелка застыла в районе 110. Стук усиливался, я взывал, а он не слышал. На середине дороги до Ижевска свершилось. Раздался грохот, машину затрясло и мы встали.

 Заглядываю под машину. Кардан отвалился от коробки передач и ... к нашему  огромному счастью удержался на тросе ручника, не коснувшись земли. Именно это и спасло нас от гибели. Если бы не трос, то кардан на скорости 110 км просто бы воткнулся в мчавшийся на встречу асфальт и машина могла пойти кубарем. Чтобы от нас осталось в таком случае нетрудно представить. Нам предстояла серьезная работа устранения последствий. Необходимо было отвернуть кардан, а это означало что Сане предстояло лечь под автомобиль и отвернуть несколько болтов от заднего моста. Укатили авто на обочину и стали искать подкладки  для подъема автомобиля, чтобы можно было подлезть к нужному месту. С грехом пополам нашли кирпичи и какие-то бруски. Я не дышал когда Саша откручивал это крепко закрученное крепление. Казалось машина рухнет и придавит парня. Обошлось, сняли кардан и стали искать буксир до Ижевска.

Вскоре на зов отозвалась белая "Волга" с величественным оленем на носу. Мой взгляд мгновенно оценил отменный тюнинг старой лошадки. Идеальный внешний вид, крашенная белым резина и и блестящие как зеркала колпаки. Из авто вышел статный модный мужчина лет пятидесяти, в черных очках с тяжелой желтой цепью на шее. Чё случилось мужики? Чем помочь? Объяснили ситуацию. - Я еду в Ижевск, до сервиса могу дотащить, много не возьму. То за что стояли, разрешалось само собой. Хозяин Волги взял нас на галстук и мы потащились к цели. Расстояние 40 км преодолели без проблем. Шеф прокатил нас аккуратно и безукоризненно доставил прямо в автосервис на окраине Ижевска.

Самым неожиданным оказалось то, что за доставку любезный перевозчик не взял не копейки. - Вам надо будет платить за ремонт и пускай заработанные мной деньги будут вкладом в предстоящий ремонт - сказал он. Я был ему безмерно благодарен. Он пожелал нам хорошего ремонта, счастливого пути, пожал нам руки и уехал. Как здорово, когда встречаются на жизненном пути столь доброжелательные и бескорыстные люди. Такое не забывается никогда.

В сервисе отнеслись к нам тоже со вниманием и желанием быстро помочь. Нашли новый кардан, вместо поврежденного нашего, всё отладили. На ремонт ушли почти все оставшиеся от покупки сыров деньги. Банковских карт тогда не было,и полтора миллионная наличка из бориной борсетки со вздохом перекочевала в напузник хозяина сервиса. Денежек осталось только на бензин. Но радость возможности продолжить путь, перекрыла все грустные мысли, связанные с непредвиденными затратами. Мы попрощались с ремонтниками и помчались домой на всех парах. Надо было еще успеть сдать продукцию в магазины.   

Продолжение следует...


Рецензии