Две учительницы

 
   
      
     Учительница химии - Анна Ивановна, по прозвищу Молекула, - крошечная женщина с глазами-буравчиками. На ее уроках  - всегда идеальная дисциплина. Когда Анна Ивановна начинала медленно ходить между рядами, выискивая "жертву", класс заполняла звенящая тишина. Втянув голову в плечи и опустив глаза вниз все замирали и мысленно молились, чтобы она не остановилась у их стола. 

      "Та-а-а-к... к доске  пой-де-е-т... Стрельникова!" "Уф-ф-ф...", - облегченно вздыхали остальные, не завидуя Тане, хотя она и была отличницей.

     Молекула требовала ответа  четкого и всеобъемлющего (в пределах домашнего задания, конечно). Стоило замолчать на минуту, как учительница чеканила: "Садись! Два!" Доказывать, что ты знаешь тему, было бесполезно, так как в это время к доске  уже вызывался следующий ученик, такой же неподготовленный, по мнению Анны Ивановны, как и предыдущий.   

     Казалось, что в нашем классе собрались одни двоечники , но  за четверть у каждого выходила оценка именно та, которую тот заслуживал. Это так и осталось для меня загадкой. Как ей удавалось? Ведь мы сами видели в журнале двойки. Но химию все знали назубок не только из-за строгости учителя. Молекула великолепно знала свой предмет и умела донести знания практически до всех моих одноклассников, за редким исключением совсем уж не способных к учению.      

      У Анны Ивановны была своя методика обучения. Каждый урок она читала лекции, расхаживая вдоль доски, и следила, чтобы все ученики успевали записывать материал в тетради. На следующем уроке проверяла  знания именно по своим лекциям, которые важны были для нас даже больше, чем учебник.

      Став студенткой, я часто вспоминала эту учительницу: записывать лекции мы были приучены уже в школе.

      Надо отдать ей должное - она самозабвенно любила свой предмет,  старалась заинтересовать и нас, давая дополнительный материал прямо на уроке. В результате все, кто после окончания школы сдавал в ВУЗы химию, получили отметку "отлично".   

     За заслуги в обучении детей Анну Ивановну, единственную в нашей школе из преподавательского состава (на тот момент),  наградили почетным званием "Заслуженный учитель".
    
      *  *  *

      Татьяна Яковлевна - учитель истории и  обществоведения, неисправимая оптимистка. Никогда не ругала нас, только сетовала на то, что приходилось ставить оценку "удовлетворительно" некоторым ученикам. "Жаль, жаль... Я ожидала от тебя, Женя, бОльшего... Надеюсь, в следующий раз услышать лучший ответ", - говорила она.

      Мы обожали ее уроки. Особенно обществоведение, на котором нам разрешалось спорить и высказывать свою точку зрения, отличную от написанного в учебнике. Татьяна Яковлевна поощряла нас к этому, считая, видимо, что так легче понять этот предмет школьникам. Но, как и должно было быть, в спорах побеждала учительница. Зато нам не было скучно!

      Эти две учительницы мне запомнились так хорошо, наверное, из-за нестандартного метода обучения в советские времена в обычной средней школе. Остальных могу вспомнить только зрительно и по именам.


     Интересно, а как сейчас учителя подают материал и что разрешают ученикам?


Рецензии
Привет, Нина!

Заглянул на огонёк, как ты и говорила - к твоим воспоминаниям об учителях.

Ты молодец, отлично рассказываешь. Просто и по существу. А когда учителя реально обучают, то это и уважение и хорошие воспоминания. Знания лишними не бывают.

В общем, я уже накоротке говорил тебе о своих воспоминаниях, про школу и университет.

Могу ещё добавить такое.

Цитаты.

"Оскотинился, освинячился и в девятый класс приполз!" "Дети цветы жизни, но когда их много - они дурно пахнут!" "У меня муж пьёт, и ты ещё полный дурак - так зачем мне это надо?!"

Это учительница химии в школе. Но я считаю, что был не прав и круто просчитался в своё время. Мне очень нравилась химия, как предмет. Я начал с "5", а потом скатился на самое дно по этому предмету. Сам был слабак: надо было не дурацкие поводы искать в училке, а самому заниматься несмотря ни на что. Есть вызовы, которые надо принимать и работать.

Ну, а вообще - спасибо огромное нашим учителям!

С уважением,

Кристен   22.04.2024 17:34     Заявить о нарушении
Привет, Кристен!
Спасибо, что заглянул на огонек.
Рада, что понравился рассказ.
Согласна, надо самим по возможности работать, а не искать повод, чтобы не учиться нормально. Своим учителям и я благодарна.

С уважением,

Нина Пручкина 2   22.04.2024 17:45   Заявить о нарушении
Как-то мы говорили о профессии врача. С биологией у меня была нормальная дружба, если бы с дуру химию не запустил, то мог бы выбрать вариант учиться на врача. Причём, я бы поступил скорее всего. Над нами жила профессор хирургии, которая меня ещё пацаном уважала - она считала, что я лучший товарищ для её старшего сына, хоть он и был на три года старше меня. Ну, и мои родители дружили с этой семьёй, живущей прямо над нами... Так вот, у меня тут есть вспоминалка о том, как я общался со своим товарищем-соседом и вообще, слегка прикольно было.

Про некоторые времена в нашем доме:
http://proza.ru/2022/05/30/940

Кристен   22.04.2024 19:38   Заявить о нарушении
Иду читать.

Нина Пручкина 2   22.04.2024 19:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.