Дневник юного покорителя Эвереста. Продолжение 4,

             4 день (4 апреля). Переход Пакдинг — Немче-Базар.
         Как обычно,  в 7 часов — тренировка, в 8 часов - завтрак, в 8 - 30 часов — выход.
        Почти все время поднимались. Немче - Базар находится на уровне 3446 метров над уровнем моря. Останавливались отдыхать в небольших чайных домиках.
         Сначала добрались до деревушки Монджо, где оформляли пропуска в национальный парк Сагарматха. Намче Базар — это районный центр парка и базовый центр всех экспедиций на Эверест.
         Потом прошли еще пару деревень и подвесных мостов.По дороге пересекаются две быстрые речки с водой белого цвета. Одна из них «Дуд Кош» в переводе означает «Молочная река» Попробовал искупаться в речке. Вода очень холодная. Брр.
         Шли шесть часов.
         Местные здесь едят, в основном рис и бобовые, мясо яка или буйвола. А говядину вообще не употребляют, потому, что корова для них — священное животное. «Дал - бат» — рис с далом. Дал — это крупа, похожая на чечевицу. В центре металлического подноса —рис, а вокруг, в маленьких мисочках — начинки.. «Мо - мо» — что - то похожее на пельмени с разными начинками:  курицей,  сыром, картофелем, овощами. В одной порции десять штук. Мы брали по три порции разных. Вкусно.
         Что касается напитков, то я пил  «мосала» — черный чай со специями. Отцу понравился «кукри» —местный ром. Я попробовал немножко. Отец попробовал побольше, благо, завтра — отдых! Есть еще «фагчи» — самогон из риса. Гадость.
И «чанг» — местное слабенькое домашнее пиво из ячменя и риса.
       Итак, наелись, напились, и спать завалились.
       Но, обещанный анекдот: «Есть старые альпинисты, есть бесстрашные альпинисты. Но не существует старых бесстрашных альпинистов».

     5  и 6 день(5 и 6 апреля). В Немче - Базаре.
       Отдых здесь положен для акклиматизации.
Акклиматизация здесь — это привыкание к высоте., чтобы избежать проявления горной болезни, «горняшки». Это болезненное состояние организма человека, поднявшегося на высоту,  вследствии «гипоксии» (недостаточного снабжения тканей кислородом) и «гипокапнии» (недостаток углекислого газа в тканях), может привести к смерти. Оно может начаться даже у вполне здорового человека, поднявшегося выше 2500 метров над урпвнем моря.
         Обычно после двух ночевок «оставшиеся в живых» продолжают подъем дальше. Сдавшихся отправляют назад в Катманду на вертолете.
         Немче - базар — последний оплот цивилизации и столица шерпов. С древних времен — это основной торговый центр, субботний рынок, действующий и поныне. Дома расположены на камненным амфитеатром на склонах гор. Сейчас он имеет туристическое значение. И огромное количество ступенек. Мощеные улочки, никогда не видавшие колес автомобилей.
Мы побывали в самом высокогорном отеле мира (занесен в книгу рекордов Гиннеса) — «Эверест Вью». Построен он японцами. В нем двенадцать мест. Из панорамных окон виден Эверест и другие пики. Кхинатах оборудован кислородным снабжением и повышенным давлением. Кровати с подогревом. Имеется вертолетная площадка. Любой каприз за наши деньги!
         За два дня много где побывали. Спускались в монастырь, в котором хранится скальп и кисть йети (это такая двухметровая животина, обросшая шерстью, на которую местные, по их словам списывают кражу скотины и неверность супруги). Не впечатлило. Только посмеялись. Скальп йети хранится за двумя замками и в несгораемом сейфе  потому, как его два раза воровали.        
          Посмотрели школу,  построенную на деньги первовосходителя Эдмонда  Хиллари. Мы уже знаем, что это — новозеландский исследователь. Ему первому удалось подняться на Эверест.Он побывал на и Южном   и на Северном полюсах. Был послом в Индии и Непале. Еще при жизни его портрет был размещен на купюре в пять новозеландских долларов. В школе даже стоит его золотой бюст в ковбойской шляпе.
        Его сопровождал шерп Тенгцинг Норгей. Он выгодно сконвентировал свою славу в средства, на которые построил себе прекрасный дом. Тенгцинг при поддержке индийского правительства основал и был руководителем Гималайского института альпинизма. Умер он в 1986 году в возрасте 71 год.
        Издалека видели камнеломни. Вручную местные жители дробят скалы до состояния мелких камней и щебени, из которых строят дома. Или обтесывают каменные глыбы, и получают что - то вроде кирпичиков.
        А еще мы ходили в музей шерпов. Шерпы — это этническая группа, потомки тибетцев, в основном — буддисты. Дословно — «люди с Востока». Традиционное занятие —  это торговля между Непалом и Тибетом. Мужчины сейчас работают высокогорными носильщиками - проводниками. На каждого альпиниста - восходителя положен один шерп. У меня тоже есть, его зовут Моиодой. У отца пожилой мужчина. У них черные волосы, карие глаза и смугло - желтая кожа.
          У шерпов очень тяжелая работа. Если мы несем только свой рюкзак, то они они —  все остальное! А  это очень много. И баллоны (у нас с отцом их по восемь штук), газовые плитки, продукты на полтора месяца, палатки, спальники и многое другое. Они, хоть и невысокие, но обладают большой силой и выдержкой, и мужчины и женщины, и даже дети. Подхватывая груз носильщик надевает его не на плечи, а на лоб. По их мнению, это самый эффективный способ. Носильщик смотрит вверх — он видит гору, потом он  смотрит вниз, и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Идти с грузом — это его естественное состояние и ноша для него все равно, как часть тела. Носят по тридцать килограмм в гору, возвращаясь по нескольку раз.
          Они не имеют своей письменности. До недавнего времени все были абсолютно неграмотными. В школах начали обучать только с 1951 года. Еще их обучают в монастырях. У них не было фамилий, а имена могли меняться в течении всей жизни.
          Женщины одеты в темное платье с вязаным передником в поперечную полоску.. Мужчины  сейчас уже все носят европейскую одежду, доставшуюся от многочисленных участников экспедиций.Надо сказать, что женщины здесь занимают более выгодное положение, чем в других азиатских странах. Дома им принадлежит вся полнота власти. Раньше у двух братьев была одна жена, чтобы сохранить имущество в семье. Но сейчас такое редко случается. Дай бог мужчине или женщине управиться с одним супругом!
          И детишек разного возраста много. Они очень любят фотографироваться. А мы им даем специально купленные для них мелочи. С нами говорят на английском. И, вообще, здесь все общаются на английском. Я только сейчас понял, мама, что я не прав. Надо было его учить мне. Попробую наверстать упущенное.
         Почти все шерпы бедные, добрые и общительные люди. Сейчас с развитием современного альпинизма, за последние тридцать лет, их жизнь стала намного лучше. И даже возросла их численность. Шерпы — тайные герои Эвереста, люди, которые всегда остаются в тени. Говорят, они обладают «высокогорными генами». Говорят, что их кровь течет в два раза быстрее, при этом оптимальный  сердечный ритм и давление. Концентрация распада азота в крови шерпов в десять раз больше, чем у приезжих издалека! Оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды. Отсюда такая выносливость у шерпов.
         Стариков здесь почти нет. Шерпы  и умирают на тропе, едва доживая до пятидесяти лет. Покойников сжигают.
         Сейчас они едят все, чем питаются альпинисты: свежие и  сушеные продукты. А особенно любят разные консервы.Популярен картофель с мясом и овощами, рис с соусом карри, мо - мо (суп с пельменями). Они, как и я, любят пить чай с молоком и сахаром. Еще пьют компот. Мы с отцом закупили много сухофруктов. Говорят, при восхождении нужно много пить жидкости. А если что покрепче, то чанг из риса или ячменя. Пьют его не из стаканов или бутылок, а из большой чаши, куда в закваску добавляют горячую воду и тянут через бамбуковую трубочку.
          Итак, отдохнули. Завтра двинемся дальше.
С меня  анекдот :
— Ты слышал, Абрамова исключили из секции альпинизма?
— За что?
— Представляешь, кто - то подловил на том, что он поднимался на четвертый этаж на лифте!


Рецензии