30. Блуждающая искра
Горячий июльский ветерок колыхал шелковые нежно-сиреневые шторы, прикрывавшие выход на балкон, увитый сочным ярко-зелёным плющом.
Присутствующие дамы томно обмахивались веерами и переговаривались вполголоса, тихо смеялись, щебетали "о своём, о женском", им были неинтересны мужские разговоры о политике и делах службы.
Сердце тревожно стукнуло при виде князя Чудинова с сестрой... ну куда же без них? Рядом старый граф Сабуров, прямой и подтянутый, с острым взглядом светлых волчьих глаз, их родственник. Весь клан роялистских вампиров в сборе...
Иногда Анри-Франсуа ловил на себе их тяжелые цепкие взгляды, бросаемые искоса. Еще бы... в глазах этих русских легитимистов старый республиканец уместен в этом светском дворянском обществе не больше, чем тарантул на торте...
Дельбёф старался держаться вблизи хозяина дома и его супруги, не только как воспитатель их детей, но и как друг семьи, справедливо рассчитывая, что Чудиновы не посмеют нарушить светские правила приличий и не станут задираться к нему в их присутствии.
А вот и новые лица... католический священник в сутане... кюре Ланфан и парочка старых аристократов, представленных как герцог д,Обиньи и граф де Габрийяк, одетые также несовременно, как и сам Дельбёф, только костюм Анри-Франсуа был сшит по моде девяностых годов ушедшего восемнадцатого века, а они были одеты по моде еще более ранних лет, дореволюционных восьмидесятых.
Рысаков-младший, внезапно появившись на пороге гостиной приветливо поклонился хозяевам, кивнул Дельбёфу и расположился рядом с ним.
Интересно, зачем он здесь, Рысаковы, и отец и сын, не принадлежали к постоянным посетителям дома графа Верейского...
- Месье д,Обиньи... вы наверное были в свое время представлены ко двору "короля-мученика" Людовика Шестнадцатого? - услышав мягкий женский голос Анри-Франсуа повернул голову и увидел, сидящую неподалеку молодую женщину лет двадцати трех с большими добрыми глазами.
Это была графиня Виктория Ланская, подруга Аннет.
- Да, мадам, вы правы... - д, Обиньи задумчиво опустил бокал с шампанским - как же давно это было... Да и было ли или только снилось?
Эх, молодежь, кто не жил ДО 1789 года, тот и понятия не имеет о сладости жизни... - грустно улыбнулся старый аристократ - но я хотя бы уехал вовремя, после "похода на Версаль" в октябре того же восемьдесят девятого года... А вот кюре Ланфан... он из "неприсягнувших" священников Вандеи...
За столом тут же поднялась тема усиления антимонархических организаций в современной Франции и "возрождения опасного духа французской революции тридцать с лишним лет спустя".
Старый дворянин-эмигрант, прижившийся в России рассказал красочную мрачную историю времен Революции, которая привела его в эту страну.
Его спутник, граф де Габрийяк задумчиво молчал.
д,Обиньи давно, еще во времена императора Павла принял российское подданство, объясняя это решение тем, что во Франции его никто не ждет, вся семья погибла в Нанте осенью 1793 года.
- Все они погибли... моя супруга, милая добрая Мари...которая никому в жизни не сделала зла...19-летняя дочь...так и не ставшая ничьей женой и матерью, о сыне с тех пор я ничего не знаю, кроме того, что он был офицером Королевской Католической Армии Вандеи...а жена и дочь... погибли в месяц фример II года эры дьяволов, спущенных с адских цепей, чтобы погубить всё прекрасное во Франции..."
Старик с трудом скрывая подступившие слёзы эмоционально клял революционеров-якобинцев и "подражающую им" современную молодежь что во Франции, что в Испании и в Неаполитанском королевстве, а теперь даже в верноподданной государю императору России.
Дельбеф, бывший депутат и комиссар Конвента, воевавший с шуанами в 1793-м сочувственно вздыхал и вежливо молчал, задумчиво опустив глаза в тарелку.
Сколько раз за эти годы он выслушивал эти контрреволюционные излияния и воспоминания о том, как "четвертые сутки пылают деревни, горит под ногами Вандеи земля, не падайте духом, поручик... Смерть якобинцам, с Богом... за короля воины Сердца Христова!" и всё в том же духе.
По счастью старый роялист не читал мыслей элегантно одетого мужчины, сидящего рядом с хозяином дома и продолжал:
- Наши варвары заразили молодежь разных стран своими зловредными идеями Прав Человека, республики, низвержением богоустановленной власти монарха и церкви...
В пятнадцатом году благомыслящим людям Франции и всей Европы казалось... слава Богу, корсиканский людоед в клетке, якобинская нечисть догнивает в могилах засыпанных известью, прОклятые и забытые...либо ожидают своей участи в тюрьмах...
Но что творится в Европе последние шесть лет... Военный мятеж в Мадриде с целью свержения короля, то же самое в Неаполитанском королевстве... убийство герцога Беррийского в Париже... убийца Лувель признался, что был намерен извести династию Бурбонов под корень...а полгода назад здесь в Петербурге... на Дворцовой площади... ну... не будем об этом...
Брат и сестра Чудиновы, иногда отвлекаясь от сочувственного поддакивания старому эмигранту и перешептываний между собой мерили Анри-Франсуа цепкими недобрыми взглядами.
Рысаков-младший в беседе не участвовал, но внимательно наблюдал и за Чудиновыми и за Дельбёфом.
- Мне жаль, что месье Дельбёф должен вернуться на Родину именно в такой момент, когда в стране очень возможны беспорядки... - не удержался Андрей Васильевич.
Но княжна Чудинова вдруг отозвалась двусмысленно-насмешливо:
- Но может месье именно поэтому и уезжает, что боится пропустить что-то важное?
- Верно... а если... конечно же, не дай Бог... у них там затеется новая революция, то как же в Париже обойдутся без старых героев? - князь Чудинов скрестил на груди руки и вызывающе мерил француза взглядом.
- Господа... это что еще... - нахмурился граф Верейский -настоятельно прошу вас, оставьте в покое месье Дельбёфа...
Тут из-за стола приподнялась, отбросив салфетку молодая графиня Ланская:
- Ну что вы напали на человека, господа? Я может чего-то не понимаю, но мне тоже жаль, что месье Дельбёф уезжает... - слегка тронула Анри-Франсуа за руку, и продолжала вполголоса, обращаясь к нему - выйдите на минутку на балкон, месье, с вами хочет поговорить господин де Габрийяк...
- Я считаю ЭТУ тему закрытой, господа... Найдите что-нибудь более безобидное и увлекательное, а то наши дамы уже заскучали... - вежливым, но строгим тоном обратился к мужчинам хозяин дома.
Чудиновы и Сабуров были вынуждены подчиниться требованиям приличий, снова свились в свой тесный змеиный клубок.
Свидетельство о публикации №223040701584
Варвара Ласточкина 27.09.2024 19:41 Заявить о нарушении
Рада, что эти герои тебе интересны)
Ольга Виноградова 3 27.09.2024 19:58 Заявить о нарушении
Варвара Ласточкина 27.09.2024 20:02 Заявить о нарушении
Ольга Виноградова 3 27.09.2024 20:22 Заявить о нарушении