Сохранилась ли в Донбассе могила отца?

               
              Тамара Константиновна Очеретина давно на пенсии,  много лет преподавала математику в железнодорожной   школе города Балашова Саратовской области, прекрасный специалист, душевный человек. В годы Великой отечественной войны она лишилась родного отца и до сих пор не знает, сохранилась ли его могила в Донбассе? 
     Считает за чудо, что сама осталась живой  в дни Сталинградской битвы!  В самый разгар кровопролитных боев,   родная тетя на простой  дрезине вывезла троих: ее, тогда маленького ребенка,  маму и брата Геннадия. Сотни километров  тетя спешила как можно быстрее добраться в Балашов, не попасть под  налет вражеской авиации, двумя руками умело управляла своей небольшой машиной,  боясь  потерять сестру и ее детей.  На крохотной дрезине умещались только они, поэтому увезли   лишь то, что было на них,  да немного пшена, чтобы не умереть от голода, ведь предстояло жить на новом месте  жительства.
        Благополучно добрались до  Балашова,   поселились в пустующей комнате  дома связистов,  за  стеной работала радиостанция. В  комнатушке от холода спасала   маленькая печурка,  чтобы ее протопить, мама ночью  по льду  переходила реку  Хопер,  из леса  приносила вязанки сушняка, спешила  до работы обогреть комнату, но тепло сохранялось лишь на короткое время.    Целый день дети  оставались одни в холодной комнате, а мама   с утра до вечера работала санитаркой в эвакуационном госпитале, помогала выздоравливать раненым, стирала их  окровавленные бинты и одежду.   
        В это время  пришла похоронка на мужа и отца - Константина Емельяновича, которого   готовили на  политработника  - стрелка с 1940 года. В самом начале войны мама  Люда вместе с семилетним  Геной, провожала его на фронт из села Елань Сталинградской области,  с места формирования     дивизии. Он воевал  с первых дней войны до февраля  1942 года. Во время упорных боев за Донбасс  получил приказ взять высоту под Красным Лиманом, и  личным примером  повел в атаку бойцов роты. Людмила Ивановна   получила  извещение  командира  1120 стрелкового полка  Городилова   от 20 февраля 1942 года о том, что  ее муж, политрук Дудин Константин,  убит 18 февраля 1942 года. В бою за Родину был верен воинской присяге, проявил мужество.
           Чуть позже  их  семью  переселили в самый центр города, в коммунальную квартиру  старинного дома. На общей кухне готовили  и обедали    семьи  десяти   соседей.  В этой квартире у Тамары проходили    детство и юность. Семилетней девочкой  начала  учиться в нетопленой школе, сидела за партой в зимней одежде, в классе было настолько холодно, что чернила замерзали в чернильнице – непроливайке, но училась хорошо. Мама перешла работать сортировщицей корреспонденции на почту, где  оставалась  до ухода на  пенсию.
      Тамара окончила  педагогический институт. Три года преподавала в деревне, где встретила  мужа Василия,  с ним и маленьким сынишкой Вовой на руках  вернулась в город, до ухода на пенсию трудилась лишь  в одной  городской школе. Преподавала математику, ее  пятиклассники начинали с азов, заканчивали учебу старшеклассниками, постигая все большие  сложности,  ежегодно успешно  сдавали  не только переводные, но и выпускные экзамены. Она  была и классным руководителем, как заботливая мама, растила и выпустила во взрослую жизнь ребят нескольких классов: принимала озорных пятиклашек, провожала из школы повзрослевших молодых людей.         Тамара Константиновна осталась добрым,  отзывчивым  человеком, немногословным,   как  большинство  математиков. К ней  незаметно   подкралась старость, но она не сдается, подлечится и вновь хлопочет по делам дома, как старшая по подъезду, радушно принимает гостей. Скромной труженицей и душевным человеком  осталась  по сегодняшний день.
         О погибшем отце у нее сохранилось   несколько документов: извещение о гибели  Константина Емельяновича Дудина  и  единственное  письмо  с фронта,  которое он отправил 18 декабря 1941 года из села Варварово  Ворошиловоградской, теперь Луганской области Украины. В письме  он точно указал свою 1120  стрелковую дивизию 40 стрелковую роту, почтовый  ящик  №361,   подробно  сообщил о месте своих боев; по письму родные понимали, что на тот день он был  живым и здоровым.  Погиб буквально через два месяца на той же Донецкой земле 18 февраля 1942 года  в   Красно-Лиманском районе Донецкой (Сталинской) области,  похоронен в селе Щурово  у домика лесника, о чем  свидетельствует извещение командира полка. 
 СОХРАНИЛИСЬ ЛИ ДОМИК ЛЕСНИКА И СЕЛО ЩУРОВО КРАСНО – ЛИМАНСКОГО РАЙОНА ДОНБАССА И   МОГИЛА ДУДИНА КОНСТАНТИНА  ЕМЕЛЬЯНОВИЧА, ПОГИБШЕГО В ФЕВРАЛЕ 1942 ГОДА?


Рецензии