Ankh - это ав. семь, также петля, узел, а не крест
«Каждый народ видит по-своему единое содержание и строение бытия»
В. Гумбольдт
"Встань! Бросил камень в чашу тьмы Восток,
В путь караваны звёзд, мрак изнемог,
И ловит башню гордого султана
Охотник-солнце в огненный силок"
Омар Хайям
"The ankh symbol—sometimes referred to as the key of life or the key of the nile—is representative of eternal life in Ancient Egypt. Created by Africans long ago, the ankh is said to be the first--or original--cross. The ankh is often shown in the hands of important Egyptian figures, such as pharaohs and kings, preserving their immortality. Moreover, the ankh is commonly depicted in temples and in the grasp of major Egyptian gods such as Osiris, Isis, and Ra. It could also have a more physical connotation: the ankh may represent water, air, and the sun, which were meant to provide and preserve life in Ancient Egyptian culture. Additionally, ankhs were traditionally placed in sarcophagi to ensure life after death. While the ankh is a widely known hieroglyph, its origins are somewhat unclear. Because the ankh shows similarities to the Knot of Isis, some speculate that the ankh and the Knot of Isis represent the same thing: an intricate bow. Other theories claim that the ankh could signify the cohesion of heaven and earth, interlinking male and female symbols, or ceremonial girdles".
ANKH-Egyptian Symbol of Life
Аварский язык- является единственным языком в мире, в котором этот важнейший в мировоззрении древних египтян символ сохранился в обозначении числительного "семь"- АНКЬ [ANT'L']. Этимология этого слова нигде и никак не обозначает "крест", она указывает на "ПЕТЛЮ (т.е. УЗЕЛ)" и числительное "СЕМЬ". Нахско-дагестанское деление мира на "три" по вертикали и "четыре" по горизонтали в сумме давало цифру "семь".
Со значением числительного семь в культуре и мифологии индоевропейских народов можно ознакомиться подробно в "Мифах народов мира", сошлёмся лишь на то, что в китайской культуре это число считается несчастливым:
В китайской культуре число “семь” связывается со смертью, считается загадочным числом. В народе считают седьмой месяц-июль “злым месяцем”, и по лунному календарю пятнадцатое июля традиционно называется “День мертвых”. Также легенда говорит, что в этот день неспокойная душа умершего идёт в народ просить милостыню и всё становится мрачным. Китайцы считают, что на седьмой день душа усопшего поднимается на новый уровень, как на новый этап жизни, а в течение первых семи дней после смерти душа прощается с родственниками. Семь раз по семь дней играет большую роль в культе мёртвых — на каждый седьмой день после смерти (до 49 дня) совершается поминовение, надо сжигать бутафорские деньги в знак приношений загробной жизни...Обобщая сказанное, заметим, что символика числа “семь” в русской и китайской культурах разная. Понятие числа “семь” имеет в русской и китайской языковых культурах различные фоновые смыслы и коннотации. Исследуя символику числа “семь”, мы пришли к следующим выводам: числа являются не просто выражением количества, а представляют собой определенные идеи-символы, являясь некоторым мифологическим кодом национальной языковой картины мира.
Абабайкэжи, Гулимижэ. Символика числа «семь» в русской и китайской культуре / Гулимижэ Абабайкэжи, Г. А. Шантурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44734/ (дата обращения: 07.04.2023).
В ав. диалектном представлено также с этой основой АНКЬКIАЧ "отдел желудка жвачного животного", диал. анкьчехь, инучехь, анчехь, анкI'чехь
Монг. АНХ "первый, первоначальный" соответствует ав. АНЛЪ "шесть", а АНГАЛ "пропасть, ущелье,расселина, бездна" (дагур. ангийгу "раскрыть рот, раскрыться (о ране)"), АНГАЙХ "раскрываться, зиять", АНГУУЧ "охотник, зверобой", АНГАРАГ "вторник, планета Марс" аварскому числительному "семь". Как в аварском, так и монгольских языках символика этой основы "стиснённые обстоятельства, петля, силок, удушье", которое подтверждается на основе древнегреческого, латинского и немецкого лексических материалов.Если быть максимально кратким, то это "ПЕТЛЯ, УЗЕЛ". В монг. культуре объект подобного значения играл важную роль, так как представлял собой "ургу"- приспособление в виде шеста, на конце которого петля. В образцах старинной резьбы по камню в Дагhестане есть пример использования подобного орудия ловли.
Свидетельство о публикации №223040700605