Мысли на заметку. 16 января 2015 года
_________________
О Шекспире думал. Конспект:
1. Толстой рассматривал Шекспира как явление, то есть изучал его тексты и относился к ним, а не к личности [автора], кем бы она ни была.
2. Толстой не очень жаловал поэзию. Начав когда-то писать «Казаки» в стихотворной форме, он быстро это забросил и больше к стихосложению никогда не возвращался. Толстой не рассматривал Шекспира как поэта. Он критиковал в Шекспире драматурга.
3. Толстой читал Шекспира в молодости, зрелом возрасте и в старости. Читал на всех возможных языках. Читал много и о Шекспире, что и заставило его высказать своё мнение.
4. Свою статью он писал в старости, когда у него оставалось не много времени, то есть считал её важной. Он определял с её помощью своё отношение к искусству, а значит — и отношение русской литературы к литературе мировой.
5. Шекспира он считал самым ярким представителем тех тенденций в литературе (искусстве), которым противостояла классическая русская литература. И, естественно, сам Толстой как её представитель. Иначе он на него просто не стал бы тратить времени.
6. По форме он выбрал критику с позиции трёхмерной (объёмной): а) Классические произведения, переделки которых превратились в «Короля Лира», «Гамлета» и т. д., с одной стороны. б) И своё отношение потомка к тому и другому — с другой.
7. Суть его критики сводилась к тому, что старинные сюжеты были гораздо лучше литературно, во-первых. А во-вторых, они были результатом познания человеком окружающих и себя. Тогда как у Шекспира было совсем другое: воздействовать на читателя, чтобы получить от него деньги и славу. По своей сути Шекспир был основателем поп-искусства, попсы. Сейчас представителями этого направления являются Голливуд и Бродвей.
Суть в том, что сюжет, фабула используются не для познания мира, а для того, чтобы развлечь, позабавить, воздействовать на человека с целью получить деньги и признание. Меркантильный интерес и жажда славы людской.
8. Если провести параллели с футболом, Толстой говорит: замечательно — играть в футбол, хуже — смотреть, как другие играют, скверно платить за это деньги и брать за это деньги и совершенно отвратительно сделать из этого империю развлечений с фанатиками.
По сути дела, так произошло и с искусством. И в литературе, театре, кино и пр. Раньше внутренние психологически переживания и подвижки определяли сюжет, и сюжет подчинялся психологической правде героев. Теперь сюжет нужен для того, чтобы собрать набор шуток, красивых фраз, душещипательных сцен, страшилок и так далее. «Внутренняя правда» выхолащивается и остаются кино-аттракцион, театр-аттракцион, книга-аттракцион. Русская литература ХIХ века и русская мысль имели другую направленность. И Толстому было важно это выразить под конец жизни. При Толстом ещё не было Бродвея и Голливуда, но он их уже критиковал, уловив тенденции, которые к этому ведут. Он отрицал коммерческое искусство — аттракцион, основателем которого считал Шекспира.
9. Если бы меня спросили моего собственного мнения, я бы ответил, что мне тяжело противиться доказательной толстовской логике. Тем более, что он доказал это не только вербальной аргументацией, но жизнью, уходом и даже смертью.
Толстого интересовало, с одной стороны, как истинное превращается в коммерческое или идеологическое, а с другой — он хотел противостоять этим тенденциям. Именно поэтому он не хотел брать деньги за свои произведения.
Ушёл он в конце жизни не только от С. А., но и от шекспировщины.
Свидетельство о публикации №223040700797