Совесть

               
                (сюрреалистический этюд №5)

                Не бойся ничего до тех пор,
                пока не подует раскалённый ветер
                с севера и расплавленные тучи с юга
                не закроют солнце.


                1.

    Жалкий вид тявкающего и скулящего изголодавшегося щенка вызывал желание пожалеть животное, приласкать, накормить. Благо, пакетик собачьего корма завалялся в кармане плаща.
    Едва зародилось желание и, только-только рука дёрнулась к карману, спокойный, тихий голос справа и немного за спиной говорит:
    - Брось! Оно тебе надо?
    Рука ныряет в карман и замирает, найдя искомое. Осторожно оглядываюсь, заворачиваю голову назад до боли в шее. Как и подозревал – никого. Как во всём холодном, вымокшем под весенним дождём переулке.
    Вынимаю пакетик.
    - Передумай, - советует тот же голос справа.
    Резко разворачиваюсь. Встречаюсь… ни с кем.
    - Что смотришь? – голос язвит. – Кого хотел увидеть?
    - Тебя.
    - Меня? – послышался тихий и скребущий смешок. – Зачем?
    - Хочу увидеть.
    - Не увидишь, - резко обрубает голос.
    - Почему? – интересуюсь немного по инерции.
    - Потому, - отвечают мне и тихий-тихий вдох-выдох с сожалением. – Потому.
    - Почему – потому? – настаиваю на своём.
    - Потому, что я твоя Совесть.
    - Не может быть! – восклицаю и на каблуках туфель неумело делаю фуэте, стараясь застать незнакомца и шутника.
    - О, как бывает, - реагирует Совесть. – крутишься-вертишься волчком, результата нет.
    - Не может быть, - повторяю и мне вторит чёрными ртами подвалов.
    - Видишь, - говорит Совесть, и я её представляю этаким франтом, пилочкой ровняющего ногти, - появилось сначала сомнение, за ним последует терзание, следом, как водится – муки. Но тут стоп.
    - Почему это?
    - Что ты всё заладил – почему да почему! Муки – моя епархия. Муки – исключительная прерогатива Совести. Как ни крути…

                2.

    - Да не слушай ты её! – вступает кто-то в наш диалог слева.
    - Ты кто ещё?!
    - Как это кто! Совесть.
    - Чья?
    - Твоя Совесть. Чья же ещё!
    - Вас, что, две?
    - С какого перепоя!
    - Ну, одна талдычит справа, - другая – слева.
    После непродолжительной ферматы слышится ответ:
    - Вообще-то я одна. В двух ипостасях.
    - Как двуликий Анус? – выстреливаю вопрос.
    Слышится голос совести справа:
    - Ты ко всему и шутник. Это надо же такое придумать – Анус двуликий!
    Совесть слева:
    - Балда! Анус бывает одножо… Короче, двуликим может быть только Янус. Розумем, бестолочь?
    Щенок тявкает, хвостик дрожит, тельце трясётся. Мордочка жалкая. Глазки просящие. Открываю верхний край пакетика.
    - Ты хорошо подумал? – Совесть справа.
    - Надеещься жестом доброй воли чью-то ошибку или жестоковыйность исправить? – наседает Совесть слева.
    - Ну-ну, - язвит Совесть справа, - давай, благодетель, корми безродного.
    - Чего застыл? – подыгрывает себе Совесть слева. – Всех голодных одним пакетиком с кормом не накормить.
    - Был единичный случай в истории человечества, - Совесть справа, вылитая училка из школы, оставшаяся в воспоминаниях из детства.
    - И как ему это человечество за доброту душевную отплатило, - продолжает Совесть слева.
    - Знаю, окончилось плачевно, - парирую Совести.
    - Плачевно – мягко сказано, - горячим дыханием холодного ветра Совесть справа говорит мне в ухо.
    - Скверно, тоже не вариант, - щекочет ухо Совесть слева птичьим пёрышком.
    - Если ты – Совесть… - начинаю кое-что прикидывать в уме.
    - То, что тогда?
    - Ты должна…
    - Кому? – ухмыляется совесть справа.
    - Кому? – вторит себе же Совесть слева.


                3.

    Щенок устал стоять и укладывается возле моих, скулёж просто выматывает нервы и стал ещё звонче.
    Совесть справа:
    - Ему?
    - Хотя бы в виде исключения.
    - Совесть слева:
    - А в чём смысл?
    Пожимаю плечами. Щенок скулит, плачет, просит о помощи, но мои попытки облегчить ему его бытие пока не продвигаются ни на шаг.
    Совесть справа:
    - Корма жалко?
    Не успеваю ответить, быстро говорит Совесть слева:
    - Съешь сам. Не сотри так. Чего добру пропадать?
    Резко поднявшийся ветер покрывает рябью лужу, в ней исказились дома, деревья, небо, я и моя Совесть, которую не видно.
    Совесть справа:
    - Смотри.
    - Куда?
    Совесть слева:
    - Туда и наблюдай.
    - За чем?
    Совесть справа:
    - За происходящим.
    - Неужели здесь что-то происходит из ряда вон выходящее?
    Совесть слева:
    - Вот же чудило из Нижнего Тагила!
    - Попросил бы поскромнее, - внешнее спокойствие не показатель внутреннего кипения и готовности взрыва. – Не то могу…
    - Что ты можешь, - смеётся Совесть справа, - люди, я вас умоляю, посмотрите на этого поца!
    Ей подпевает Совесть слева:
    - Ты щенка накормить не можешь, а всё туда же, всё к ним…
    - К кому к ним…
    Совесть справа:
    - Ко всем прочим, которые хочут, но не могут. Сколько вас в перерасчёте на квадратный метр земного шара помнишь? Ну-ка, напомни, не тоя что-то запамятовала…
    Совесть слева:
    - Да не морщи лоб. Помогу. Почти восемь миллиардов. Проникся? Восемь миллиардов. Которые вот сильно так хотят, но не могут.
    - И что с того? Я-то какое отношение ко всему этому…
    Совесть справа направляет:
    - Лично ты?
    - Лично я! – бросаю с вызовом куда-то в пространство, совесть так и остаётся для меня невидимкой, и думаю, как же хорошо, что переулок в этот заветный час пуст, будь кто-нибудь посторонний, сочли бы за невесть кого, разговаривающего с собой.
    Совесть слева:
    - Сам пораскинь мозгами.
    - По асфальту? – радуюсь своей находчивости.
    Совесть справа осудительно:
    - Можно и так. Лучше – подумать. Итак, восемь миллионов…
    - Стоп! – перебиваю грубо, - какого чёрта, пардон за мой французский, минуту назад было восемь миллиардов.
    Совесть слева хихикает:
    - Думаешь, поймал на вранье? Дудки. Специально оговорилась. Хотела проверить твою наблюдательность.
    Совесть справа:
    - И внимательность.
    - Проверили? – злюсь на них. – Что дальше? Восемь миллиардов. Допустим, чуть больше, пока говорим, кто-то родился.
    Совесть слева печально:
    - Кому-то вдвойне повезло – умер.
    Совесть справа с унынием:
    - А кто-то разбился. Хотел любимой доказать, что умеет как птица летать, шасть из окна – и распластался цыплёнком табака по газону.
    Совесть слева с не меньшей мировой скорбью:
    - Цветочки красивые, пыльца ароматная ему вместо специй и пряностей.
    - Стоп! – в очередной раз прекращаю словесную кадриль.
    Совесть справа покорно:
    - Уже остановилась.
    Совесть слева запыхавшись:
    - Останавливаюсь, тормоза подводят, нужно заменить колодки, не ровен час, занесёт не туда и веди потом долгие нудные беседы, объясняй, почему всё так вышло, а не иначе.
    - Путаете… - задыхаюсь от собственной злости, - не надо меня…
    Совесть справа смиренно:
    - Упаси Господь!
    Совесть слева сдержанно:
    - Не сойти мне с этого места!
    - И так стою, - отвечаю Совести.
    Совесть справа с подначкой:
    - Вот и стой.
    Совесть слева так же:
    - Что тебе ещё делать-то остаётся…
    В самом деле, я себя неожиданно ощутил машиной, едущей в глубокой механической прострации по не менее глубокой колее с начисто лишённой возможностью из неё выбраться, свернуть куда-нибудь.
    Совесть справа шепчет:
    - Что, браток, растерялся?
    Совесть слева:
    - Не-а, он ушицы захотел.
    Совесть справа:
    - Вот так дела…
    Совесть слева:
    - Ты ж не богатырь перед валуном с указаниями, что его ждёт, куда он свернёт. Ты знаешь, что нужно предпринять.
    - Откуда мне знать! – мысли вразброд, как муравьи из муравейника в пьяном угаре.
    Совесть справа отрешённо:
    - Тебе приводили пример с восемью миллиардами?
    - Н-ну…
    Совесть слева:
    - Что делать будешь? Примешь верное решение, бац, и гори оно синим пламенем в дождливую погоду или…
    Чувствую, нужно что-то говорить, иначе молчание болотом затянет меня глубже и сильнее и, чем дольше молчание, тем пропорциональнее затягивание и сила воздействия:
    - Разве есть варианты?
    Щенок у ног почти выбился из сил. Улёгся на асфальт. Высунул язык. Тяжело дышит. Ждёт.
    Совесть справа с небольшими нотками металла в голосе:
    - Так и будешь зреть за кончиной мира?
    - Я как-то приближаю катастрофу?!
    Совесть слева, вздыхает облегчённо:
    - По мне, так ты уже занёс ногу над пропастью, и бездна притягивает тебя. Если, конечно, при всей своей бесхребетности и нерешительности, всё же отважишься признаться кое в чём.
    Мысли мои моя Совесть совсем запутала. Сплошные Гордиевы узлы и меча разрубить их в руке нет.
    - Не преступник, - поступательно обнажаю свои нервы, - признаваться и брать на себя чужую вину не буду!
    Совесть справа взрывается:
    - А свою возьмёшь, получается? Вот так вот, взял вину, принял наказание?
    Мне почему-то начинает наскучивать диалог с Совестью.
    - Своё возьму. Чужого добра не надо.
    Совесть слева будто прокурор, выносящий приговор:
    - Возьми. Довольно играться в зольдатики. Спаси жизнь или безжалостно взирай.
    - На что взирать? Подскажешь?
    Совесть справа возвышенно, с надрывом:
    - Никогда не призывала богов на помощь, им до людских проблем, как вселенной до… короче, бог мой, ты настолько туп или притворяешься? Вот честно, положа пятку на сердце… Где оно у тебя, кстати…
    - Как у всех – слева.
    Совесть слева изумлённо:
    - Что ты за кадр, уму непостижимо! Бывают, дружок, патологии, не влияющие смертельно на жизненное состояние. Это тот случай, если сердце расположено справа. Зеркальный вариант. Игра природы. Такая она затейница.
    Совесть справа, умничая:
    - По-научному, называется транспозиция внутренних органов с декстрокардией или более научно, sitius inversus totalis.  По-латински.
    
                4.

    Моё недоумение выливается в следующий простой, набивший оскомину, вопрос:
    - Что делать?
    Совесть справа:
    - На протяжении всего девятнадцатого века вся русская интеллигенция задавалась вопросом, что делать, и ни к каким выводам не пришла.
    Совесть слева:
    - А куда ей, горемычной, было идти? За разговорами-спорами заболтали хорошее начинание и со свойственным для русской натуры раздолбайством всё похерили.
    - Как всё прекрасно обе рассказали… - начинаю и меня обрывають отнюдь не по-интеллигентски:
    - Повторяю, я у тебя одна, - говорит Совесть справа.
    Совесть слева немного мягче, певуче, романтично:
    - Словно в ночи луна.
    - Уходите от разговора, тьфу, ответа! Уходишь, моя Совесть, от ответа. Факт осознания владения единолично собственной Совестью никаких преференций не сулит и в ближайшей перспективе…
    Совесть справа:
    - Собственно, на чём основываются твои слова – владение единолично собственной Совестью?
    Совесть слева:
    - Не допускаешь, хозяин е-ди-но-лич-ный, что я, твоя Совесть, и есть твой владелец. Рот не разевай. Промолчи. Хоть умнее выглядеть будешь какой-то отрезок времени. Когда умные…
    - Что замолчала? – не уверен, что и у других такие же точно возникают иллюзийные аллюзии, но выкручиваться надо. – Когда умные, то что или кто и чем мне заниматься?
    Совесть справа:
    - Начинаем собачиться. Отлично. Чем заняться, говоришь. Отвечу – дебютировать.
    Вот так поворот, не ожидал.
    - В какой роли?
    Совесть слева:
    - Выбор разве есть, когда стоишь перед выбором? Вот как сейчас.
    Пожимаю в недоумении плечами.
    Совесть справа:
    - Остаётся одно, пожать плечиком и послать матерными словами.
    Совесть слева:
    - Он дождётся, наш хо-зя-ин, возьмут и запишут в душегубы.
    - Чью душу это я загубил?!
    Совесть справа:
    - Точнее, доведение до убийства.
    Машу руками, срываюсь на крик:
    - Хватит водить за нос! Говори прямо!
    Совесть слева:
    - Дубль номер, не помню, который по счёту: о восьми миллиардах населения планеты Земля.
    Едва не захлёбываюсь криком:
    - Ага! Если песня хороша – начинай сначала.
    Совесть справа:
    - Щенок-то, смотри, болезный, еле дышит. Или уже не дышит.
    Совесть слева:
    - Прости, хо-зя-ин, но тут либо то, либо это, третьего не дано.
    Начинаю оправдываться:
    - Да я хотел… хотел накормить его кормом из пакетика… ты же сама меня остановила!..
    Совесть справа:
    - Окстись, родной! Вопрос безусловно спорный. Что было первым, курица или яйцо. Ты уверен в своей правоте? Я тебя за руку хватала?
    - Нет.
    Совесть слева:
    - Или отговаривала? Колись, чего уж тут тестикулы мять, и афедрон прикрывать.
    - Не было такого, - признаю своё поражение, - но ты же сама …
    Совесть справа:
    - Сказала и сейчас повторю с удовольствием, память у меня хорошая: Брось! Оно тебе надо?
    - Вот, - начинаю загибать пальцы на руке. – Чем не руководство к действию? Что скажете… э-э-э… скажешь, а?
    Совесть слева:
    - Совсем не смешно. Думаешь, подвёл под своё умозаключение мои слова и сразу дамки? Дудки! Я за себя постоять умею.
    - Я тоже в состоянии! – выгибаю грудь колесом.
    Совесть справа:
    - Не хохми, ей богу! Он, соизволите ли видеть, тоже в состоянии. Позволь уточнить: в состоянии чего? Вон, шнурки развязались. Без подсказки не проживёшь и минуты.
    Резко переключаюсь на туфли.
    - Они у меня без шнурков!
    Совесть слева:
    - Обдурить тебя, что косой дождь косить. Всему на слово веришь. А щенок, того и гляди, скоро тю-тю! Попахивать начнёт. Температуры установились жаркие.
    Пакетик с кормом просто-напросто начинает жечь руку.
    Совесть справа:
    - Пошто замер, милый? Али пример не наталкивает к действию?
    - Какой пример?
    Совесть слева:
    - Восемь миллиардов. Вот они тоже, каждый в отдельности стоит и думает, кто первым решится накормить щенка…
    Совесть справа:
    - … или котёнка…
    Совесть слева:
    - … или помочь старушке перейди дорогу…
    Совесть справа:
    - … или самому пересечь опасный участок пути на красный свет…
    Совесть слева:
    - … или дождаться, когда щенок или котёнок сдохнет, старушку собьёт нерадивый водитель, а сам благополучно ступишь на другую сторону дороги и не угодишь раньше срока на небеса.
    - Хватит мне голову морочить!
    Совесть справа:
    - Никто никому ничего не морочит. Скучно стало. Решила развлечься.
    Совесть слева:
    - И скажу на незаданный тобой вопрос – удачно вышло.
    Не верю собственным ушам.
    - Типа, розыгрыш… серьёзно?..
    Совесть справа:
    - Я всё сказала.
    Совесть слева:
    - Ну, всё, прощевай. Мне пора.
    В голове кавардак.
    - Погоди… это, как его… ты куда?
    Совесть справа лаконично:
    - Ухожу.
    Совесть слева не более многословно:
    - По делам.
    Восклицаю ей вслед:
    - А как же… мне-то… что мне делать?..
    Через ветра пение, шум улицы, доносится еле слышно:
    - Щенка накорми… Пока живой…

                Глебовский, 7 апреля 2023 г.


Рецензии