Национальное прозвище Черкес

             Национальное прозвище «Черкес»

экзоэтноним — слова, не употребляющиеся местным населением или народом (аборигенами);
Этнонимы — племя, народ — названия различных видов этнических общностей, как народов и народностей, так и племён, племенных союзов;
Национальное прозвище - Абрек — чеченец, дагестанец, в широком смысле представитель любого народа Северного Кавказа мужского пола. Среди самих кавказцев — горец-изгой.


     Многие названия народов в устах соседних, других народов звучат, как прозвища, являясь вторым или третьим именем того или иного народа.
     Прозвище не может быть этнонимом. Это прозвище. Иногда обидный термин несущий негативное отношение к народу, иногда передающие особенности некоторых народов.
Основанием для появления национальных прозвищ может быть все, что угодно. Могут стать поводом и какие-то особенности внешнего вида людей.
      Для примера приведем некоторые прозвища:
Известно, что в Италии одно из любимых национальных блюд - макаронные изделия. «Добрые» соседи тут же откликнулись на этот факт, прозвав итальянцев макаронниками.
По-белорусски картофель называется «бульба». Вот и прозвали белорусов их соседи - русские и украинцы - бульбашами.
Байбак - прозвище карел или жителей Карелии в целом.
Мамбет - ранее широко распространенное мужское имя, производное от слова «Махамбет» казахского произношения слова «Мухаммед».
Московиты - русские (устар.).
Тунгусы (устар.) - эвенки.
Басурман (бусурман, бусарман, басурманин, бусарманин) - в старину на Руси: татарин,[2] человек иного вероисповедания, преимущественно с Востока.
Азери - также одно из самоназваний азербайджанцев.
Раньше когда приезжали в Россию иностранцы, встретив на улице иностранца и задав ему какой-нибудь вопрос, русский человек не получал от него никакого ответа. Вот и появилось мнение, что все иностранцы немые и не умеют разговаривать. Поэтому и прозвали их немцами и т.д.
    Самым загадочным именем или прозвищем на Кавказе следует считать прозвище «Черкес». Название само полностью тюркское. Состоит из
корневых слов «Чер» и «Кес».
К примеру, из корневого слова «Чер» происходят следующие слова:
Чер (Чиру/Чериу) – рать войско, воин с тюркского языка;
Чёр - колено (чуваш.);
Чер - земля  (тув.);
Черек – река (балк.);
Чертип - установив, определив (как нечто или некое место или истину);
Чер кесиу - отрезать, состричь определенное место;
Чорт (кес) – посередине, ровно в длину отрежь (балк.) и др.;
Кес: Кес-режь;
Кеси-сам;
Кеси (киши)-мужчина;
Кишилик (кесилик) – мужество и др.;
Из термина «Кес» выходит понятия «Режь или отрежь». А ведь, когда происходит стрижка волос на голове человека, так же применяется термин «Кес». А другой корень «Чорт» означает – в середине, прямо или ровно: Чорт кес (отрежь посередине, ровно и прямо) или же само же названия «Чуба» и есть «Черкес» (Чер, Чорт – середина).

О «Черкасах» пишут: Черкасы (итал. Circassi) согласно Карамзину, название торков и берендеев, а также казаков в летописях времен Василия Темного в 1444 году. В Воскресенской летописи XVI века 1152 года название «чёрные клобуки» поясняется как «еже зовутся Черкасы».
Интериано писал о зихах-черкесах: «Носят длиннейшие усы. На поясе в кожаной су¬мочке, сделанной и вышитой руками жены, постоянно имеют огниво и бритву с оселком. Ею бреют друг другу голову, оставляя на ма¬кушке длинный пучок волос в виде косички». Византийский историк Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира:
" Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой".
В др.-греческом языке ;;;;;; "хвост" (;;;;;;;;;; "хвостатый"). Стоит обратить внимание на то, что термин «Коса-волос» называется на укр. коса;, цслав. коса, болг. коса; "волосы", сербохорв. ко;са, вин. ко;су, др.-чеш. kоsа, слвц., польск. kosa "коса".  Для жатвы предмет используемый для скашивания носит название: укр. коса;, болг. коса;, сербохорв. ко;са, словен. ko;sa, чеш., польск., в.-луж., н.-луж. kоsа. Таким образом, в основе термина «Кес», «Коса» присутствует одинаковый смысл «отрезать, состричь». В семантическом отношении наиболее интересно сравнение с др.-инд. ;a;sati, ;;;sti "режет", ;astra;m "нож", лат. castr;re "отрезать, оскоплять", греч. ;;;;;, ;;;; "раскалываю". В данном случае использован материал: Оселедец и черкасы: etymology_ru — ЖЖ etymology-ru.livejournal.com.
   Несомненно, то, что термин «Черкес» более связано именно с прозвищем, но никак это не этноним, не экзоэтноним и не название какого-либо народа.
Об этом и поговорка на балкарском языке: «Черкес, Черкес – эки кулагъынгы тенг кес» (Черкес, Черкес – отрежь два уха ровно или прямо)»; «Черкес – жол кес» (Черкес-отрежь дорогу).
Такая же поговорка есть у карачаевцев: «Черкес, эки къулакъны тенг кес». В основе этой поговорки – проставление тамги-отметки на ушах овцы (режь посередине прямо, ровно).
С корневым словом «Кес»-отрежь это широко применяемое в быту балкарцев и карачаевцев отношения: «чорт-чорт кесиу»-отрезать по середине, ровно; «киндик кесиу» - отрезать пуповину;

    Считаем интересным, что термин «Черкес» среди самих тюрков звучит,  как юмор или прозвище и имело значение: «Черкес»-Головорез", ибо слово «черкъ» значит резать. То есть особый обычай стрижки головы тюрков под прическу «КЕКЕЛ», воспринятый донскими казаками, как «Хехел», распространилась на всю Украину, как «Хохол». Так и имя – «Черкес» или «Кекел» это обычное название тюркской прически на голове. Отсюда и прозвище: «Черкес-Головорез».
Об этом вскользь упоминается документальном источнике: «Тифлиские Ведомости», №22, Мая 31-го дня 1829 года.
«Географическо-Статистического обозрение земли  населенной народом Адехе». Автор сей работы «Г-нъ Артиллерии Поручик Новицкий, который находился на месте по поручению Начальства. Ему в особенности  способствовал в исполнении сего полезного предприятия Войсковой Старшина Черноморского Войска Могурковъ, который будучи сам природный Черкес Шапсугского племени, знает совершенно владения связи  сихъ народов, причины сихъ связей…» Здесь же дано примечание: «Они сами себя именуют Адехе, Аде значит ущелье, Хе-Море  (С Шапсугского языка Х.Т.); но почему дано им имъ сие название не известно. Название Черкес им дали Ногайцы оно означает головорез; ибо слово черкъ значит резать…»

    На отгадывании термина «Черкес» сломано очень и очень, много исторических баек.
     К одному названию, как  прозвищу запорожских казаков относится и прозвище «Хохол», производное от тюркского названия «КЕКЕЛ» - Чуб или Айдар на казахском диалекте тюркского языка.
В свое время запорожские казаки наголо брили голову, оставляя спереди чуб, который на тюркском языке назывался «Кекел» или «Хехел», который казаки Запорожья стали называть «хехел» ставший впоследствии классическим названием «ХОХОЛ».
В этом ряду среди исследований о терминах «Черные клобуки», «Черкесы», Казаки» следует отметить: Броневский В. Б. История Донского войска. Описание Донской земли и Кавказских Минеральных вод: монография, Ч. 1 - Санкт-Петербург: Типография Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1834

Броневский рассматривает и описывает все этапы духовной жизни. и материального существования донского казачества, уделяет особое внимание и осевшим на Дону калмыкам и, наконец, рассказывает о своем путешествии на Кавказ…

Историческое разделение начинается с краткого обзора народов, которые издревле жили на Дону, и действий русских » князей Грофса" против кочевых варваров, переселившихся туда в разное время.
" Когда Россия стала добычей монголов, многие южные русские примерно в середине IV века переселились в нижнее течение Днепра, где еще до вторжения Батыя в Россию проживали тюркские племена, называемые черными клобуками, а также черкесы и казаки".
В период с 1400 по 150 годы на Дону также появились казаки, Азовские ордынские; это были турецкие отряды.
 Название Шварце Клобукен означает то же самое, что и Каралкалпакен, то есть" Шварцмицен".
«Когда русские люди смешались с черными клобуками, они приняли от них название 'ЧЕРКЕС. в этом же смысле донские казаки до сих пор чаще называют себя черкесами, что в их разговорном языке является синонимом хохол.
Als die Kteinrussen mit den Schwarzen Klobuken (s. oln-n) sich vermischten, nahmen sie von ihnen den Namen 'l‘scherkal oder 'l‘scherke; an. ln demselben Sinne nennen sich die Donischon Kosaken noch jetzt ;fter Tscherkerayy was in ihrem Sprachgebrauch mit Hehlen gleichbedeutend ist…»
Камнем преткновения в названии «Черкес» находятся версии и гипотезы, что касоги-зихи названные  «Черкесами» это одно из названий адыгов-кабардинцев. Но это всего лишь натянутые за уши мифы. Достаточно отметить исследование А.В. Пьянкова «НАРОД КАСОГИ И СТРАНА КАСА (к этнической ситуации на Северо-Западном Кавказе в VIII-X вв.) и все гипотезы и мифы в этом вопросе это то, что желаемое выдавать за действительное, которое на поверку далеко от истины.

А.В. Пьянков
Аннотация: В 50–60-е годы прошлого века сложилось концепция утверждавшая, что в хазарскую эпоху на Северо-Западном Кавказе два племенных союза: зихов и касогов – предков современных адыгов. Автор, опираясь на данные археологии, средневековые письменные источники, адыгские родословные, аргументирует тюркское происхождение касогов Северо-Западного Кавказа…

«Теперь об этнониме касоги. Его краткая форма кас/кес зафиксирована в письменных и фольклорных источниках. Так в трактате «Об управлении империей», включающем рассказ о переселении венгров на свою новую родину, Константин Багрянородный среди 8-ми венгерских племен, пришедших в Паннонию, называет племя каси. [4, с. 163, 395]. Это же племя, в венгерском народном предании об обретении родины, послужившем основным источником для автора византийского трактата, звучит как кеси и отдельными исследователями считается тюркским по происхождению [22, с. 73]. Вспомним и адыгское предание о прадеде князя Инала по имени Кес [15, с. 93, 94]. В этом имени, вероятно, персонифицировано племя, из которого происходил легендарный князь. Известны племена с близкими именами и у других кочевых народов. Так в списках племен кочевников Казахстана и Средней Азии (списки илатийя) позднесредневекового и нового времени известны тюркские племена: черкес один из родов Киши жуза, а также килекес, джехл-кес и чилкес [21, с. 38, 41, 44]. Можно предположить, что именно имя кес являлось самоназванием касогов.
Не случайно с XIII в., когда население Северо-Западного Кавказа начинают называть чекес, (чер-кес) корень кес сохраняется в новом имени.
Приведенные выше факты вполне объясняются некавказским происхождением народа касогов, и указывает на его тюркские корни. Кроме того у тюрок в раннесредневековое время титул ак-ябгу, означал «Западный правитель», а личное имя Инал могли носить лишь родственники правящего хана [5, с. 32, 33]. В случае с касогами это означало, что князь Инал был в родстве с ханским родом Ашина, к которому принадлежали каганы Хазарии.   В свете этих фактов становится понятной та роль в военно-административной системе Хазарии, которую играли касоги, прикрывая юго-западные рубежи каганата. Разделенные с соплеменниками и переселенные хазарской администрацией в чужие Закубанские предгорья, касоги должны были быть преданными слугами своим властителям, в отличие от горцев. Не случайно кембриджский аноним упоминает зихов среди враждебных каганату народов [11, с. 123, прим. 23].
Приняв такое объяснение престижного положения касогов в Хазарии и среди народов Северо-Западного Кавказа, мы получаем объяснение, почему все черкесские князья вели свое происхождение от касожского князя Инала. Право на власть над народами и государствами в представлениях людей прошлого (и в Древности и в Средние века) давало родство с королями, царями, императорами и ханами, и, прежде всего, кровное родство, которое нельзя оспорить».
А.В. Пьянков
В.н.с. ООО «ЗКАЭ»
г. Краснодар
Работа представляет собой развернутый доклад, прочитанный
 на XXIII Крупновских чтениях по археологии Северного Кавказа [18, с. 158–160]. 2004г.
Необходимо отметить, что термин «Черкес» было широко распространенно среди народов Северо-Западного Кавказа. И к ним относились: кумыки, брагуны, Акасы (ококи), балкарцы-Асы, карачаевцы-Аланы, кабардинцы-адыги, натухайцы, шапсуги, абадзехи и др. Многочисленные исследования показывают, что термин «Хохол» распространился на всю Украину. Так и термин «Черкес» распространился на Северо-Западный Кавказ, по традициям  отражения  внешнего  вида (Чуб, оселедец, Кекел, Хехел, Хохол») присущий касогам, казакам и другим народам Кавказа, которых называли «Черкесами».
Следует отметить и то, что, кроме общепринятого прозвища «Черкес», все народы Кавказа внутри себя называли своих соседей по месту расселения разными прозвищами. Наряду с этим следует отметить, что адыги-кабардинцы приватизировавшие название «Черкес» имеют совсем другие национальные прозвища, впрочем, как и все остальные народы Кавказа.
В XIX веке термин «Черкес» был принят Западными странами, как наименование «Черкесия», как объединяющий фактор  борьбы против Российской империи. А смысл этого верно передал немецкий исследователь Карл Кох  «Путешествие по России и в Кавказские земли [в 1836, 1837 и 1838 гг.]», Штутгарт,1842 год:
«Мы вынуждены сохранить название Черкесия и поселить в нем все народы Северо-Западного Кавказа, которые либо являются настоящими черкесами, либо имеют черкесских князей, и, наконец, тех, кто ведет с ними общее дело против России…»
И сегодня те, кто создает мифы о государстве «Черкесия» от Каспийского и Черного морей, они работают по проекту «Великая Черкесия» созданного западными спецслужбами на раскол России.


Хадис Тетуев, историк, 08. 04. 2023г.


Рецензии