68. Остров
она может быть живая природа. Лодка плыла медленно, раздвигая своим клювом
узоры листьев.
Что еще нужно художнику, чтобы обрисовать красоту русской природы?
Жалко, что в картине нет звуков, а то бы я дополнил ее криками птиц,
звучанием стрекоз и всей той мелочью, которой я не знаю названия. Но до боли
знакомой.
Была тишина. Плеск весла... И вдруг мне открылся остров.
Я опустил весла, лодка накренилась, но только скрипнула. Правой ногой я
ступил на берег, левая нога оставалась в лодке, как бы просила:
"Не уходи, останься!"
Как мы иногда хотим остаться в прошлом, в наших воспоминаниях. Это же лучше,
чем то, что будет впереди, а мы идем не думая ни о будущем, ни о прошлом,
просто идем.
Чавкала апрельская глина, природа только начинала оживать от зимы, как
вдруг я увидел незнакомого человека.
Он ходил по берегу, озирая свои владения, как зверь смотрит на то, что
ему принадлежит. Я ещё подумал - хозяин!
Одежда его была прилаженная, не оборвавшаяся, а аккуратно зашитая, как
будто любящий его человек штопал ее каждый день, приговаривая "Ты мой!
Ты мой!" Но это было не так, как оказалось потом.
Что-то было странное, неведомое, но одновременно привлекающее в его
облике.
- Эй! - обратился я к незнакомцу - Нет ли тут дороги?
- Это остров - мрачно ответил он.
- Чей?
- Мой!
В его отшельных бровях и губах было что-то нечеловеческое, но романтичное.
Голос продолжал отзываться эхом, но мягче.
Как будто последний звук великого произведения Бетховена лег на клавишу
и растворился в хрустальном воздухе.
Вместе с тем одновременно взгляд его был тяжел, угрюм, но я выдержал.
- И что здесь ничего нет? - с надеждой спросил я.
- Ничего!
Мрачная фигура исчезла, как появилась в тумане лебяжьего пуха.
"Что за наваждение!" - подумал я.
Передо мной была земля, необычная, загадочная и я пошел в ее глубь.
Заросли камышей преграждали мне путь, где-то далеко за водоемом лаяли
мои собаки. Мне было хорошо от тишины, от неизвестности, от этого странного
человека, который жил на этом острове.
Углубляясь внутрь я увидел полуразрушенный замок. Что за чудо?
Как может быть здесь в этих белорусских лесах, на острове, который я обплывал
может быть десятки раз, замок?
Туман рассеивался.
Приближаясь я чувствовал, что меня бьет какая-то мелкая нетерпеливая дрожь,
начиная с пальцев рук, ног, потом и всё тело. Но я взял себя в руки и зашагал
дальше.
Вначале мне показалось, что замок напомнил мне не что-то фундаментальное,
а скорее старые дешевые декорации, которые я в большом количестве строил
в свою бытность на "Мосфильме". Но я ошибся. Это впечатление создавала
верхняя надстройка дворца.
Я оступился о камень, поднял его и понял, что это была не шутка.
На острове стоял замок из камня ХIII-XIV века. От него не осталось почти
ничего - только прямые голые окна, ступеньки, ведущие в погреба, да две
желтые розы, совсем живые, напоминающие о том, что здесь кто-то еще живет.
- Входи! Страждущий! - услышал я сверху чей-то голос - Мир входящему!
- Мир дому! - замедлил я с ответом, глядя на эти две желтые розы у ступе-
ней разрушенного замка.
- Ты замерз? Иди к моему огню!
За лезвием края подножья у входа в замок кто-то зажег костер и я увидел того
незнакомого волосатого знакомца, который встретился мне на озере.
- Протяни руки к огню! У меня было 30 лет, чтобы здесь никто не бывал.
Ты первый!
Страх и радость охватила меня, как будто в детстве ты тронул желанную
пластмассовую игрушку, думая, что она будет твоя. Ан нет! Приходит другое
время, другая жизнь и затмевает эту пластмассовую игрушку, которая казалась
тебе вечным счастьем.
- Почему этого места - удивился я - Нет ни на одной карте? Оно что?
Заколдовано?
- Нет оно оставлено для меня и моей дочери.
Я подумал, что всё это шутка. У меня было хорошее игривое настроение. Но его
тяжелый упрямый взгляд говорил иное.
- Ты думаешь, что я человек?
Нет! Это только то, что осталось от человека. Я заколдован навечно!
Сегодня исполнилось тридцать лет, когда я должен уйти к ним.
Руки мои дрожали, но не столько от холода, а сколько от любопытства.
Он налил мне крепкого чая, я согрелся и успокоился.
- Давно, давно у меня была жена, бережная, любимая, родная.
Она родила мне девочку, но при родах умерла. Умирая она просила об одном:
- Ты воспитай ее - копия меня и тогда получишь то, что я не успела тебе
дать.
Мой рассказчик подумал, посмотрел на озеро, на мой диктофон, на который
я всё записывал, и продолжил.
- Девочка была удивительно талантлива и похожа на маму. Когда ей было два,
ей давали четыре, потому что такой красивой и рассудительной не видел еще
белый свет. И чтобы оградить ее от всего в жизни противного и несправедливого
я отвез девочку на остров. Тогда я называл его остров Счастья.
Костер то затухал, то разгорался обратно. Луна, вылезшая из-за туч, одино-
ко смотрела на слезы рассказчика. И я мысленно представил, не зная еще про-
должения, сколько может вытерпеть человек, который на 30 лет дал себе обет
молчания и вот передо мной высказался...
- Она пела. Голос ее звучал ручейком точь в точь, как у ее матери. И я
побожился, что моя королева будет счастливее ее.
В последствие он называл себя художником ( ну и мы будем называть его
также ) Художник решил уйти от мирской суеты, увидел этот остров, полураз-
рушенный замок и решил построить для своей дочери храм счастья.
Ему казалось странным это место, свет, отражаясь в хвое деревьев создавал
ощущение радости. В центре острова были только развалины, оставался лишь
фундамент да часть стены с открытыми бойницами.
Он был богат, картины его продавались. Ну не настолько, но на восстанов-
ление замка хватило. Жили они с дочкой вдвоем, ну еще гувернантка по старым
понятиям, преподававшая девочке музыку, кухарка, экономка и старый садовник.
Итого шесть человек.
Соседи удивлялись, крутили пальчиком у виска. Разве можно в наш век сохра-
нить невинность на острове? Но место было интересное. Когда художник строил
свой дом, он обратил внимание на звучание сосен в воздухе, они создавали фон
и крыша его замка открывалась под настроение лета, и пела, пела бесконечно.
Я бы не сказал по его рассказу, что он в то время был совсем уж затворни-
ком, к ним приезжала округа, слушала фиолетово-радужные песни под орган
художника и наслаждались его музыкой и картинами.
И думали, кому же достанется это сокровище?
Сокровище не досталось никому. Художник, создав дворец и образ своей жены
в облике дочери, стал всё чаще думать о тайнах жизни и смерти. Дочка, глядя
на страдания отца, стала тихо таять и чахнуть. У нее к семнадцати годам была
какая-то неудачная любовь, свойственная этому возрасту.
Но отец ничего не замечал, был так самодовольно погружен в себя, в свои
старческие грезы. А ее талант медленно угасал, пока не потух совсем.
И в один миг она умерла.
Он было очухался, но слишком поздно. Смотрел на безделушки, вылепленные
то ли дочерью, то ли женой.
Под окнами стучал дождь, художник ходил по дому один взад и вперед с
криком: "Для кого?"
Похоронил он ее тут же на острове. Играл орган в стене замка, дождь
поливал могилу слезами. Встал он тогда на колени, взмыл пальцы к небу и
спросил:
- Где я был?
Желтела листва, прощались гуси с озером, улетая на юг, непонятная холодная
тишина стояла в душе художника.
Замок опустел, в нем пропали звуки, соседи перестали посещать его, худож-
ник перестал бриться, стал жить как отшельник с одним вопросом на губах:
- Где я был?
Ему приснился сон, господь говорил: "Молчи 30 лет" и он исполнил его волю.
Я смотрел на его заросшее щетиной и бородою лицо, брови, уши, язык,
которым он рассказывал эту историю и чувствовал - лучше ему не стало.
- Где я был?
Я покидал этот остров без чувства обиды или злобы, что вообщем-то зря
потратил время, слушая этот печальный рассказ. Даже без чувства жалости к
этому человеку. В конце концов все мы смертны и это его выбор - уйти в
отшельничество.
Но вот чувство тоски и одиночества сопровождало меня еще долго. Ну как
долго? Всего лишь до встречи со своими собаками, которые лаяли и облизывали
своего хозяина. Жизнь течет и продолжается и не хочется думать о непременном
ее окончании.
Что с ним произошло дальше я не знаю. Упал, наверное. и умер на ступеньках
своих развалин. Я кому-то дал запись своего диктофона, кто-то что-то написал.
Какая мне разница! Я давно уже превратился в бесчувственное бревно.
Только единственное, что мне вспоминается - это те две желтые розы, вырос-
шие там на подножьях развалин замка и напоминающие мне о двух неизвестных
мне женщинах.
2012 г.
Свидетельство о публикации №223040801059