Судьба и небо. Танго Брызги шампанского

28 сентября 1942 г. пос. Манас под Махачкалой

Тая не стала подменять Машу, но сумела устроить так, что она смогла пойти на танцы. Вместе с Андреем с этого дня она стала «поверенной» в сердечных делах влюбленной пары. В тот же вечер, когда Покрышкин вернулся в Манас, в клубе БАО, где служила Мария, состоялись танцы. Само по себе это событие не было из ряда вон выходящим, поскольку стараниями заведующего, скромного и застенчивого ленинградца Саши Перлова, танцы устраивались в клубе почти каждый вечер. Но в этот раз на импровизированную танцплощадку явилась пара, которая ранее ни разу на подобных мероприятиях  замечена не была. Капитан Покрышкин, весь сияющий и довольный, держал под руку юную белокурую медсестру Машеньку Коржук, которая тоже выглядела совершенно счастливой. Едва они появились в клубе, среди собравшихся  пронесся шепоток, и произошел интенсивный обмен мнениями.

- Мать честная! Покрышкин-то! Вот не ожидал от него. И какую красавицу себе нашел!   - говорили мужчины.
- А Маша-то, Маша!  До чего хороша!  А ведь притворялась тихоней, – вторили девушки.

Обычно такой серьезный Покрышкин тем вечером был совершенно не похож на себя. Женщины впервые оценили его обаятельную  веселую улыбку  и многие из них крепко позавидовали в тот вечер Марии.

- Странно! Кто это выдумал, что Покрышкин сердитый и угрюмый, как сибирский медведь? – говорила Тамара Лескова Тае Поповой, - Вон как светится! Хоть  фонари  выключай.
- Это благодаря Мусеньке, - отвечала ей Тая, любуясь красивой парой -  Любовь у них.
- Скажите,  пожалуйста!  Любовь…, - сказала Тамара, отходя от Таи. 

Заиграло популярное танго «Брызги шампанского», и на площадке закружилось несколько пар, среди которых  были и Александр с Марией. Тут все присутствующие с удивлением узнали, что Покрышкин, оказывается, еще и прекрасно танцует.  А главное, когда он, интересно, успел этому  выучиться?  У него же всегда одни самолеты были на уме!  Закончилось танго, заиграла медленная музыка, но эта пара так и осталась на площадке. Никому и в голову не приходило попытаться их разбивать. Было совершенно очевидно, что это невозможно и, может быть, даже опасно. Времени было так мало, а рассказать друг другу надо было так много.
- Расскажи. Ты с детства летать хотел? – спрашивала Маша, прижимаясь  к нему в танце. Она уже спокойно говорила ему «ты».
- Да. Уже лет с десяти, как увидел впервые самолет, решил стать летчиком, - отвечал ей  Покрышкин. -  Каждое утро выходил во двор, делал зарядку, растирался снегом. Вся улица на это представление собиралась.
- А в летное училище когда поступил?
- Это отдельная история. Я ведь сперва отучился в Пермском техническом училище. Причем, когда поступал в него по комсомольской путевке, оно было авиационным. А стоило сдать экзамены, его вдруг преобразовали в техническое. Хотел отказаться, да куда там!  Мне сказали, что техники нужны авиации не меньше, чем летчики. Так что, мол, учитесь, товарищ Покрышкин, там, куда вас послал комсомол.
- Как же ты летчиком стал?
- Окончил училище, работал техником, посылал рапорт за рапортом, пока не добился разрешения закончить сперва аэроклуб, а затем и Качинское авиаучилище. Только в 25 лет стал пилотом.   
- Понятно. А у меня, знаешь, тоже судьба непростая. Семья бедная, крестьянская. Отец незрячий. С малых лет работала, мечтала стать врачом. После семилетки закончила Харьковское медучилище, потом  пошла на курсы операционных медсестер. Собиралась на хирурга учиться, а тут война. Пошла в военкомат, получила назначение в 443-й БАО. Сначала мы вольнонаемными числились, а с этого года мы сержанты медслужбы. А ты много фашистов сбил?
- Двенадцать штук засчитанных. И незасчитанные тоже есть.
- За что тебя орденом Ленина наградили?
- За воздушную разведку.
- А почему ты при нашей первой встрече сказал, что сам недавно был отверженным?
- Это тоже отдельная история. Как-нибудь расскажу. Не хочу чудесный вечер портить.
- Ладно, потом расскажешь.

Наконец, устав танцевать, они ушли с площадки и  присоединились к теплой компании, состоящей из Андрея Труда, Володи Бережного, Васи Островского и Таи Поповой. Все три кавалера соревновались в комплиментах Тае, так  что  она  от них даже устала и была очень рада, когда к ним подошла Мария под руку с Покрышкиным. 

- А вот и наша самая красивая  пара! – сказала Тая, переключая внимание с себя на Машу. - Мусенька, я так рада за тебя! Вы так прекрасно вдвоем смотритесь.
-Спасибо, Таечка! – улыбнулась ей Мария.
- Командир, где  ты  так лихо танцевать выучился? – спросил Труд, улыбаясь. – Мы тут стоим и гадаем. Ну ладно, фокстрот.  Но танго! А притворялся-то хмурым, серьезным.  Мол, кроме авиации, его ничего  в жизни не интересует - ни танцы, ни девушки. И вот, пожалуйста! Тут вам и танцы, и девушки, и рот до ушей!

Андрей все это так потешно сказал, что все расхохотались.

- Не «девушки», Андрей, а «девушка»!  - сказал ему Александр. - Не путай множественное число с единственным.  Меня интересует только одна девушка.

Мария счастливо улыбнулась и прижалась к нему.

- А что касается танго, - продолжал Покрышкин, - я выучился его танцевать еще в Перми. А вообще, офицер, тем более, гвардейский, должен, кроме всего прочего,  уметь танцевать и красиво ухаживать за дамами.
- Боже мой! – с притворным ужасом воскликнул Труд. – Вот так иногда люди вдруг раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Прав был майор Прилипко. Человек – субстанция очень темная и запутанная. Все. Начинаю срочно выполнять ценные указания командира. Таечка, разрешите вас на танец!
Андрей галантно поцеловал руку Тае и чуть ли не силой поволок  на танцплощадку.

- Смешной он, Андрей. Вечно шутит, веселит всех, - сказала Мария, глядя на Труда и Таю, которая сдалась его напору и только пару раз беспомощно оглядывалась назад, ища глазами Машу.
- Да, он веселый, – отозвался Покрышкин, задумчиво глядя на танцующую пару. -  На земле.  А в воздухе он совсем другой.
- Какой?
- Смелый, собранный, хитрый, злой  и беспощадный.
- Каков поп, таков и приход! – сказал вдруг молчащий до этого момента Бережной, а Островский ничего не сказал, только слегка улыбнулся и с восхищением посмотрел на своего командира. Поймав этот взгляд, Маша  отчетливо поняла, что ее избранник и сам в бою такой же.  Может быть,  он  даже еще более злой и более беспощадный.
                ***


Рецензии
Как хорошо вы написали о Героях. Покрышкин-легенда. Спасибо, что напомнили о тех людях, о тех годах.

Валентина Забайкальская   10.04.2023 10:49     Заявить о нарушении
Благодарю, Валентина. Это только маленький отрывок из большого художественно-документального романа.

Евгений Хацкельсон   10.04.2023 13:16   Заявить о нарушении