Родовод 9

    Я не совсем понимал в детстве то, что я дитя послевоенное. Так получилось, что я родился не в деревне, где жили мои родственники, как обычно у всех. Рядом живут дедушки, бабушки, дяди, тете. Мои родители родились в другой деревне, а в моей родной деревне у нас близких родственников не было. Мои родители родились и выросли в другой деревне, где жили они на одной улице, которая шла вдоль Орессы и по сути эта улица и была всей деревней. Мои родители родились и выросли вначале этой улицы, здесь же рядом было деревенской кладбище. Надо заметить, что река Оресса делила деревню на две, одна деревня называлась Малое село, другая Большае. Так вот на другом берегу Орессы было Малое село. Если этот конец улицы назывался Кончане, то дальний, противоположный конец этой улицы назывался Бояре. По сути улица шла вдоль реки до леса, который терялся в глубинах Полесья. Теперь мало кто об этом помнит и знает. После мелиорации, когда реку Орессу превратили по сути в канал, от старого речища почти ничего не осталось. Правда, я давно не был в этих родных местах. Но в детстве, я все же пытался узнать почему этот конец улицы так назывался, мне сказали, что в Боярах жили более богатые сельчане. Но это все прелюдия.
    В нашем поселке, будем придерживаться того, что зафиксировано моей метрикой, у нас родственников не было. Хотя жили несколько семей с маминой фамилией. С моей отцовской фамилией больше никого не было. Мой брат Иван до рождения моей сестры Веры носил мамину фамилию, Новик, а не такую как я. Из рассказов родителей я узнал, что мой брат родился в Больших Городятичах, а не в Соснах.
   Я родился в 1952 году в деревне Сосны. Мне как-то никогда не приходило в голову. что я послевоенный. Мои родители получили квартиру в доме на улице Первомайской. Таких домов построили на этой улице три. В первом доме на этой улице жили Волохи. Василий Волох был участником войны, он был ездовым на фронте. Простой дядечка, который и в совхозе был езловым. Летом он вставал рано утром и уже в часов шесть было слышно, что он клепает косу. Он обкашивал поля и зеленую массу возил на ферму. Самое интересное, что мы переехали в новый дом возле столовой и Волохи и тут были нашими соседями. И  дядя Вася и тут клепал с утра косу. Моя мама Ольга Андреевна попросила его перейти клепать косу в глубь двора. Он так и сделал. Я о дяде Васе вспоминаю как о простом трудяге.
        По сеседству с Волохами жила вдова участника войны Ева Жуковец, далее семья Ермолинских. В доме. где жили мы, нашей соседкой по половине была Александра Костюковец, которая работала какое-то время в буфете школы, а потом в магазине. Как я позже узнал она была в нашей деревне первой женщиной-трактористом. У нее был единственный сын Александр, который закончил институт в Ленинграде и работал потом на 32 заводе в Минске инженером. То, что она была трактористкой это давнее и  было еще до войны. А так же на второй половине дома жила семья Трояновских и семья Потерайловых. В следующем доме жил главный бухгалтер совхоза Мироненко и Расторгуев Юрий Михайлович, о котором я и собираюсь рассказать. Далее был колодец с журавлем. И детские ясли, в которые и мне посчастливилось ходить, но не долго. Потом этот дом горел и после ремонта там сделали квартиру и туда заселилась семья, кажется Попко.
      Квартира, где жили Расторгуевы отличалась от нашей тем, то они занимали половину дома. Самое интересное было то, что в их квартире размещалось оборудование радиоузда, которое позже было вполне возможно перемещено в радиоузел, новой почты. Почта до этого находилась в кирпичном здании  конторы, что располагалась рядом с домом Караваевых.
     Я часто бывал в квартире Расторгуевых, и знал, где находился радиоузел и стойки с оборудованием. Юрий Михайлович был большим радиолюбителем, он так же занимался ремонтом радиоприемников, которые к нему привозили из ближайших деревень. Там были и такие редкие радиоприемники для наших мест, как  высококачественный радиоприемник "Телефункен". Я прекрасно знал, что крестьяне расчитывались за ремонт не деньгами, а натурой, как это ни странно.  Но в колхозах в те времена зарплату не платили, а на трудодни что-то выдавали - и тоже натурой. В доме Расторгуевых была масса разных журналов по радиотехнике. "Юный техник" "Радио" и других. В то время появились первые транзисторы, Юрий Михалыч старшего сына приобщил к этому делу, поэтому Василий после окончания школы поступил в радиотехниеский институт. Надо сказать, что в нашей школе он был одним из лучших учеников и закончил школу с медалью.
    Юрий Михайлович так же был любителем спорта. В нашем совхозе он организовал секцию тяжелой атлетики, а еще секцию по городкам. В клубе была маленькая комнатка где был помост для штанги и множество гирь разного веса. Иногда на праздники устраивались соревнования по поднятию штанги. Я хорошо помню, как он обсуждал с друзьями то, как изготовить биты для игры в городки. Юрий Михайлович был еще большим любителем игры в городки. К битам предьявлялись определенные требования, так, что важен был даже вес. В парке два раза меняли место, где специально были организованы площадки для игры в городки. В организации и их обустройстве потом принимал активное участие учитель физкультуры Брагинец.
    Не менее интересным для меня было то, что Юрий Михайлович родился и вырос в Москве. Место его рождения станция Перловка. Мне там даже посчастливилось побывать. Это район той самой Марьиной рощи из известных сегодня всем сериалов о милиции. Но все это я это узнал позже, хотя с детства знал, что мать Юрия Михайловича Елена Петровна Иванова русская с особенной историей жизни. У меня не было бабушки в нашем селе. Так случилось, дедов убили фашисты, во время операции фашистский войск на Полесье, когда фашисты сняли с фронта дивизию, чтобы навести порядок в Любанском района. Но бабушка моего друга детства Михаила Расторгуева была и для меня бабушкой. Уж так случилось. Она любила рисовать и меня даже учила этому. У меня осталася один рисунок подаренный ею. Насколько я знаю, в Соснах должны жить ее правнуки Мижевичи. Валерий Расторгуев, как я помню был женат на Галине Мижевич.


Рецензии