Жить в обмане нельзя. А в лжи можно?

Жить в обмане нельзя. А во лжи можно?

1 и 2 апреля на сцене Московского областного театра драмы и комедии в Ногинске прошла премьера спектакля «В ожидании джаза».
 
     Как сказано в программке к спектаклю эта пьеса по жанру относится к комедии и написал её современный французский драматург Флориан Зеллер (перевод Рустама Ахмедшина). А осуществил её постановку на сцене Московского областного театра драмы и комедии молодой режиссёр, выпускник ГИТИСа Иван Чумаченко.
     Ногинские поклонники театрального искусства  уже знакомы с творчество этого режиссёра по постановке  в прошлом году спектакля «Трикинг» по трём новеллам известного американского писателя Стивена Кинга.  Очевидно, молодого режиссёра пока привлекает творчество зарубежных драматургов, а не отечественных, хотя он уже ставил на различных сценах и Фонвизина и Чехова. Вероятно, ему трудно нынче сыскать в родном Отечестве современных вампиловых, арбузовых или володиных. В  пресс-подходе к журналистам из Москвы, Ногинска, Электростали, Купавны, Павловского Посади  и Черноголовки перед началом премьеры Иван Чумаченко признался, что среди нынешних российских драматургов он пока не видит авторов, произведения которых, на его взгляд, достойны театрального воплощения.    
    Как мы узнали от режиссёра, репетиции спектакля начались с конца января и, очевидно, по современным меркам, два месяц – это вполне достаточно для создания полноценного театрального продукта. На вопрос о том, почему спектакль называется «В ожидание джаза», а пьеса Флориана Зеллера носит название «Час тишины», режиссёр ответил, что создателям постановки новое название показалось более привлекательным и соответствующим идее постановки и к тому же более интригующим для зрителей.
    Так в чём же идея этой комедийной постановки? Здесь,  пожалуй, следует сказать о сюжетной канве пьесы и спектакля. Начинается постановка с того, что её главный персонаж Мищель (в его колоритной роли занят артист Олег Мошкаркин) является домой в свою парижскую квартиру и полон радости от того, что ему удалось случайно приобрести на рынке раритетную пластинку 1938 года с записью его любимого джаза - «Me, Myself and I» Нила Юарта. Он с трепетным вожделением хочет послушать любимые с юности джазовые мелодии, и на это ему нужен всего лишь час времени и тишины. Однако весь спектр сюжета пьесы и спектакля закручен на том, что этого часа благословенной тишины никто из близких людей ему как раз и не собирается предоставить. Его жена Натали (в её роли вновь блеснула своим филигранным актёрским мастерством перевоплощения актриса Ольга Сальникова) затевает с мужем серьёзный и тревожный разговор об их двадцатидевятилетнем сыне Себастьяне, который подался в музыканты и создал свой инструментальный ансамбль под названием «Мертвецы», а себе взял псевдоним «Кровавый гной». В роли Себастьяна пытается сделать свой персонаж достоверным  артист Евгений Кива. Чтобы привлечь интерес зрителей к концертам своих «Мертвецов» он, как утверждает его мама даже съедает на сцене крысу (автор не уточняет, но будем надеяться, что съел он не сырую крысу, а заранее сваренную или поджаренную).   
   В ходе спектакля выясняется, что Себастьян не родной сын Мишеля. К его появлению на свет белый или серый оказался причастен лучший друг Мишеля Пьер (в его роли занят заслуженный артист РФ Михаил Руденко). Да и сам Мишель склонен к супружеской измене, так как имеет в любовницах лучшую подругу Натали Эльзу (в роли Эльзы блещет свои театральным мастерством актриса Татьяна Максимова). Эльза неожиданно решает признаться Натали, что она является любовницей Мишеля. Почему? Этого, нам, зрителям, увы, не понять. Её замучила совесть? Или она нашла себе другого любовника? Благо, что в развратном Париже их, по всей вероятности, достаточно.   
Чтобы как-то разбавить сюжетную канву тривиальных адюльтеров автор пьесы вводит в действие таких персонажей как сантехник Лео, который неудачно ремонтирует комнату Себастьяна (в его роли чудачится  артист Леонид Удалов) и сосед снизу Любомир, которого заливает канализация из ремонтируемой квартиры. Заслуженный артист РФ Андрей Троицкий в роли Любомира очень пытается наполнить свой ходульный персонаж хоть какими-то яркими красками, но, по сути, ему нечего играть.
Вернёмся к идее пьесы и постановки Ивана Чумаченко. Режиссёр утверждает, что главный посыл спектакля заключался в том, что мы часто что-то говорим друг другу, но не слышим собеседника. Нам недосуг. Мысли наши витают в другом направление Да, такое в мирской суете нередко случается. Но даже если мы слышим друг друга, то изменить что-то в кармической кардиограмме жизни, увы, не можем.
    Коли автор пьесы Флориан Зеллер определил её жанр как комедия, то позволю себе старый анекдот. Медицинская сестра везёт катафалк с носилками в морг. Пациент на носилках приподнимается на локтях и слабым голосом её спрашивает:
- Сестра, а может меня в реанимацию?   
- Доктор сказал в морг, значит в морг! – ледяным голосом вещает медицинская сестра.
- Но я же ещё не умер, - сопротивляется больной.
- А я ещё и не довезла, - ответствует не лишённая чувства юмора медработница.   
    Не знаю, что вынесли из содержания пьесы и спектакля «В ожидании джаза» другие зрители, но я думаю, что Мишель всё-таки найдёт час тишины, чтобы послушать мелодии любимого джаза. Я вынес из постановки спектакля другую мысль: пока вас не повезли в морг, постарайтесь успеть завершить хотя бы свои основные земные дела. 

На снимках: афиша к спектаклю «В ожидании джаза» Московского областного театра драмы и комедии; артисты Олег Мошкаркин, Андрей Троицкий и Ольга  Сальникова на репетиции постановки Ивана Чумаченко. .
Фото Анны ПУШКИНОЙ


 


Рецензии