Сказка про то, как Василиса премудрой стала

Сказка пьеса.

Девочка Василиса
Дедушка Мудро
Ленушко
Винушко

Дедушка Мудро. Живет в деревне девочка, Василиса сиротинка. Нет у нее ни папы ни мамы. Сама печь топит сама воду носит сама еду готовит, сама дом к зиме подготавливает. Мир то не без добрых людей, кто дров поможет наколоть, кто работу какую по дому сделает, кто мог, тот и помогал. Так и жила сиротинка.
Хоть и много дел у нее было, да не дела, её тревожили, а то, что стала к ней в дом Лень, незваной гостьей захаживать.
Василиса еще с малолетства привыкла с первыми петухами вставать, никогда ей это в тягость не было, а тут что ни утро, глядь , а лень то уже на кровати сидит, вставать не велит.
Василиса. Ой,ты кто?
Ленушко. Я то? Ленушко. Помочь тебе пришла. Поспи еще деточка, поспи еще сиротинка бедная.
Василиса. А кто корову подоит, лошадям кто корму задаст, печь растопит, воды принесет?
Ленушко. Ты поспи, а там порешаем.
Дедушка Мудро. Василиса, нет что бы лень со двора взашей гнать, ан нет, лежит, слушает. Так и засыпала опять вместо того чтобы во двор бежать да работать начинать. Проспит этак все утро, а день тут как тут. Только откроет глаза девчушка, сразу охать начинает.
Василиса. Ох, печь не топлена, студена. Ох дрова не рублены не колоты.
Дедушка Мудро. Ох , да ох! С печки слезет, и давай дела лопатой разгребать. Корова мычит не доеная, куры с петухами лапами весь двор перерыли, корм себе добывали, собака пустолайка и кот котяйка плачут, есть хотят. А лень опять тут как тут! Да не одна, Вину-Обвинялу позвала, а та,Винушкой назвалась,и давай Василису винить да обвинять.
Винушко. Проспала лентяйка! Пролежала до полудня на боку, да до полдня, на другом, бездельница!
Дедушка Мудро. Василиса сиротинка торопится, спешит все дела что за полдня должна была сделать за час состряпать. Да где там! Чем больше торопится, тем меньше успевает. Поесть и то не успела. Голодной на поле, работать скорей побежала. До вечера, поле вспахала, да засеяла. Бежит Василиса домой, прибежала, а там её уж гости незваные ждут, дожидаются: Лень, да Вина-Обвиняла.
Василиса с такими гостями насилу печь затопила, тесто замесила, пирогов испекла.
Лень и Вина едят пироги, что Василиса из печи достает, а ей не дают.
Так, непоевши и побрела Василиса в хлев. Скотину кормит, плачет, сама с собой разговаривает.
Василиса. Что мне делать сиротинке? Как быть? Как от гостей незванных  избавиться? Они меня со свету сживут, если ничего не придумаю. Жаль, некому мне мудрый совет дать. Раньше матушка, да батюшка мне слова мудрые говорили, а теперь некому сиротинку уму разуму научить.
Дедушка Мудро. Так всю ночь Василиса в хлеву и проплакала, только под утро прилегла да заснула. Проснулась Василиса днем. Видит, а Лень уж рядом с хлевом сидит, в окно посматривает, ухмыляется и Обвиняла тут как тут.
Винушко. Что, проснулась, непутевая? Ты про утро то поди и не думала, как вставать невыспамшись будешь?
Ленушко. Не, не думала. Она поди всю ночь кумекала как от нас избавиться!
Винушко. Чо, надумала? Труднодумала.
(Обе гогочут).
Дедушка Мудро. Заплакала Василисушка сиротинка, пуще прежнего, да слезами горю не поможешь. Пошарила она в кармашке, черствый хлебушек нашла, пожевала, и в поле, на работу побрела.
Василиса. Раньше, я с первыми петухами вставала, слово данное, всегда держала. Любое дело у меня спорилось, да с весельем делалось. Люди меня любили, на слова мои всегда могли понадеяться. И родители любили, баловали, слова мудрые говорили, всегда рядом быть обещали...А обещанное не исполнили. Кто теперь горю моему поможет, уму разуму научит? Кто мудрое слово скажет?
Дедушка Мудро. Кто тут плачет, рыдает, мудрое слово призывает?
Василиса. Я, плачу рыдаю, что делать не знаю!
Дедушка Мудро. Неужели некому тебе помочь, девушка? Разве мало в земле Русской добрых людей? Или мало в земле Русской мудрых слов?
Василиса. Может и много, да давно мне их никто не сказывал. Нет у меня ни отца ни матери, некому мне помочь. Не могу придумать, как гостей незваных прогнать.
Дедушка Мудро. А что за гости? Откуда?
Василиса. Откуда они, не знаю, потому как не званными пришли, а зовут их Ленушко, да Винушко.
(Из за спины Василисы, выходит Вина-Обвиняла).
Винушко. Смотри, Лень, у девки дел невпроворот, а она лясы точит!!
Ленушко. И не лень тебе?
Василиса. Что?
Ленушко. Не лень, тебе спрашиваю, лясы то точить?
Дедушка Мудро. Это ты что ли, Лень, Ленушкой назвалась? А ты Вина Обвиняла,значит Винушко? Старые знакомые! Таперича к Василисе в гости повадились! Вам лишь бы к кому нибудь на постой прийти, всю кровушку хозяевам выпить, да их же и обвинить. Неужто не жалко сиротинку?
(Гладит девушку по голове)
Винушко. Ой, да ладно. У нас что, на Руси горестей было мало? Ее одну что ли беда ломала?
(Хватает Василису за руку, оттаскивает от мудрого слова).
Хватит лясы точить, чепухой голову морочить, работать кто будет? Кто утром рано встать собирался? До полдня проспала, а виноваты значит мы, гости незваные! Ну-ка, отвечай, Василиска, кто виноват? Сама как волна гонимая, то нахлынет, наобещает, а потом откатится, исполнять не торопится.
Дедушка Мудро. Василиса, а по сердцу ли тебе их речи?
Василиса. Что ты, дедушка, как слова такие, по сердцу могут быть?!
Дедушка Мудро. А что ж ты тогда молчишь, девонька? Будто воды в рот набрала! Гони их от себя подальше!
Василиса. А можно?
Дедушка Мудро. Нужно, девонька. Ты ж не людей, а лень с Виной погонишь.
Василиса. А ну как они драться полезут?
Дедушка Мудро. А ты их, ты их за космы потаскай, нехай наших знают.
(Василиса встает руки в боки, закатывает рукава).
Ленушко. Ты это, зачем девку то плохому учишь, а? (Пятится назад).
Винушко. А еще мудрым называется, а сам в драку первый! (Убегает).
(Василиса берет в руки палку).
Ленушко. (Убегая). Но, но потише, полоумная, пришибешь ведь!!!! Ой, айяйяй, помогите, мамочки!
Дедушка Мудро. Тяжко тебе пришлось девонька? (Смеется).
Василиса. (Выбросила палку, раскатала рукава). Еще как тяжко, дедушка! На работе то в сто раз легче. (Хохочет).
Дедушка Мудро. А скажи ка мне, деточка, ты совет, или мудрое слово услышать хотела?
Василиса. Мудрое слово. Советом то, вы уж помогли! (Подмигнула улыбаясь).
Дедушка Мудро. Верно говоришь, советы то все давать могут, ты их слушай, да не заслушивайся, на то тебе разум и дан! А мудрое слово, лишь тот услышит, кто зла сторониться.
Василиса. (Повторяет). Мудрое слово услышит тот, кто ненавидит делать зло.
(Мудрое слово дает знак Василисе подойти, говорит в полголоса).
Дедушка Мудро. Ты, если что пообещала, всегда делаешь как сказала?
Василиса. Всегда...
Дедушка Мудро. Всегда ли? Подумай.
(Василиса молчит).
Дедушка Мудро. Вот тебе слово мудрое: ты когда обещания даешь, всегда их держи, не отпускай, пока не исполнишь. И если что решила, так и поступай. Тогда у тебя все, за что возьмешься получится. Все поняла?
Василиса. Поняла. Если себе или людям что пообещаю, то обязательно исполнить надо, а если слово не держать, то трудно перед злом устоять!
Дедушка Мудро. Молодец, Василиса. Иди, и делай что поняла. Трудно тебе будет, доченька, да ты держись, крепко на слове стой...
Василиса. Вы меня дочкой назвали, а по возрасту Вы папе моему в отцы годитесь. Значит дедушка вы мне, а я Вам- внучка!
Дедушка Мудро. А меня кто как называет. Прадед твой и дед, батяней кликали, папа твой меня тоже знал, дедом звал, а маму твою я особенно любил, как тебя, дочкой звал, а она меня - батюшкой.
Василиса. Со слов Ваших Вы вечно живете! Сколько же лет Вам, дедушка?
Дедушка Мудро. А сколько лет мудрости?
Василиса. Смешной, Вы. Кто же мудрость то, годами исчисляет?
Дедушка Мудро. Ты, дитятко.
Василиса. Я?! И правда, я. Вы что ли мне по правде родственник?
Дедушка Мудро. Родственник, родственник. Я всем людям родственник, и добрым и злым. Только вот родственники то по разному друг ко другу относятся... Одне, и знать меня не желают, и как оне ко мне, так и я (улыбается). А другие, как ты - до последнего ищут!
Василиса. А ты, батюшка...ты нарочно там сел, где я хожу, чтобы меня окликнуть?
Дедушка Мудро. Как тебя было не окликнуть, ты ведь меня искала.
Василиса. Спасибо за мудрое слово, батюшка, да поклон тебе до земли русской, от Василисы, которую ты сиротинкой не оставил! (Оба смеются. Замечают Лень и Вину, которых до этого не было видно, они выглядывают, прислушиваясь).
Дедушка Мудро. И не оставлю, тебе ведь еще совет мудрый может понадобиться.
(Берет в руки дубину, Василиса закатывает рукава, злыдни с криками убегают).
Ленушко. Мамочки!!
Винушко. Мамочки, папочки, помогите!
Дедушка Мудро. А ты не стесняйся, Василиса, если что, меня позови, я всегда рядом буду, завсегда помогу. До скорого свидания, милая.
Конец.
Октябрь. Екатеринбург 2015


Рецензии