О парфянах кавк албании
См. также предыдущую статью "Ещё раз к вопросу об этнониме Агъван".
В античных источниках о Закавказье постояно фигурирует упоминание "чиновничества" и "подданых", потому что ничего другого "албан" в античную эпоху в Закавказье означать не мог. Термин явно не нахско-дагестанский и не иранский. Его единственным отголоском на Кавказе явл. аварское alapa "жалование", "оклад". Под термином "албан" следует понимать скорее не этнос, а "государственную службу", т.е. совокупность всех тех, чьей обязанностью были защита государства и исполнении роли чиновничества как-то взимание податей. В целом "албаны" - это монг. "албат"-"поддатное население". Если всё же этот термин был закреплён за каким-то конкретным народом, то этот народ должен был себя называть не "албанами", а "агъванами",где -ban/-wan могло явл. в таком случае арамейским суффиксом по уже знакомой схеме: "солы"-"солпан". Так как правящей династией Кавк. Албании явл. ветвь парфянских аршакидов, то логично бы было предположить, что эта лексика исходит из лиц их круга, что в свою очередь порождает очередной казус теперь уже связанный с этнической принадлежнстью самих апарно-дахов.
Если с Дагhестаном и Чечнёй всё понятно, то остаётся загадкой вопрос об условно "парамонгольских" языках или языке соседней Кавк. Албании. Почему то же самое наречие заметно и при исследовани этнонима "албан/агъван"?
Ответ может быть следующим:
Так называемые "парфяне" (они же апарны и обарены),вероятно, принадлежали к парамонгольскому объединению и использовали те же языковые традиции.
Сам термин "апарны" (др.-греч. APARNOI) мог звучать в монг. языках как APARNAR. Связь же с иранством могла осуществляться через использование апарно-дахами одного из иранских языков. Мы не видим другого логического объяснения. Кроме того, до сих пор никем не проводилась работа п сопоставлению нахско-дагестанских языков лезгинской группы с монгольскими. Мы вообще не обладаем никакой информации на эту тему. Мы знаем лишь, что в Кавк. Албании правила ветвь парфянской династии Аршакидов (Аршакуни).
Языковое прошлое апарно-дахов недостаточно изучено, они как минимум дважды сменили свой язык и постоянно тяготели к чужим культурам (в первую очередь - древнегреческой), что раздражало персов.
Как-то ни было, но мы видим, что ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ В КАВК.АЛБАНИИ СООТВЕТСТВОВАЛА ТОЙ ЖЕ СИТУАЦИИ, ЧТО В ИЧКЕРИИ И ДАГhЕСТАНЕ,т.е. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЕКСИКУ, ИМЕЮЩУЮ СОВПАДЕНИЕ С МОНГ, ЯЗЫКАМИ.Мы не замечаем в Кавк. Албании (Агъвании) языковую ситуацию, отличную от северо-вост. Кавказа. И если за пределами совр. Дербента, согласно армянским источникам, распологались "страны хонов", то почему армянские источники не заметили, что и в собственно Кавк. Албании от этих "стран хонов" в языковом плане далеко не ушли?
Эта неожиданно выявившаяся ситуация требует тщательной проверки, сортировки лексики лезгинских языков на предмет наличия или отсутствия родства с парамонгольскими языками.
Предстоит выяснить, агванский (албанский) лексикон- это язык правящей верхушки или одного из местных народов? Он привнесён кем-то или никак не связан с правящей парфянской династией? Почему вообще государственная терминология Кавк. Албании носит монгольский (парамонгольский) характер и чем это обстоятельство могло быть вызвано?
Судя по данным монг.языков, основа этнонима "Албан" вовсе не "алб-", а скорее "AL-/AGH", потому что,напр. в дагурском мы имеем АЛКУГУ "шагать", где это самое АЛ (соответствует АГЪ в других языках) означает "интервал", "паховая область штанов", т.е. "сочленение", а отсюда и "сила, крепость".
Однако, естественно, что из подобных представлений трудно предположить дальнейшее семантическое развитие в виде "соль",скорее наоборот.
В исследовании этнического состава Кавк. Албании, на наш взгляд, всё упирается в выснение этнического происхождения обаренов, обитавших на реке Куре. И тому есть три причины:
1. Bene 'Ebar "сыны Заречья" ( т е. Сиро-Палестина);
2. Апарны/апарты/апариты упоминаются как на Сев. Кавказе (апарты), так и в ареале Большого Хорасана ( апариты Кабулистана). В лексиконе тюркютов ( древних тюрков), и в арм. традиции область Апар- это Хорасан.
3. Согласно византийским источникам, авары-вархониты вышли из за реки, а имя легендарного прародителя хионитов АФРАСИАБ этимологизируется с иранских языков как "НАД ЧЁРНОЙ ВОДОЙ" (Apar Siyah Ab).
Совершенно ясно, что языковое "парамонгольство" Ичкерии и Дагhестана- это часть какого-то утраченного мира, некогда влиятельного и сравнительно
многочисленного. Он должен был успешно существовать в иранскую эпоху и исчезнуть с поля зрения историков с усилением экспансии тюркоязычных племён.
Совершенно ясно, что этнический термин Aghouan/ Alban вовсе не из современных нахско-дагестанских или даже иранских языков. Если же придерживаться общепринятой точки зрения об их иранском происхождении, то почем этноним агъван/
албан столь успешно читается при помощи монгольских этимологий и способен загнать в тупик всех кто пытается к нему подойти посредством нахско-дагестанских или иранских языков? Более того, и сама символика албанских царей (лунная колесница на печати Арсвагена) явно эфталитская. "Парамонголика" Кавк. Албании указывает нам на другой этнос, другое племенное объединение на этой закавказской территории и это,разумеется, вовсе не предки современных лезгиноязычных удин.
Свидетельство о публикации №223040801366