Сказка про Чегемскую башню

Ако жил прямо у Чегемской каменной башни в ущелье. Давно уже башня была необитаемой. Там не стояли дозорные, которые высматривали вероятное приближение неприятеля. Старая башня опустела. Но люди знали, что в башне живёт её дух Кали-бала. Некоторые даже замечали, что по ночам в бойницах мелькает огонь. Местный мулла, которому рассказывали про огненный дух башни ругался и говорил почёсывая свой крючковатый нос, что нет там никаких глупых духов.

Пришла зима. В горах она всегда суровая, оттого и горцы видимо угрюмые. На противоположной Чегему горе весь лес был давно срублен на обогрев и поэтому балкарцы за дровами уходили далеко за село. Ако, примерно раз в месяц ходил в башню, чтобы прибраться там. Стыдно ему было, что старинное сооружение, которое не раз спасало чегемцам жизни, заброшенное. Кроме уборки зимой Ако разжигал в башне очаг, а когда люди спрашивали зачем он это делает, мужчина отвечал, чтобы обогреть дух огня Кали-бала.

Старики одобряли Ако, они ещё помнили обычаи предков, а по моложе парни крутили у виска палец. В январский зимний день Ако собрал охапку дров, взял немного сушенного мяса, картофель и понёс всё в башню. Там, как обычно гулял лишь холодный одинокий ветер. Парень огляделся и аккуратно положил в очаг дрова, разжёг. Когда языки пламени уже танцевали лезгинку Ако насадил сушенное мясо на кованный шампур. Картошку положил по краям очага, чтобы не сгорела. По всей башни разгулялся аромат жаренного шашлыка и картошки.

Ако вглядывался в пламя. Ему очень нравилось смотреть на этот бессмертный танец. Он всегда пытался запомнить формы языков пламени и сравнить их с теми, которые он видел дома или в других местах. Не получалось. Эти языки пламени всегда были разными, они не повторялись. Но как же так, сотни раз Ако всматривался в костры и не мог познать суть огня. А так хотелось. Каждый раз, когда огонь исполнял  вечный танец, он не повторялся. Парень даже спрашивал однажды муллу, почему такое возможно? Мулла отвечал, чтобы Ако не морочил голову, а занимался делом.

Пока Ако раздумывал огонь в очаге приутих без видимых причин, а мясо с картошкой ещё не поджарились, хотя весело шкворчали. «Надо сходить ещё за дровишками» - подумал парень. В это же самое время из языков пламени показалось лицо, похожее на человеческое. Ако и до этого в языках пламени частенько видел разные фигурки, картинки и поэтому лицо, которое ещё вроде-бы улыбалось, не смутило. Он сказал вслух:

- Огонь, опять ты со мной играешь? Ох проказник же ты…
- Я с тобой поболтать пришёл, - ответило лицо из огня.
-Вот узнают люди, что я болтаю с огнём и подумают, что Ако совсем чёкнулся. Дадут мне прозвище «Тели Ако» и потом никак не отвяжешься. И через сто лет будут говорить, что «это идут внуки дурака Ако», - размышлял он вслух.
-Спасибо тебе дружок, что заботишься о моей башне, убираешь тут пыль веков, оставляешь мне еду. – продолжало огненное лицо.
-Так ты выходит Кали-бала?, - спросил обыденно Ако.
-Ты догадлив. Я тут уже много веков живу, охраняю башню и её сокровища.
-Выходит мне не показалось, и я наяву разговариваю с тобой? – удивленно теперь спросил Ако.
-Наконец-то понял… - констатировал Дух.

Ако встал со стула, подошёл к бойнице и посмотрел никто-ли его не разыгрывает. Снаружи было пусто, только лошадь соседа смотрела на башню. Но как известно животные разговаривать еще не научились, а устраивать розыгрыши тем-паче. Ако теперь переполняли чувства из-за чего на лбу появилась даже испарина. Он вернулся к очагу и опять уселся на стул.

-Значит это не сон? – спросил у Духа человек.
-Нет не сон. Странные вы люди. Вот ты много лет приносишь мне еду, точно не зная существую я или нет. И вот когда я решил тебя похвалить и поблагодарить за усердие, ты сомневаешься. – обиделся Кали-бала.
-Извини меня, не обижайся. А можно я спрошу, почему огонь никогда не повторяет своего танца?
-Тайна бессмертного и неповторимого танца огня в том, что твой неустойчивый ум каждый раз видит огонь по разному. Если бы ты сумел остановить ход своего ума хотя бы на одну минуту, ты бы понял, всё в этом мире одно и неизменное. – пояснил Кали-бала.
-А зачем останавливать работу ума? Меня и так многие считают чудаком. Если же остановлю ум, точно обзовут «Тели Ако». – не согласился человек. 
-Ако, ход своих мыслей надо остановить в тишине своего дома, когда ты один и никто тебе не помешает. На людях не делай этого. И вот когда у тебя получиться успокоить свой ум, получишь награду. Я тебе скажу, где лежат древние сокровища башни. Ты станешь невероятно богатым человеком. Всё село лопнет от зависти. – сказал Дух.

Ако обещал Духу попробовать остановить свои мысли, в надежде, что получит много золота и станет очень богатым человеком и никто в селе не скажет на него «Тели Ако». Он много дней всячески пытался остановить свои мысли, но это оказалось сложным делом. Отчаявшись Ако спрашивал сам себя: «Кто я, кто я? Что я тут делаю? Где источник этого моего Я, где источник мыслей?». И так Ако продол вопрошать себя много дней, лет, пока ум не успокоился. Этот день совпал с тем, когда Ако ходил в башню разжигать очаг.

То ли было лето, то ли зима, для Ако уже было не столь важно. Он пришёл в башню, разжёг огонь и сел на свой старый стул. Когда пламя разгорелось из него появилось лицо Кали-бала. Он улыбался. Ако в ответ тоже.

-Ты пришёл за своей наградой? – спросил Дух.
-За какой наградой? – переспросил человек.
-Я же тебе обещал много лет назад золото этой башни, если сумеешь остановить ход своих мыслей. Или забыл?

-Вспоминаю Кали-бала, ты обещал. Когда остановились мои мысли в уме, я понял, что весь этот мир, всё его богатства, вся вселенная и так принадлежат мне. Теперь я знаю, почему истинным мудрецам не нужна власть, не нужно золото, не нужны дворцы! Стоит лишь остановить свой ум…


Рецензии