О романе Анри Труайя Семья Эглтьер

Прочитал роман Анри Труайя «Семья Эглтьер». Сказать, что впечатление огромное – ничего не сказать. Анри Труайя известен (по крайней мере в России) своими замечательными книгами-исследованиями жизни великих писателей. Особенно большое впечатление на меня произвели его книги о жизни Льва Толстого и о жизни и творчестве Чехова. Из собственно художественных произведений «Семья Эгльтьер» после повести «Алёша» - это второе мне открывшееся. Но ели в повести «Алёша» тонко обрисована национально-культурной самоидетификации русской эмигрантской среды (в то время как для родителей Алёши Россия остаётся священным понятием, их сын уже чувствует себя вполне французом и литературные кумиры у них разные – если у родителей это Пушкин и другие гении русской литературы, в сознании их сына главенствуют имена литературы французской).
В «Семье Эглтьер» исследуется типичная семья французских состоятельных буржуа 60-70-ых годов. В ней показано как людьми властвуют общечеловеческие, плотские страсти, но с большой поправкой на европйскую и в частности французскую культуру и традиции: манера высказываться в самых драматических ситуациях сохраняет некий кодекс чисто французской формальной эстетики и приличий, обходящий откровенную пошлость и грубость. Сама семья – это её глава Филипп успешный адвокат и жизнелюб, исповедующий ходульные ценности во взаимоотношениях мужчины и женщины (у настоящего мужчины должно быть много женщин, у женщины, жены – только один мужчина), его дети тинейджеры – старший Жан Жак способный подающий надежды, которому Филипп и собирается передать своё дело, угловатый подросток Франсуаза, искренне верующая католичка, живущая в тихом спокойном церковном мире, в котором всё плотское считается греховным, младший Даниэль искатель приключений, своей собственной дороги в жизни в 16 летнем возрасте собирающийся предпринять рискованное путешествие на Берег Слоновой Кости, их мачеха – красивая и умная Кароль. Мать оставила детей в раннем возрасте, бросившись в погоню за заурядным самцом, оставившая детей на руках у сестры Мадлен, Мади. От Мади в романе исходит больше всего света и любви и тем же своей тёте платят дети – Франсуаза и Жан Жак приникая к ней в критических ситуациях. Во внешне спокойной семье бушуют страсти – мачеха Кароль сходится с пасынком Жан Жаком, на Франсуазу обрушивается страсть, ломающая её стерильный жизненный кокон и она делает попытку самоубийства: «Перед ней в жутком хороводе закружились голые тела. Здесь были не только они с Жан Жаком, но и отец. И всех их подхлёстывала низменная похоть!» И невольно вспоминается картина триптих Иеронима Босха «Сад радостей земных», где на средней доске изображена земная человеческая жизнь – обнажённые человеческие тела, голые всадники на лошадях, мчащиеся по кругу символизирующие человеческую похоть. И не  случайно перед попыткой суицида Франсуаза оказывается в зоологическом саду, напротив вольера с обезьянами и смотрит как они дерутся и «чешут блестящие красные зады».
     И что же остаётся читателю - согласиться с циником Филиппом: «Каждый начинает жизнь с возвышенными понятиями о чести, доверии, преданности и очень быстро отдаёт себе отчёт, что всё это отступает перед плотью.»? Ну да страсть по выражению Каспера Калле «ослепляющая», сила страшная.
     Так согласиться нам с Филиппом или всё же…?


Рецензии