Диспут трёх религий
Координаты где оставить рецензию, прочитать весь тест целиком - на главной странице.
На перевале через Заалайский хребет стоял монастырь. Он имел довольно странный вид. Кто-то потратил массу времени, возводя высокую ветрозащитную стену, окружавшую комплекс построек из камня и дерева. На восточную сторону перевала смотрела огромная арка, подобная арке Хосрова в Ктесифоне, это явно было влияние Парфии. Да и внутренние постройки с их фестончатыми колоннами больше напоминали архитектуру греков, чем приземистые горизонтальные храмы Китая, или плоские вертикальные поверхности дворцов Тибета.
– Это не буддийский монастырь! – уверено определил Сюаньцзан.
– Не так всё просто, Наставник, – произнес Сунь Укун, – вон там и в самом деле, церковь несторианцев, а правее явно храм огнепоклонников парсов. Уверен, у Западных врат стоит и буддийский храм. Не пойму только, где у них для тенгрианцев место отведено, впрочем, – он махнул рукой, – Великое Небо, оно везде.
– Удивительное мирное сосуществование столь разных конфессий, – похвалил Ша Сэн, – никогда такого не встречал.
Сунь Укун только с сомнением покачал головой, а белый конь возмущённо фыркнул.
– Удивительным является то, откуда тут столько материалов, чтобы на бесплодной скале построить столько строений. Дерева вокруг нет. И чем они тут топят? – недоумевал Сюаньцзан.
Ша Сэн развел руками:
– Кизяк собирают, разумеется. Но мне кажется, что на зиму люди покидают этот перевал.
– А я бы остался, – сказал Великий Мудрец, – это же замечательное место для самосовершенствования. Только в прошлых прохождениях меня тут через раз убивали.
Ша Сэн озадачился:
– И где опасность?
– Вон! – указал Сунь Укун, – видишь, ближе к вершине тёмное отверстие? Это пещера на горе Черного Ветра. Там живёт очень могучий демон, зовут Черный Медведь.
Танский монах спросил:
– А мы можем пройти, не останавливаясь?
– Как вы себе это представляете, Наставник? Видите, нас уже встречает целая толпа. Сейчас наверняка начнут разговор о том, что восхищены визитом посланца императора, и будут просить показать твою замечательную парадную рясу. Ночью наверняка совершат нападение. И придется нам за эту рясу немало крови пролить...
Однако, действительность опрокинула первоначальные ожидания Великого Мудреца.
При входе в храм их встретил местный настоятель – пронырливый скользкий тип с заискивающей улыбочкой и угодливой суетливостью. А вот за ним стояли двое достойных подвижников весьма впечатляющего вида. Один был в черных одеждах с огромным медным крестом на груди, цепь впечатляла своими размерами. Христианин был высок, седобород, обладал крючковатым носом, на голове имел убор в виде огромного пельменя с кисточкой. Его одежды глубокого черного цвета были из плотного шелка.
– Перед вами Бабай Великий, инспектор монастырей Церкви Востока, проповедник, писатель и богослов.
Сюаньцзан степенно поклонился, Бабай простер руку, и размашисто перекрестил посольство крёстным знамением. Конь заржал.
– Приветствую почтенного! – Сюаньцзан был немногословен.
– А вот Дастур Бахрам, выдающийся подвижник Зороастризма. Дастур – это его чин, обозначает «высший в иерархии в провинции с несколькими храмами Огня».
Дастур Бахрам телосложение имел атлетическое, одежды его были алого цвета, лицо привлекательное и мужественное, борода была ухожена, и аккуратно подстрижена. Руки огнепоклонника имели вид мягкий, пальцы были унизаны перстнями, голова была увенчана тюрбаном из нескольких ярких полос ткани, витых шнуров и золотой бахромы.
Посольство императора даже как-то поблекло на фоне этого великолепия.
– Должен сообщить вам правила нашего монастыря, – сообщил настоятель, – вы должны вступить в диспут с двумя почтенными победителями прошлых диспутов.
– А что насчёт проигравших? – поинтересовался Трипитака.
– Проигравшие дают обещание собирать милостыню для монастыря в течение года. Так мы поддерживаем жизнь людей и ремонт зданий на этом перевале. Сейчас как раз несколько арианских священников, трое мудрых манихеев и даже один почтенный мусульманин проводят годовое послушание, собирая деньги для нашей обители.
– Как проходит диспут? – поинтересовался Сюаньцзан.
– Поскольку представители разных течений зачастую не владеют языками друг друга, то у нас принято правило молчаливого ведения диспута. Можно показывать жесты, но не более трёх за один раз. Впрочем, обычно хватает двух.
– И как определить проигравшего? – поинтересовался любопытствующий Сунь Укун.
– Проигравший сам признает своё поражение. Обычно всё решается после двух – трёх реплик.
Сюаньцзан подумал, что в этих условиях наверняка скрыт какой-то подвох, и спросил:
– А нельзя ли назначить иную цену за поражение? Нам крайне важно вовремя достичь цели нашего путешествия.
– Есть альтернативный вариант. Можно спорить на положение риз. Проигравший оставляет свое парадное облачение победителям. Те могут его продать, и поделить деньги между паломниками, либо пожертвовать монастырю. У нас уже есть целая коллекция!
Трое посланцев императора понимающе переглянулись.
– Риза, так риза, – согласился Сюаньцзан. Мы принимаем условия диспута! Когда испытание?
– Завтра! У вас двое противников, почтенный Танский монах может взять с собой запасного участника, это в пределах правил.
На диспут Трипитака одел парадную рясу.
Он поглядел на своих оппонентов, и два раза показал указательный палец правой руки, имея в виду инициативу императора: «Один пояс – один Путь».
Последователь Зороастризма увидел, как Танский монах начал с установления базовых истин, Добра и Зла, которые в этом мире представляют два великих духа: Ахура-Мазда и Ахриман.
Разумеется, учёный парс слышал о учении китайцев о взаимном переходе двух противоположных начал, но в учении Заратуштры и Добро, и Зло были абсолютом, никак между собой не смешивались, и друг в друга не переходили. Поскольку выбор между Добром и Злом был личным выбором каждого человека, он также по очереди дважды показал указательный палец, а потом указал себе на сердце.
Бабай Великий увидел, как китаец указал на существование в одном лице физической ипостаси Бога, как рождённого от смертной матери человека, и божественной ипостаси Слова, ниспосланные от не имеющего образа Духа, которые связаны воедино через таинственное сопряжение.
Персидский же маг указал на сердце, подразумевая, что две разные ипостаси одновременно содержались в едином хранилище.
Однако, восточная Христианская церковь не полностью поддерживала учение Нестория. Бабай и сам написал массу богословских трудов, в которых оппонировал как монофизитам, уклоняющимся в сторону Единой воли, так и монофилитам, признававший только единую природу Христа в Богочеловеке.
Поэтому основным критерием истины веры являлся вопрос о рождении. Был ли Иисус Богочеловеком или Человекобогом зависло от того, кем считать его мать – Богородицей, Христородицей, или Человекородицей.
Снисходительно ухмыльнувшись, он также показал по очереди палец, затем указал на сердце, а после этого постучал себя по животу, имея в виду Чрево.
Сюаньцзан увидел, что парс поддержал дискуссию «Один пояс – один Путь», но указал на своё сердце, имея в виду, что маршрут будет проходить по территории его народа, и каждый промежуточный правитель будет требовать свою долю. Этот вопрос был вполне решаемым на уровне налогов и сборов, и Сюаньцзан даже немного расслабился. Но вот несторианской проповедник поверг его шок. С ухмылкой, словно зная, что нажимает на самую главную уязвимость своего оппонента, он похлопал себя по животу.
У Сюаньцзана холодный пот пробежал по спине:
– Поднебесная империя уже несколько столетий, как достигла предела эксплуатации пищевой базы. Мы отказались от выпасов крупного скота, передав все луга под посевные культуры. У нас дефицит мяса растет год от года, и это сказывается на телосложении среднего китайского солдата.
А население постоянно растет. Мы в постоянном продовольственном кризисе, и это главный источник нестабильности, не отсутствие денег! С каким же превосходством ухмыляется этот христианин, он явно видит наш скорый цивилизационный коллапс. Я не готов к такому серьезному разговору, кто знал, что тут настоящие мудрецы!
Сюаньцзан постарался взять себя в руки:
– Нужно обещать всеобщее процветание. Да, я не могу укрепить свои позиции, но мне есть, что предложить своим партнёрам. Выгоды взаимного обмена очевидны!
Он посмотрел на парса, и приложил палец к уголку глаза.
Дастур Бахрам отметил реплику несторианца, что мудрецы способны следовать сердцу, но выбор обычных людей зачастую зависит от желудка. Вот и китаец намекнул, что человек испытывает массу соблазнов, когда видит объекты своих желаний. Это, несомненно, была отсылка к Библии, и парс поддержал цитирование, показывая жестами фразу «и если глаз твой соблазняет тебя, то вырви глаз твой».
Он раскрыл пальцы, потом собрал в кулак, и дёрнул на себя.
Бабай Великий заметил, что китаец согласился с его утверждением, и даже показал огнепоклоннику: «вот, смотри, как Бабай мудро рассудил!»
Однако парс не поддержал мнение китайца.
Напротив, он выставил руку, и сделал жест вырывания травы. Это явно было намеком на то, что учение Нестория было признано ересью на Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 году.
Значит, этот жест обозначает искоренение, физическое уничтожение. Понятно, что китаец его поддерживает, а этот перс явно враждебен. Что же можно сказать по этому поводу? Ассирийская Церковь Востока не тождественна несторианству, но этот неуч не поймет тонкостей трактовок вероучения. Придется говорить с ним на его примитивном языке.
Бабай Великий показал сначала два пальца правой руки, а потом – указательный левой, что означало:
– Нас двое, а ты один!
Сюаньцзан увидел, как Бабай показал, что одно сменит двоих, и смысл жеста огнепоклонника стал абсолютно очевиден:
– Захват! Сейчас на Восток распространяются два учения: Восточное Христианство и Зороастризм. Но они оба коренятся в Персии, и сильны поддержкой персидских владык.
Сейчас персы терпят поражения. Как только Византия окончательно сломит Хосрова, Персию захватят мусульмане. И вот тогда...
Перед мысленным взором Сюаньцзана возникли купола храмов с минаретами, украшенными арабской вязью на фоне песков и снеговых хребтов Тянь-Шаня:
– Шелковый путь будет захвачен мусульманами! – пробило его осознание ещё одной беды.
Бабай строго смотрел на Дастура Бахрама, было ясно, что он имел в виду:
– Нам обоим придется проповедовать в рассеянии, если выживем.
Затем он посмотрел в лицо Сюаньцзану, и с улыбкой кивнул.
– Опять эта улыбочка, – подумал Сюаньцзан, – он понимает, что нам придется отступать из Кашгара и Яркенда до самого Чанъаня.
Сюаньцзан уже не мог предложить никаких серьезных аргументов, обречённо вздохнул, и снял с себя рясу. Подарок императора упал к ногам Бабая Великого.
Парс поднялся, и в свою очередь, предъявил свои права:
– Моё участие в диспуте определило поражение злых духов, и половину рясы следует отдать мне!
Два представителя Среднего Востока стояли, и каждый тянул за свой рукав выигранную рясу.
– Так, почтенные, вы немножко поторопились с дележом добычи. Среди вас присутствует Великий Мудрец, равный Небу, и я вас обоих вызываю на диспут! Эй, настоятель, передай этим любителям лёгкой наживы, что их вызывает сам Сунь Укун!
Великий Мудрец вышел из-за спины поникшего Сюаньцзана, и встал перед двумя противниками.
Бабай Великий снисходительно ухмыльнулся, Дастур Бахрам презрительно сощурился.
Дальше дискуссия понеслась с места в карьер.
Сунь Укун показал магу один палец, и ткнул им в его сторону. Потом показал два пальца, и указал на себя.
Огнепоклонник указал на себя, а затем продемонстрировал один палец.
Сунь Укун обернулся к несторианцу, и показал сначала один палец, а затем два.
Тот ухмыльнулся, и указал пальцем сначала на живот, а потом на голову.
Великий мудрец отвесил магу огнепоклоннику затрещину, а проповеднику засветил стопой между ног.
Те упали, и, извиваясь, стали с плачем стаскивать с себя одеяния.
Великий Мудрец подобрал рясу Сюаньцзана, и направился на выход из покоев.
Настоятель монастыря бросился к валяющимся священникам:
– Что произошло, уважаемые?
Первым откликнулся Дастур Бахрам: «Он сказал, показывая пальцы:
– Вы верите в единую истину, а мы в объединение двух начал».
Я ответил ему, указывая на сердце:
– В сердце не могут ужиться одновременно и добро, и зло. Человек всегда выбирает что-то одно!
Тогда он шлёпнул меня по лбу, объясняя:
– Ты думаешь, что твоё сердце выбирает, но на самом деле, ты руководствуешься приобретенным опытом. Твой выбор – результат научения.
Я признаю его правоту! Он глубже меня проник на пути к истине!»
– Но что произошло с Вами, уважаемый? – обратился настоятель к Бабаю Великому.
Бабай Великий простонал: «Он показал сначала один палец, а затем два, имея в виду:
– В одном теле содержатся два начала: человеческое и божественное, как такое возможно?
Я показал на живот и голову, поясняя:
– Человек по рождению из Чрева, а дух снизошёл через голову.
И тут он ударил меня по чреслам, указывая:
– Если родился из Чрева, значит, был и отец – человек, и этот факт нельзя игнорировать!
В моих рассуждениях имеются ошибки. Никейский собор не зря счёл учение Нестория ересью! Я не приму звание патриарха, я останусь простым монахом до конца дней своих!
Меж тем Сунь Укун рассказывал Сюаньцзану и Ша Сэну: «Сначала я показал пальцами магу:
– Первое – ты отдаешь рясу сам. Второе – я заберу её самостоятельно.
Он ответил:
– Мне самому нужна эта ряса целиком. Я даже с несторианцем делиться не хочу.
Тогда я показал несторианцу пальцами:
– Выбирай, либо первое, либо второе!
Тот ответил:
– Ряса уже у меня, а ещё я тиару хочу, голову прикрыть.
Ну, я и ответил магу:
– У человека две руки, а голова одна. Думай, прежде чем что-то хватать!
А несторианцу я сказал так:
– Прежде чем голову прикрывать, пах прикрой!
Свидетельство о публикации №223040801627