Оплачено хлебом, или Всё в жизни возвращается

Оплачено хлебом, или Всё в жизни возвращается


Эту историю когда-то мне рассказала моя бабушка - Анна Степановна Дубовская.

Великая Отечественная война. 1942 год. Посёлок в Пензенской области. Дедушку призвали в армию. Бабушка осталась одна с 4 детьми. Младшему год-полтора, старшему 10. С работой туго. Деда незадолго до начала войны командировали на работу на должность начальника охраны элеватора. Бабушка даже на работу ещё не устроилась. Все родные остались в Саратове и под Саратовом. Друзья новые, у всех свои семьи. Полная растерянность, переходящая в панику: чем кормить детей?

Первые дни без деда были самыми тяжёлыми, и морально, и материально. Зарплаты в те годы на селе большими не были, даже на высоких должностях. Семья и так-то жила не богато, а тогда бабулечка особую беззащитность почувствовала. И вдруг отец маминой одноклассницы Инны Нефёдовой - директор завода пригласил мою бабушку зайти к нему на работу. Она пришла и ей вынесли буханку хлеба. Целую. Необыкновенно ароматную. Это было богатство! Бабушка шла домой, низко склоняя лицо к буханке, и не только вдыхала хлебный запах - плакала. И так было не один раз.

На этом месте бабушка всегда замолкала и старалась сдержать слёзы, но они всё равно катились по её лицу. Она каждый раз переживала этот момент заново. А однажды обмолвилась: "Это за деда Афанасия."

Я выросла не столько на сказках, сколько на бабушкиных рассказах: было интересно, как люди жили раньше, какой была жизнь у неё маленькой, каким были её папа с мамой, дедушка с бабушкой. И, конечно, в тот раз не упустила случая, расспросить о своём прапрадеде.

У прапрадеда, Афанасия Ефимовича Митченко, была большая семья: взрослые сыновья, здесь же семья старшего, внуки. За стол садилось 13 человек. Жили не богато и не бедно. Наёмных работников никогда не было, своих трудовых рук хватало. Обычная крестьянская семья.

Первые послереволюционные годы. Страшный голод в Поволжье. Люди измотаны гражданской войной и разрухой. Это в те годы известный норвежский путешественник, учёный и общественный деятель Фритьоф Нансен как глава Международного комитета помощи голодающим приехал в Саратовскую область и привёз хлеб. Спустя много лет в левобережье, в Марксе, ему поставят памятник.

А мои предки жили на правом берегу Волги, в селе Сокур недалеко от Саратова. Бабушке было лет 12-13. Весна. К прапрадеду пришёл односельчанин с женой и ребёнком:
- Афанасий Ефимович, помоги. Я всю улицу обошёл, все отказали. Не дай умереть.
- Дочка, - обратился прапрадед к снохе, моей прабабушке, - насыпь муки и крупы.
- Да как же?! Нам самим до нового урожая не растянуть.
- Я сказал, дай.

А через 20 лет то доброе дело прапрадеда помогло его внучке и правнукам. Бабушка в это свято верила.

***
Когда сегодня заходит разговор о вернувшемся долге, я вспоминаю эту семейную историю. Долг всегда возвращается, даже если его возвращают совсем другие люди. Главное, что отдают именно тогда, когда возникает необходимость.

А ещё, я думаю, он связан с большой душевной благодарностью. Я могу только догадываться, что испытывала пришедшая к прапрадеду Афанасию семья. Но я свидетель той горячей и долгой благодарности, которую испытывали мои бабушка и мама. И я тоже. Ко всем участникам  этих двух дошедших до меня историй. За то, что их дела бередят душу, дают повод обратиться к родовой памяти и позволяют соединить в одном рассказе, на первый взгляд, совершенно несвязанных между собой людей.

Именно эта энергия благодарности становится двигателем круговорота добра в истории мира, семьи или отдельного человека.

____________________
* В семейном архиве есть фотографии маминой одноклассницы Инны Нефёдовой. Есть смутное то ли воспоминание, то ли ощущение, что было их совместное фото с отцом, но пока не нашла. Думала, не будет проблем найти имя, отчество директора завода в рабочем посёлке Пензенской области в годы Великой Отечественной войны - ан нет, пока не находится. Но запрос во Вселенную запущен, думаю, ответ придёт.

** Фото из Интернета.


Рецензии