Несостоявшееся замужество

Марина Михайловна и Пётр Данилович случайно встретились на улице своего города. Когда-то  они были молоды и работали на одном предприятии, явно симпатизировали друг другу.  Марина Михайловна была в разводе и одна воспитывала двоих сыновей, а Пётр Данилович имел семью: жену и двоих дочерей. Считалось, что у него в семье всё хорошо, да по всей вероятности так и было. Он заботился о своей семье и, как хороший семьянин, не мог позволить себе какие-то отношения на стороне. Марина Михайловна нравилась ему, но это он скрывал от всех и от неё тоже, старался не думать о ней и выбросить из головы.
 
Но как бы он не скрывал, а от женщины то, что она нравится скрыть невозможно. Каким-то чувством и Марина Михайловна знала это. Знала и то, что у мужчины, заинтересовавшего её, есть жена, потому и тоже скрывала свои чувства. Но тем не менее, когда случайно встречались они на предприятии, радовались встрече оба.
Потом, почти одновременно, они стали пенсионерами и ушли с предприятия. Город, в котором жили, большой и случайные встречи не происходили, а специально друг друга они не искали. Забылось старое время и не  вспоминались надежды на случайные встречи и радость от них.
 
И вдруг…
 
- Марина! Вы ли это? - он стоял перед ней и удивлённо поднял брови, - Вы по-прежнему прекрасная!
- Здравствуйте, Пётр Данилович! Рада видеть вас. Это же сколько лет прошло, как не виделись? Как поживаете, - Марина Михайловна заметила, как  сильно постарел Пётр, на его лице просматривалась печаль и весь он как-то сгорбился. Одежда Петра Даниловича не отличалась такой аккуратностью и лоском, как было раньше.
Словно поняв, что Марина Михайловна обратила на это внимание, сказал:
- Не привык заботиться о себе. Всегда это делала жена моя. А теперь я один, уже пять лет вдовец. Нету моей Дашеньки…

Было лето и на улице, где встретились они, открылось много летних кафе. Пётр пригласил присесть и поговорить за чашечкой кофе.
- С удовольствием! - согласилась Марина Михайловна, - Но пожалуй лучше чай. Кофе я люблю, но кардиолог не советует пить его.
- Да, кардиологи против кофе, мне тоже рекомендуют отказаться от него. Но я пью, считаю, что никто не знает, что полезно и что вредно и для кого. Думаю, лучше всего знает наш организм и он даёт знать об этом. Как-то читал, что американские учёные  установили, что кофе, наоборот, помогает сердцу.
- Я тоже это читала, но они тут же переключаются на другое, утверждают, что более трёх чашечек кофе в день это плохо для почек.
- Может и так. Но кто же пьёт кофе более трёх чашек? Мне, например, утром одной достаточно, - ответил Пётр Данилович.

Они сидели долго, вспоминали прошлое прекрасное время, вспоминали общих знакомых, рассказывали о своих детях.  Потом погуляли по центральной улице и, проходя мимо драмтеатра, решили сходить на спектакль гастролирующего здесь московского театра.  Пётр Данилович тут же взял билеты и завтра они вновь встретились, чтобы  вместе сходить на спектакль.

Марина Михайловна любила театр, часто ходила на спектакли обычно с дочерью или с подругами, но никогда ей не приходилось бывать с мужчиной.  Нарядное платье, причёска от лучшего в городе стилиста, букет цветов в руках, подаренный Петром Даниловичем, создавали праздничное настроение, которое она давно не ощущала.  Конечно, в её жизни было много прекрасных моментов, но это ощущение было чем-то особенным. Она ощутила себя Женщиной. Прекрасной Женщиной.

Во время антракта они пошли в буфет, где Пётр Данилович галантно ухаживал за ней и угощал  всякими вкусностями.  « Ну надо же, столько лет прожила и не знала, что это приятно, когда мужчина рядом и готов ради тебя на всё» - думала Марина.
 
В следующий раз Пётр Данилович пригласил её в ресторан по случаю своего семидесятилетия.
- Мариночка, мы будем только вдвоём. Мои дочери с семьями придут ко мне домой поздравить меня, на второй день  мы с тобой отметим этот юбилей вдвоём, сказал  Пётр Данилович.

 Марина Михайловна вспоминала: когда же она последний раз была в ресторане? Нет, не вспомнила, было это крайне редко и очень-очень давно.
В ресторане хорошо провели время, а после у обоих появилась необходимость друг в друге и они стали видеться чаще, ходили в кино, на различные выставки, на организованные встречи с интересными людьми, да и просто гуляли по городу.

Они наметили встретиться в городском парке и Марина Михайловна уже собралась выходить из дома, когда  Пётр Данилович позвонил ей. Он сказал, что простыл и плохо себя чувствует, поэтому прогулку по парку надо перенести до выздоровления. Марина Михайловна заволновалась о его здоровье и решила поехать к нему домой.

Дверь открыла симпатичная женщина лет сорока пяти.
- К Петру Даниловичу? А он болеет, - сказала и уже хотела закрыть дверь, но Марина Михайловна её остановила.
- Я знаю, что болеет, потому и пришла. Хочу помочь ему…
- Но нам не нужна сиделка, мы и сами справляемся.
- Я не сиделка…, - пыталась объяснить Марина Михайловна.
- Сейчас папа выпил лекарство и спит, - сказала  женщина  и сильно дёрнула дверь, закрыла её.

Как вроде бы и ничего не произошло, понятно, что больной человек и спит, значит, к нему нельзя, но… неприятный осадок от встречи с дочерью.

2.
Часа через три после того, как  Марина Михайловна  была выставлена за дверь дочерью своего любимого человека, она позвонила Петру Даниловичу.
- Мариночка, я чувствую себя получше, был доктор, думаю дня через три буду на ногах и мы  обязательно побываем в парке.
Болел Пётр Данилович ещё не три дня, а гораздо больше и всё это время они общались только по телефону. Наконец, он сообщил, что здоров и готов к встрече с ней.
- Только я, Марина, думаю, что прогулка сейчас не желательна, осень наступила, на улице сыро и пасмурно, - сказал Пётр Данилович и предложил, - Давай-ка мы отложим прогулку до хорошей погоды, а сейчас встретимся в кафе.

Марина Михайловна в это время поставила пирог в духовку и его аромат разносился по всей квартире и она решила пригласить Петра Даниловича к себе. Тем более, что сын  на работе,  а жена его  ушла к подруге, а от подруги она быстро не возвращается.
 
Через полчаса Марина уже открывала дверь гостью. Пирог, чай, тёплая атмосфера… и совсем не хотелось расставаться. А время летит так быстро… Вот уже и невестка пришла.
- У нас гость? - спросила, - Чудненько.
- Знакомься, это мой бывший коллега…, - пыталась объяснить Марина Михайловна, но невестка прошла мимо в свою комнату, бросив на ходу: «Я подожду у себя»
Пётр Данилович начал собираться и тут же ушёл.
 
Дальше начались не частые встречи: кино, театр, иногда ресторан или кафе. Гулять на улице стало уже не комфортно. Зима всё ближе. Но говорили по телефону каждый день.

Однажды Пётр Данилович пригласил Марину Михайловну в ресторан с желанием сделать ей предложение.  Он намекнул, что её ждёт сюрприз. Оделся соответственно, купил цветы и в подарок кулон с рубинами на золотой цепочке.
 
Они вошли в ресторан и Марина Михайловна сразу поняла намерение Петра Даниловича сделать ей предложение руки и сердца, а когда на стол  он выложил коробочку с подарком, сомнений у неё уже не осталось. Она была уверена: он сделает это! 
«Как мне ответить на его предложение выйти за него замуж? Как сказать «да», чтобы он почувствовал мою любовь и то, что я счастлива с ним?» - думала Марина Михайловна в ожидании предложения. И тут же у неё возникали сомнения и страхи перед  этим. «А что дальше? Что будет дальше и как жить мы будем с ним? И, главное, где? Мы уже не молоды, чтобы жить на съёмной квартире. А тогда, где? Он живёт с дочерью и её семьёй и мне места там не будет. Я живу с сыном и его семьёй, мне и одной не рады. Нет, нет! Я не могу принять его предложение… Да и вообще, я уже не в том возрасте, чтобы выходить замуж. Я отвечу отказом. А как  это сделать? Как сказать «нет» и не обидеть его?» - думала Марина Михайловна.
 
А Пётр Данилович тоже волновался и боялся отказа. «Что будет, если она откажет? Я этого не переживу, ведь тогда я потеряю её и как друга.  Что делать, как убедить её, что  люблю её и мне без неё плохо? Как? Что ей сказать? Что пообещать? - думал Пётр Данилович и, вдохнув, продолжил, - Что тут можно обещать? Первое и главное, где жить будем? Однозначно, жить у меня не получится, кто мне это позволит, хотя квартира на мне в собственности, а не на сыне. Но настоящими хозяевами являются сын с невесткой и уж они не потерпят такого соседства. Тут и надеяться нечего. Остаётся снять квартиру и жить ней. И что? За съёмную квартиру платить надо немалые деньги, а где их взять? Пенсия у меня хорошая, заработал, но и расходы тоже большие. Внуку ипотеку помогаю выплачивать, обещал, должен держать слово. А какой выход? Так что, пролетаю я со своей женитьбой. Да и то можно сказать, годы то какие? Уже в космос надо готовиться, а не к женитьбе»

Пётр Данилович вздохнул глубоко ещё раз и посмотрел на Марину Михайловну. Наступило неловкое молчание. В это время подошёл официант оформить заказ и этим помог немолодой паре.

Заказ оформили. А на столике лежит коробочка с подарком. Пётр Данилович посмотрел на неё с сожалением, и зачем только выложил её? Но коль она тут, то ничего не остаётся, как вручить её по назначению.
 
- Марина… вот я… я приготовил тебе подарок в честь годовщины нашей дружбы, - он взял коробочку и протянул её Марине Михайловне. Подарок выглядел потрясающе, но радости  она не испытала.

- Спасибо, Пётр Данилович! Подарок великолепный и я принимаю его. Только никакой годовщины сегодня нет, - грустно ответила Марина Михайловна, - Пусть это будет прощальным подарком.

- Почему прощальным?

- Да вы и сами знаете, почему. Вы извините, Пётр Данилович, но мне надо срочно уйти, а вы дождитесь заказ и свою порцию я жертвую в вашу пользу, - Марина Михайловна быстро поднялась и ушла к выходу. Поднявшегося за неё Петра Даниловича осадил официант, подошедший с подносом.

- А вы куда? Заплатите, тогда и уходите.

А Марина Михайловна ехала в такси, думала о произошедшем и винила себя. Зачем так поступила, зачем обидела хорошего человека? Ведь она и сама не хотела, чтобы он сделал ей предложение и сама понимала, что ничего путного из этого не выйдет.

Тогда почему же так обидно?


Рецензии
Очень грустно, но так бывает.
Это жизнь...
С наступающим праздником Рождеством Христовым!

Надежда Кравченко 3   06.01.2024 21:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.