Да здравствует смелость, азарт, красота!

ДЮЛГЕРОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА

Такими словами сопровождалась одна из физкультминуток на уроке учителя математики Дюлгеровой Ларисы Ивановны.
Смелость, азарт, красота – девиз всей жизни этой неутомимой, жизнелюбивой, красивой женщины. Красивого душой человека. Почему решила рассказать именно о ней? В чём её исключительность? В том, что она без малого 50 лет учительствовала, да и сейчас занимается с нуждающимися в её знаниях? А, может, именно потому, что таких замечательных учителей много, большинство? И, возможно, благодарные ученики, коллеги, родители тоже захотят рассказать о них.
Дюлгерова Л.И. – выпускница физмата БГПИ (ныне БФ СГУ) 1963 года. Почётный работник общего образования. Награждена нагрудным знаком ЦК ВЛКСМ «Лучшая пионервожатая», медалью Трудовой Славы, Грамотой Министерства образования СССР. Стаж педагогической работы 48 лет.
По прошествии многих лет нашей совместной работы стало понятно, как мне повезло работать с Л.И. Но это будет потом. А когда в 1975 году я пришла в Балашовскую среднюю школу №6, сменив на посту заместителя директора школы по воспитательной работе Дюлгерову, мне казалось, нет большего зла, чем моя предшественница. Её не «попросили», не уволили: она, можно сказать, на пике славы добровольно перешла на преподавательскую работу, став просто учителем математики. Впрочем, не совсем «просто». Она была секретарём первичной партийной организации КПСС. А значит, главным идеологом и «руководящей и направляющей силой» всей воспитательной работы. Мои отчёты по разным направлениям воспитательной работы систематически заслушивались на партбюро, выносились на всеобщее обсуждение на партсобрания. И я непременно получала очередную порцию замечаний то по поводу плохо работающего пресс-центра, то за снижение показателей по сбору металлолома и макулатуры, то за формально и неинтересно проведённый пионерский сбор. Надо ли говорить, какую реакцию это вызывало с моей стороны! Мне, вчерашней студентке, конечно, казалось, что меня специально стараются унизить, придираются. Знакомое многим начинающим чувство, верно?
Ещё невыносимее было слышать в учительской: «А вот при Дюлгеровой у нас стенгазеты были такими, что в перемену около них было не протолкнуться – все читали, даже про буфет забывали». Или: «Да, при Л.И. самодеятельность гремела на весь город». Туристы сокрушались: «Теперь нам первого места не видать, как своих ушей».
Но когда ссылки на авторитет и заслуги предшественницы стали уступать место похвалам и одобрению в мой адрес, я осознала, что попытки вмешиваться и поправлять новичка были продиктованы не амбициями, а неравнодушием к делу, которому отдано столько лет и сил, желанием и дальше наращивать успех ради общего блага.
Лариса Ивановна – лидер по природе своей. Придуманный или заимствованный ею слоган «Да здравствует смелость, азарт, красота!» стал её девизом во всём и на всю жизнь. Для того, чтобы быть лидером, нужна напористость, умение побеждать бесконечные трудности, неизбежно возникающие на пути первопроходца, первооткрывателя. Самообладание, чтобы преодолеть недоверие сомневающихся и слабых, зависть неудачников, желание осадить «выскочку». Смелость не бояться быть непонятой, осмеянной. Это не пустые слова. Несмотря на то, что абсолютное большинство коллектива уважали и поддерживали парторга, признавали её авторитет, были и такие, которые радовались какому-то временному неуспеху, готовые поспособствовать тому, чтобы её однажды не избрали секретарём парторганизации. Это был явный заговор недоброжелателей – тех, кому Дюлгерова не давала возможности прохлаждаться. И больно было не оттого, что не добрала нужное количество голосов, а от того, что предали те, кто ещё вчера казались единомышленниками, пожимали руку или одобрительно похлопывали по плечу.
Нужны были смелость и самообладание с достоинством пережить обиду. Не опустить руки, не утратить азарта в работе.
Понятие азарт нередко носит негативный оттенок, привкус одержимости, неистовства, даже безрассудства в какой-либо игре. Применительно к нашему персонажу это означает увлечённость, стремление к достижению положительного результата, успеха. Но успеха не столько личностного, сколько во имя победы общего дела. Свершения, шага не только вперёд, но и вверх.
Этот азарт, горение, вдохновение ощущается во всём, к чему прикасаются руки, душа, мысли этой целеустремлённой, трудолюбивой женщины. Её опыт, алгоритм её жизни безусловно заслуживают внимания и изучения.
Кто-то скептически усмехнётся: зачем в наше время опыт советской пионервожатой? комсомольского вожака? Представительницы отжившей системы коммунистического воспитания? Напомню старую пословицу: «Не плюйте в старый колодец – пригодится водицы напиться». Это не к тому, что вернутся в жизнь коммунистические идеи. Идеологические приоритеты меняются, перестраивается общество, низвергаются политические кумиры. Но вечными остаются ценности, связанные с понятиями личность и коллектив.
В последнем ежегодном обращении Президента (декабрь 2014) прозвучала, наконец-то мысль, что «нам необходимо формировать гармонически развитую личность». Не новая мысль. Но очень важная. Ещё в 70-ые годы прошлого века педагогический коллектив, в котором трудилась Л.И., работал над задачей формирования гармонически развитой личности в условиях полифонического моноколлектива.
Бесценный опыт работы людей в содружестве, сотворчестве, коллективе, команде – как хотите это называйте, и развитие индивидуальности (не индивидуализма!) – это задача на все времена.
Можно не называть организацию пионерской или комсомольской. Идеология в данном случае вторична. Но молодёжные организации необходимы! Они и создаются – стихийно, спонтанно, неформально. Но зачастую носят криминальный или полукриминальный характер. Даже самые замечательные и смелые одиночки не в состоянии противостоять им. Пережитые нашим народом трудности и беды свидетельствуют о том, что одолеть их было возможно, только встав плечом к плечу. Нужны, срочно нужны молодёжные объединения. Позитивные, деятельные, патриотично настроенные, готовые противостоять очень сплочённому злу, вроде криминальных структур, банд, внешнего врага, в конце концов. Именно в таком позитивном коллективе вызревают будущие герои, чемпионы, ответственные, в хорошем смысле, работники. Именно принцип коллективного творческого дела (КТД) помогал педагогам, в том числе и Дюлгеровой Ларисе Ивановне воспитывать сотни замечательных людей. Ради этого стоило жить. Жить смело, с азартом, красиво!
Кажется, Л.И. по жизни, не провозглашая вслух чеховский девиз «в человеке всё должно быть прекрасно»…, всё–таки во всём придерживалась этого правила. Её красота не измеряется канонами современного «гламура». Во внешности её нет броскости, нет навязчивой сексапильности. Но она всегда привлекала серьёзных мужчин. Достаточно ярко, современно, но без вызова одета. Стремление к красоте не выпячивается, не подчёркивается ею, но присутствует во всём: в том, как тщательно она причёсывается, как ухаживает за ногтями. Они у неё всегда в идеальном порядке, при том, что она сама ведёт домашнее хозяйство да ещё и дачный участок. Поистине, «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», как верно заметил когда-то Пушкин.
Говорят, почерк меняется у человека, когда меняется характер. На протяжении последних 40 лет, столько мы знакомы, почерк у Ларисы Ивановны остаётся чётким, ровным, легко читаемым, с выразительными окончаниями каждой строки. Строчки не стремятся вверх и не сползают вниз. Графологи могли бы определить по нему, что это завидная устойчивость жизненной позиции. Красивый, ровный, но не вычурный характер её письма – это первое, чему мне захотелось подражать.
По формальным показателям Дюлгерова мало чем отличалась от остальных коллег: получив новенький диплом выпускницы БГПИ 18 ноября 1963 года, дававший ей право преподавать математику и физику, она должна была отправиться по распределению в какой-то отдалённый район. Но именно в это время она выходит замуж за военнослужащего и остаётся по месту его службы, в Балашове. В городе устроиться было сложно – собственный пединститут создавал некоторый переизбыток кадров. Но трудоустроить её, как жену военнослужащего, были обязаны в первую очередь. Так она стала старшей вожатой средней школы №12 (ныне №6). Место не самое престижное. Но, как героиня популярного тогда фильма «Королева бензоколонки», она следовала принципу – не место человека красит, а человек место.
Действительно, вскоре о молодой вожатой заговорили в городе. Пионерская дружина имени Зои Космодемьянской стала правофланговой. Комсомольская организация – лучшей среди школьных первичек. По всем показателям – десятки грамот, кубков, призов. : образцовых оздоровительных площадок в микрорайоне. В 1967 году в школах вводится новая должность организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми, на правах заместителя директора школы. Разумеется, никакой другой кандидатуры кроме Дюлгеровой на эту должность не называли. Это сообщило новый импульс творчеству молодого педагога. Она с равным энтузиазмом возглавляет каждый участок работы: создаёт очень эффективный и популярный пресс-центр, где систематически выходят несколько газет, в том числе, две сатирические – «Пионерский фонарик» и «Комсомольский прожектор». На смотр художественной самодеятельности выставлялись два, а то и три хора, замечательные танцевальные коллективы.
Школа всегда выполняла и будет выполнять социальный заказ общества. Это – без комментариев. Другое дело, если само общество на перепутье и не определилось, какие же граждане будут востребованы. Это в первую очередь относится к идейно-политической составляющей. Но, есть и незыблемые ценности и аспекты: гражданско-правовое, духовное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, патриотическое воспитание. Сегодня уже находится немало людей, которые признают ошибочность тотального разрушения сложившейся, весьма эффективной учебно-воспитательной системы.
Успешность осуществления воспитательной работы во многом зависело и зависит от того, кто её осуществляет. Опыт таких лидеров, как Дюлгерова Лариса Ивановна, - бесценное достояние, которое необходимо изучать и брать на вооружение в новых условиях с новейшими, более совершенными методами и средствами, в том числе и техническими.
Пока живы ветераны, связь поколений ещё можно не только реанимировать, но и успешно использовать.

31 декабря 2014. В. Ильина


Рецензии