Дорога в детский дом. Роза Салах

  В 8 часов утра мы с Ольгой в областном отделе народного образования, в кабинете инспекторов. Рабочий день – с 9 часов утра, ждать долго. Нам разрешили войти в здание, предложили стулья, стол. Даже нашли тарелочки для печенья, булочки, яблок. Предложили горяченького чая. Мне было приятно от добродушия, гостеприимства людей. Нашего инспектора по детским домам не было долго – задержалась на целый час. Другие заняли свои рабочие места. Зал просторный, мы у всех на виду.
- Мама, животик болит,- топчется на месте моя Ольга, отвлекает от работы инспекторов. Кто-то сочувственно глядит на меня. Молодая женщина, оставив своё рабочее место, повела девочку в туалет. Другая женщина подняла с пола шубку, кофту, шапочку - вещи сложила на стул.
  Наконец, на пороге показалась женщина – все оглянулись в её сторону. Я догадалась, что она и есть тот человек, которого мы так долго ждём. Она тут же заняла своё рабочее место, взглянула на меня, уставшую, затем перевела взгляд на маленькую девочку, вцепившуюся за мой подол. Напряжение, никто не работает.
- Кто вы такие? Откуда?
 Мы представились.
- Давайте ваши документы.
 Долго листала наши бумаги Нина Алексеевна, перечитывала. Тем временем Оля уснула на моих коленях. Мужчина-инспектор помог мне девочку перенести на стол.
- Что Вы делаете? Приехали издалека, не все документы! Где свидетельство о рождении, нет отказного материала от родного отца! – кричит инспектор по детским домам. – Сейчас же позвоню Давыденко. Везите девочку обратно за свой счёт! Как Вам не стыдно! Безответственный Вы человек! На что смотрел заведующий районо? Как вот таких людей принимают на работу с детьми!
- Не кричите, пожалуйста, девочка спит, хотя уже Вы её разбудили. Никуда не поеду. Звоните Давыденко – он знает всё о документах,- поднимаясь со стула, говорю женщине-инспектору. Оля разревелась, подняла крик, рёв, начала звать маму. Я не выдержала, подбежала к Нине Алексеевне и решительно так же громко заговорила:
- Меня тоже в своё время приняли в детский дом без каких-то документов. Меня тоже приняли без свидетельства о рождении! Я сама оттуда! Сколько таких детей, брошенных у забора, подъезда, двери! Что? Бумажка Вам нужна? Ответьте мне: у всех брошенных детей есть свидетельства о рождении, отказные материалы от пап-бродяг, а ?  Олю я подняла на руки, она продолжает кричать:
- Мама, пойдём домой! Спать хочу!
- Идите! Выпишу направление в Ембаевский детский дом, - чуть смягчившись, говорит Нина Алексеевна.- Отсюда недалеко, три километра. Остановка автобуса напротив облоно. Директор детдома – молодая женщина. Если она не примет, ничем Вам помочь не смогу, пеняйте на себя!    Действительно, у народов ханты, у большинства из них, нет ни свидетельства о рождении, ни свидетельства о смерти. Они живут в лесу, им не нужны эти бумажки. Это мы живём по принципу: без бумажки ты букашка.
                " " "
 Ветер в Тюмени свирепый, безжалостный. Снег всё сыплет и сыплет, преследует нас. Ембаевский детский дом в полутора километрах от села. Очень трудно шагать по узкой дорожке до детдома, расположенного в стороне от строений, среди деревьев, успевших укрыться хлопьями снега, у небольшого лесочка. Олю веду за ручку, слабенькую, тёпленькую. Тропу замело снегом.
- На ручки хочу, бери, мама, на ручки! – просит Оля.
 Руки мои почти окоченели, на руках девочку нести тяжело. За деревьями показались большое старое строение, двухэтажное деревянное здание. «Наверно, это детский дом, » - подумала я. Летом здесь должно быть красиво, много зелени. Несмело вошли в дом. Внутри здания чистота, домашний уют. «Повезло Ольге, неплохо будет ей. Дай, Бог, чтобы всё у тебя было хорошо!»- шепчу маленькой девочке, а у самой сердце сжалось, комок в горле, слёзы капают, сама продолжаю шептать: «Оленька, девочка моя, я буду тебя навещать, обещаю!» Конечно, она устала, если я еле волочу ноги. В детдоме сразу поняли, что я привела новенькую.
- Куда мы идём? – спросила Оля.
- В детский дом. Оленька, ты будешь жить в этом большом красивом доме.
- Ты тоже со мной будешь жить?
- Я тоже жила в таком же, очень похожем доме. Теперь большая стала, меня не возьмут. Здесь только детей принимают. Я буду к тебе приезжать,- говорю, располагаясь на диване в комнате, куда нас привела женщина-няня.
- Устали с дороги. Вот только вам придётся подождать директора. Она с утра уехала в Тюмень. Должна уже подъехать. Ольга моя забеспокоилась. Чует детское сердце, что скоро мы с ней расстанемся и расстанемся надолго. Нас пригласили в столовую.
- Вас к телефону приглашают, из Нижневартовска звонят. Идите в кабинет директора, телефон там. После приглашаем Вас в столовую, девочку Вашу уже повели, её сами покормим,- говорит дежурная воспитательница.
  Звонил Давыденко Александр Михайлович. Вкратце сообщила ему о положении дел.
  Оля совсем освоилась, аппетитно поела, разговорилась, пусть не всё понятно, главное ожила, повеселела. Нянечка Катерина принесла Оле большую нарядную куклу, с которой играла, быстро подружилась, не замечала вокруг никого.
- Директор! Софья Маратовна идёт, бежит, спешит, видно, ей кто-то передал, что привели новенькую. Она сама сирота, правда,  не в детдоме жила, бабушку свою мамой звала. Хорошенькая она у нас,- рассказывает Катерина-нянечка.- Идите в кабинет, туда забежала.
  Мы, люди, похожие судьбами, быстро поняли друг друга. Подала документы девочки, предупредила директора о недостающих бумагах. Софья Маратовна прочитала направление инспектора по детским домам, отложила бумагу в сторону, улыбнулась, добрыми-добрыми тёмно-карими глазами взглянула на Ольгу, подошла к ней, прижала к себе, сказала:
- Оленька, девочка моя, тебе здесь будет хорошо, уютно. Подруг себе найдёшь. Они сейчас спят – тихий час. Вас покормили?
- Спасибо Вам.
- Правда, с документами будут небольшие проблемы. Никитина - строгая женщина, дотошно проверяет. Раз направление выписала, значит, всё будет нормально.
 За Ольгой пришла такая же молодая девушка-воспитательница.
- Мама, ты не уйдёшь? – обратилась ко мне Ольга.
- Сейчас, Оля, я тебя познакомлю с такими же маленькими, хорошенькими девочками, как ты,- взяла за ручку, повела Олю в свою группу воспитательница Елизавета Николаевна.


Рецензии
Прекрасный Вы человек, Роза, спасибо Вам за большое сердце и чистую душу.

Кузнецов Юрий   03.08.2023 11:42     Заявить о нарушении
Юрий, доброе утро! Здравствуйте! Огромное СПАСИБО за прочтение и добрые слова в мой адрес. Моё и моей сестрёнки Риммы детство прошли в двух детских домах послевоенного времени. ДЕТСКОМУ ДОМУ И ДЕТЯМ-СИРОТАМ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ ПОСВЯТИЛА ТРИЛОГИЮ "ДЕТДОМОВЕЦ".

Роза Салах   03.08.2023 13:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.