Будут ли атомные субмарины в Австралии

Австралия — это континент в Южной части Тихого океана и государство, расположенное на нем и прилегающих островах. Австралия является одной из развитых стран, будучи четырнадцатой по размеру экономикой в мире, и имеет девятое место в мире по ВВП в расчёте на душу населения. Военные расходы Австралии являются двенадцатыми по размеру в мире. В 1907 году молодая нация получила статус доминиона Британской империи.В соответствии с Вестминстерским статутом единственной конституционной связью между Австралией и Великобританией остался общий глава государства — британский монарх.
 
Около полутора лет  назад пришло сообщение, что Австралия вместе с Великобританией и США образовали военный союз и  австралийцы  заявили иметь в составе своего ВМФ подводные лодки. Правда, они хотели иметь их давно и даже заключили контракт на постройку французами дизель-электрических подводных лодок. Но теперь речь идет о создании атомных субмарин.

Первый вопрос - а с чего это вообще Австралии приспичило ими обзаводиться? При этом она станет первой страной, обладающей такими лодками, но не имеющей ядерного оружия. Правда, в Бразилии тоже ведутся работы по созданию таких лодок с помощью Франции и она может получить их к концу 20-х годов.

Кто кого опередит, пока неясно, просто надо помнить, что поменять боеголовки на ракетах с обычных на ядерные сложности не представляет, а то, что Австралии получить таковые в случае необходимости от США или Великобритании не составит никакого труда - понятно любому.

Так вот, в сентябре 2021 года был создан AUKUS - трёхсторонний оборонительный (кто бы сомневался :) альянс США, Британии и Австралии. В совместном заявлении о создании альянса говорится, что в регионе существуют потенциальные угрозы правопорядку, включая неразрешённые территориальные споры, терроризм и организованную преступность. Само собой, атомные подводные лодки англосаксов лучший инструмент для решения этих проблем. Китай, как основная цель этого союза не упоминается, но мы-то понимаем..

Военные аналитики не обязаны поддерживать политес в таких вопросах, поэтому режут правду-матку: С оперативной точки зрения вывод ВМС Австралии (РАН) о том, что им нужны SSN (атомные подводные лодки), имеет полный смысл. Расстояние от его баз до вероятных районов операций значительное, и даже самой лучшей дизель-электрической подлодке потребуется гораздо больше дней, чтобы добраться до театра военных действий — это около 3500 миль от оперативной базы РАН в Перте до Южно-Китайского моря. РАН также придется противостоять китайскому подводному флоту, который уже использует атомные подлодки.

Но где же австралийцам взять эти лодки? Строить? В идеале да, но практика показывает, что даже купить, причём неатомные подводные лодки, не так просто, а проекты по строительству подводных лодок, завершенные в срок и в рамках бюджета, вообще встречаются редко. Бывший премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл сказал о сделке с AUKUS: «Нет ни дизайна, ни сметы, ни контракта. Единственная уверенность состоит в том, что у нас не будет новых подводных лодок в течение 20 лет, и их цена будет намного выше, чем у французских ».

Некоторые оптимисты считают, что по крайней мере первые лодки, могут быть «куплены с полки» на «производственных линиях» Великобритании или США . В качестве альтернативы есть предположение, что старые или «лишние» подводные лодки могут быть сданы в аренду РАН до появления новых. Эти предположения расходятся с реальностью, в которой USN (американский ВМФ) и RN (Королевский флот) вынуждены вводить в эксплуатацию новые лодки и обслуживать стареющие.

RN уже сильно не хватает лодок - номинально имеется до 6 активных SSN, и флот способен выставить 2 или 3 в хороший день. USN пытается сохранить свои существующие силы SSN, изо всех сил стараясь создать достаточное количество новых лодок типа Virginia, в то время как его стареющий тип Los Angeles постепенно выводится из эксплуатации. Как бы ни поддерживала Австралию Великобритания, у нее просто нет подходящих лодок для аренды. У США есть гораздо больший флот с 28 лодками типа Los Angeles различных модификаций, которые все еще активны, но их подводные силы уже перегружены, и Вашингтон вряд ли что-то предложит.

Ни один из флотов не держит подводные лодки «в резерве». В случае с Великобританией, она уже за очень дорогую цену продлила срок службы винтажного типа Trafalgar 1980-х годов после их 30-летия. Ни одну из растущей коллекции списанных нельзя было вернуть в строй при всём желании и всех средствах мира. Их ядерное топливо израсходовано, и им потребуются колоссально дорогие переоборудование и дозаправка, но, что более важно, у подводной лодки конечный срок службы корпуса. Каждое погружение, особенно на большие глубины, утомляет прочный корпус и трубопроводы до такой степени, что безопасное погружение становится серьезно ограниченным или лодка становится немореходной. Старые лодки также становятся все более сложными в обслуживании и изо всех сил стараются хоть как то сохранить свои минимальные акустические характеристики.

У США есть более эффективная программа утилизации подводных лодок, чем у Великобритании, и их лодки класса LA, построенные в 1980-х годах, постепенно утилизируются. Бездействующие лодки, которые остались нетронутыми, одинаково устали, и некоторые из них были преждевременно выведены из эксплуатации, чтобы избежать затрат на дозаправку в середине срока службы. Есть небольшой шанс, что одна или две из этих лодок смогут продолжить службу в RAN, но только с огромными расходами, а их переоборудование создаст дополнительную нагрузку на перегруженные промышленные мощности США.

В среднесрочной перспективе США согласились продать 3 или более бывших в употреблении подводных лодок типа «Вирджиния», которые не будут нуждаться в дозаправке ядерным топливом, и это даст австралийцам к 2030-м годам временные возможности обладать ПЛА и поможет им получить опыт эксплуатации.

Также существует план разместить одну подводную лодку RN типа Astute и до четырех подводных лодок Virginia на базе Stirling в Западной Австралии с 2027 года, которые будут называться Submarine Rotational Force-West.(СРФ-Запад).

Для RN ;;передовое развертывание лодки окажет очень значительное влияние на силы, насчитывающие всего 7 единиц, хотя и предоставит привлекательную возможность для британских подводников, которые очень редко выходят на берег.

По поводу последней фразы. Вот HMS Astute на этой базе в конце октября 2021 года: (фото на заставке). Судя по заметно обросшему корпусу ниже ватерлинии, лодка таки достаточное время проводит на привязи у причала. Разве что команду перегоняют на другие лодки?

Но и такое размещение не столь просто. Австралия должна быть готова потратить значительные суммы на новую вспомогательную инфраструктуру, такую ;;как сухие доки, причалы, помещения для обработки и хранения оружия, помещения для персонала и многое другое.

Для поддержки подводных лодок, находящихся на вооружении Великобритании, требуются три сухих дока, сертифицированных для использования в ядерной области (два в Девонпорте и крытый судоподъемник в Фаслейне), и это не включает строительные объекты в Барроу и еще два дока, предназначенных для утилизации старых лодок. Доки и причалы, сертифицированные для атомной энергетики, должны быть очень дорогими, чтобы выдерживать сейсмические, приливные или штормовые явления, которые случаются может быть раз в жизни, а также иметь многократное резервирование в электроснабжении и водоснабжении. Но все эти покупки, аренда или размещение иностранных лодок лишь полумеры. Строить всё равно придётся.

Когда было объявлено о создании AUKUS, правительство Австралии пообещало приобрести как минимум 8 атомных подводных лодок, которые будут построены компанией ASC Pty в Осборне, Южная Австралия. В ASC остался ограниченный остаточный опыт строительства подводных лодок с тех пор, как в начале 2000-х годов был завершен проблемный тип Collins.

Сделка с французами о строительстве лодок типа Attack включала передачу технологий для приобретения базы навыков. Но она была расторгнута.

Какой бы дизайн SSN ни был выбран, потребуется более высокий уровень помощи со стороны Великобритании или США. С ограниченной ядерной инфраструктурой Австралия вряд ли сможет обогащать уран, топливо, используемое в активной зоне долгоживущих водо-водяных реакторов. Вполне вероятно, что реакторные отсеки подводных лодок придется завозить готовыми из США или Великобритании.

Чтобы иметь достаточно квалифицированных и опытных специалистов (SQEP), Австралии необходимо будет начать кампанию по набору персонала для обучения некоторых из своих самых лучших, чтобы создать значительный штат гражданских инженеров для строительства атомных подводных лодок и их обслуживания на берегу. Прикомандирование персонала для получения опыта работы в британских и американских судостроительных фирмах должно быть начато как можно скорее. Способ распределения кадровых ресурсов должен быть тщательно скоординирован в трех странах. Прямое переманивание дефицитного технического персонала из Великобритании или США с предложениями хорошо оплачиваемой работы в солнечной Австралии быстро вызовет трения и подорвет AUKUS.

И не меньшую головную боль создаёт вопрос - а какой же проект выбрать за основу для строительства австралийских атомных подлодок?  Итак, уже понятно, что новые лодки ни англичане, ни американцы им не продадут - самим не хватает.

Оптимисты надеялись, что первые две лодки будут построены в Великобритании, прежде чем передача технологий позволит произвести оставшиеся 6 в Австралии. Во многих отношениях Astute казался бы идеальным, поскольку он уже находится в производстве, намного дешевле, чем варианты в США, с меньшими требованиями к экипажу, а также с высоким рейтингом. К сожалению, существуют почти непреодолимые препятствия для того, чтобы этот тип когда-либо насчитывал более семи лодок. Если быть кратким, то после последней запланированной Astute должно начаться производство ПЛАРБ «Дредноут», и в настоящее время на верфи нет места или квалифицированных специалистов для добавления дополнительных лодок в график.

Но дело даже не в самих лодках, сколько в том, что реактор PWR-2 больше не считается отвечающим современным стандартам безопасности, а его производство почти прекратилось. Эти реакторы требуют очень длительного времени изготовления (активная часть последней лодки, HMS Agincourt, которая войдёт в строй в 2026 году, была заказана у Rolls Royce ещё в 2012-м), и сборка реактора начинается задолго до резки стали для корпуса. Завод по производству ядерных паровых установок Роллс-Ройс в Дерби полностью перестраивается, и в настоящее время производство сосредоточено на более крупном PWR-3 для ПЛАРБ «Дредноут» и, в конечном итоге, SSN (R). Это совершенно новый проект, о котором позже.

Продать австралийцам или сдать в аренду подержанные - тоже выход так себе. Во-первых, нужное количество опять же не так просто наскрести, и в любом случае они потребуют дорогостоящей модернизации. А ведь ещё очень немало средств понадобится для создания необходимой инфраструктуры, чтобы их качественно эксплуатировать - не таскать же по всякому поводу в Штаты или Британию? Да и как бы там ни было, лодки эти будут быстро морально устаревать. Так что постройке новых своими силами альтернативы нет.

Своего опыта проектирования чего-либо подобного у австралийцев также нет. Так может быть, воспользоваться уже готовыми проектами, по которым строят сейчас лодки в США и Британии?

И тут всё не слава Богу. Даже если бы каким-то образом можно было приобрести дополнительные реакторы PWR-2 и построить лодки Astute в Австралии, к тому времени, когда они начнут поступать в эксплуатацию (не ранее конца 2030-х годов), лодки будут наполовину устаревшими. Astute является одной из лучших SSN, когда-либо произведенных, и будет оставаться золотым стандартом с точки зрения малозаметности, по крайней мере, в течение следующего десятилетия. Но, тем не менее, проект уходит своими корнями в начало 1990-х годов, и к 2040-м годам, вероятно, его вытеснят еще более тихие противники.

Тогда, может быть, американская Virginia?
Лодки типа Virginia производятся примерно по две в год, правда, в прошлом году ВМС США объявили о плане доведения к 2040-м годам численности ПЛА от 72 до 78 единиц, что потребует увеличения производства в 2030-х годах примерно до 3 лодок в год одновременно с строительство очень крупной ПЛАРБ типа Колумбия. Куда же тут втиснуться австралийцам?

К тому же, этот проект постоянно улучшается. Среди многих улучшений, начиная с лодок Block III (вариант конструкции), они были оснащены двумя пусковыми установками Virginia Payload Tubes (VPT), ;;вертикальными пусковыми ячейками, каждая из которых может содержать шесть ракет Tomahawk Land Attack (TLAM), а также другие будущие ракеты и потенциально беспилотные машины. Последние лодки Block IV были удлинены на 25 м, чтобы включить еще четыре 7-секционных трубы VPT.

Virginia Block IV и V обладают значительно большей способностью к атакам наземных целей, чем Astute, и имеют более современную конструкцию. Но, несмотря на экономию за счет масштаба производства, американские лодки имеют значительно более высокую цену и их экипаж состоит из 132 человек. Например, чтобы приобрести 8 Virginia Block IV или аналогичный, потребуется провести крупную кампанию по набору и обучению. По оценкам, РАН (австралийский ВМФ) нуждается в 2300 обученных подводниках, и для достижения этого числа потребуются годы. Также следует учесть типичный уровень потерь около 30% новобранцев, которые бросают учебу или не проходят квалификацию.

Для более старших должностей процесс еще более требователен: требуется не менее 16 лет с момента первоначального поступления, чтобы получить квалификацию инженера атомной подводной лодки. RN и USN, безусловно, могут помочь в развитии австралийских подводников и предоставить практические возможности в море. Оба флота имеют очень похожие технологии реакторов подводных лодок и процедуры эксплуатации, и персонал РАН получит ценный и соответствующий опыт при обмене с любым флотом, какой бы тип ПЛА в конечном итоге ни выбрали австралийцы.
Окончание следует.


Рецензии