Броненосец Пётр Великий

XIX век стал периодом внедрения последних достижений промышленной революции в судостроении. Рост могущества артиллерии потребовал усиления защищенности кораблей, одним из путей которой стало внедрение железной противоснарядной брони. В 1855 году в ходе Крымской войны французский флот использовал первые броненосцы - плавучие батареи «Лав» (“Lave”), «Девастасьон» (“Devastation”) и «Тоннант» (“Tonnante”). Эти пароходы водоизмещением 1625 т со скоростью 5-6 узлов были защищены железными плитами толщиной около 100 мм на деревянной подложке и вооружены крупнокалиберными орудиями, стрелявшими разрывными бомбами. Эти плавбатареи принудили к сдаче русские укрепления Кинбурна, прикрывавшие вход в устье Днепра.
Французы на этом не остановились и в 1860 году в строй вступил первый пригодный для плавания в открытом море броненосный фрегат «Глуар» (La Gloire), построенный по проекту известного кораблестроителя Дюпюи де Лома. В 1861 году своим броненосцем обзавелись и англичане. Это был «Уорриор» (HMS Warrior). К 1862 году в составе французского флота было уже шесть мореходных броненосцев, англичане имели четыре. Кроме того, в состав их флотов входили также броненосные плавучие батареи.
Первое боевое крещение броненосные корабли получили в ходе Гражданской войны в США (1861-1865). Как со стороны северян, так и со стороны южан в боевых действиях участвовало большое число броненосцев, но в большинстве своем это были маломореходные мониторы, пригодные для применения только на реках и в прибрежных морских районах. Тем не менее, опыт этой войны коренным образом изменил взгляды на железное кораблестроение.
Россия также пыталась не отставать от «новомодных» веяний в кораблестроении, несмотря на значительное отставание ее промышленности, в первую очередь в области металлургии и машиностроения, от передовых стран.
Первым построенным в России броненосным кораблем стала канонерская лодка «Опыт» (1862 год, Балтийский литейный завод Карра и Макферсона). Из-за небольшого водоизмещения корабля (270 т) бронирование (114 мм на 305 мм деревянной подкладке) обеспечивало только защиту единственного 196-мм бомбического орудия. Броня была изготовлена на российских и английских заводах.
В 1863 году в строй вступила построенная в Англии броненосная плавучая батарея «Первенец», а в 1865 году - плавбатарея «Не тронь меня». Ее строительство велось на казенной верфи «Галерный островок» в Санкт-Петербурге по контракту с английским заводчиком Ч. Митчелом. В работах приняли участие и российские инженеры и рабочие, что способствовало приобретению ими опыта современного кораблестроения.
В 1863-1865 годах согласно «Мониторной кораблестроительной программе» для защиты Финского залива на верфях Санкт-Петербурга и в Бельгии было построено десять однобашенных броненосных лодок (тип «Ураган») конструкции американского инженера Джона Эриксона. и одна двухбашенная («Смерч») по проекту английского инженера К. Митчелла. Все они строились из английского железа.
До 1865 года все железо для отечественного кораблестроения, включая броневые плиты, поставлялось из Англии, но в 1866 году Камский и Ижорский заводы смогли обеспечить Морское ведомство необходимым металлом и броней.
В октябре 1866 г. император Александр II издал следующий указ: «Все заказы как военного министерства и министерства путей сообщения, так и других ведомств исполнять внутри государства несмотря ни на какие затруднения или неудобства, которые это могло бы представить на первых порах.» Увы, на долгие годы это осталось только благим пожеланием.
В 1864 году было принято очередное решение об усилении отечественного флота, согласно которому предполагалось построить восемь броненосцев, из которых шесть с башнями Кольза и два – рангоутные мореходные фрегаты.
В 1869 году в состав Российского императорского флота вступили однотипные башенные броненосные лодки береговой обороны «Чародейка» и «Русалка». Корабли строились на верфи «Галерный островок» по проекту английской фирмы. Впервые использовались машины и броня отечественного производства. Увы, это наследие американских мониторов (имею в виду «Русалку»), постигла печальная участь - утонула в Финском заливе в штормовую погоду.
В 1867-1869 годах в строй вступили построенные на отечественной верфи броненосные корабли улучшенной мореходности - башенные фрегаты «Адмирал Спиридов», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев».
Последними построенными кораблями программы 1864 года стали броненосные казематные фрегаты «Князь Пожарский» (1869) и «Минин» (1878). Высокая мореходность этих фрегатов, а также парусное вооружение, позволяли им совершать дальние плавания за пределами Балтики.
В 1866 году контр-адмирал А.А. Попов, посетив американский монитор “Miantonomoh”, выдвинул идею о строительстве башенного крейсера мониторного типа, получившего впоследствие название «монитор-крейсер», способного заменить собой целую эскадру. В январе 1867 года управляющий Морским министерством вынес на обсуждение МТК (морского технического комитета) вопрос о возможности строительства такого океанского монитора.
Доводы Попова убедили не только руководство Морского министерства, но и заинтересовали ряд царствующих особ, которого увидели в «мониторе-крейсере» некое «чудо-оружие» в случае конфликта с Англией. Совершенно непонятно, как такой корабль с ничтожной автономностью можно было использовать на удаленных океанских коммуниуациях!
Летом 1869 года из представленных проектов был выбран оптимальный (по мнению МТК). Водоизмещение по проекту составляло 9462 тонны, две горизонтальные трехцилиндровые паровые машины общей мощностью 9000 л/с должны были обеспечить скорость 14-15 узлов, вооружение состояло из четырех гладкоствольных дульнозарядных 508-мм орудий. Стоимость постройки составляла 3 259 995 рублей.
Отечественные верфи никогда не строили таких больших кораблей, да и во всем мире существовало их лишь несколько. Российские заводы не имели опыта изготовления столь мощных паровых машин, а 508-мм орудий никто еще не производил. В то время самыми мощными в мире являлись 381-мм американские гладкоствольные орудия системы Дальгрена.
Постройку корабля было решено вести «казенными средствами» на верфи Галерного островка с максимальным использованием отечественных материалов и оборудования. Началом работ по постройке считается 20 мая 1869 года, а спустя четыре дня приказом по Морскому ведомству строящийся корабль назвали «Крейсер». 11 июля 1870 года состоялась торжественная церемония по случаю официальной закладки корабля.
Контракт на изготовление двух главных машин системы Модслея общей мощностью 9000 л. с. (1400 нарицательных сил) был заключен с заводом Ф.К. Берда, который обязался изготовить их к 1 апреля 1872 года.
В июне 1871 года верфь посетил знаменитый английский судостроитель Э.Д. Рид. Внимательно осмотрев корпус «Крейсера», он сделал ряд существенных замечаний, которые были учтены при строительстве.
В честь 200 летия со дня рождения Петра Первого приказом управляющего Морским министерством от 30 мая 1872 года «Крейсеру» присвоили новое имя «Петр Великий».
15 августа 1872 года в присутствии «покровителя флота» великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича состоялась церемония спуска корабля на воду.
Одновременно с началом проектирования «монитора-крейсера» под руководством полковника Ф.Б. Пестича приступили к разработке 508-мм дульнозарядного орудия, изготовление которого с комплектом 500 снарядов было поручено Пермскому чугуннопушечному заводу. Проведенные в августе-сентябре 1869 года испытания орудия прошли успешно и в декабре того же года его приняли на вооружение.
Начиная с 1855 года в Англии, а позднее и в Германии, началось изготовление нарезных орудий и под влиянием этого было решено вооружить «монитор-крейсер» нарезными казнозарядными пушками вместо 508-мм гладкоствольных. В 1871 году Артиллерийское отделение МТК получило от Круппа чертежи 12" пушки Круппа. Производство таких оружий решили наладить на Обуховском заводе, который успешно его освоил и в 1873 году опытный образец уже демонстрировался на Всемирной Венской выставке. На вооружение флота они поступили под обозначением 12" пушка обр.1867 г. Кроме 305-мм орудий, корабль вооружили четырьмя 4-фунтовыми (87-мм) пушками, к которым в 80-х годах добавили 37 и 47-мм пятиствольные пушки Гочкиса.
С отечественной броней дела обстояли похуже. Из-за неспособности отечественных заводов поставить ее качественной и в срок, пришлось заказать броневые плиты толщиной 178, 305 и 356 миллиметров британскому завода «Камель и К°». С этими поставками произошла непредвиденная задержка - во время шторма в Северном море погиб пароход “Walamo” с грузом шести 178-мм плит и 72 броневых болтов. В Англии заказали также вспомогательные механизмы и тиковую древесину, служившую подкладкой под броню.
2 октября 1874 года «Петр Великий» вступил в свою первую кампанию, хотя на нем еще отсутствовали орудийные башни, часть брони, мачты, ряд устройств и механизмов. Начались испытания корабельных машин, механизмов и т.д. При этом выявился недобор контрактной скорости, чрезмерный расход угля и ничтожный к.п.д. главных машин. Вдобавок к этому, были отмечены неоднократные поломки гребных винтов французского производства. Поэтому корабль вывели из кампании, которая продлилась всего лишь 12 дней, и поставили в док, где продолжилась достройка, а также произведена замена гребных винтов.
2 июля 1875 года «Петр Великий» года вступил в свою вторую кампанию для испытания механизмов и сдачи корабля в «казну». Вскоре из-за очередной поломки гребных винтов корабль вернули в док для их замены.
После замены винтов продолжили испытания, которые показали неутешительные результаты: поломки гребных винтов продолжились; расход угля почти в четыре превышал расход на аналогичном британском броненосце “Dreadnought”, в то время как паропроизводительность котлов оказалась недостаточной; несмотря на то, что водоизмещение составляло всего 7697 т (по проекту 9462 т), скорость оказалась ниже проектной. 9 октября корабль, так и не завершив ходовых испытаний, вернулся в порт.
Достройка корабля велась ускоренными темпами, так как его намеревались отправить на усиление средиземноморской эскадры из-за роста напряженности в российско-турецких отношениях. Ненадежные гребные винты были заменены на изделия другого производителя.
После проведения швартовных испытаний 14 сентября 1876 года «Петр Великий» начал свою третью кампанию. Испытания артиллерии показали хорошие результаты, но скорость оказалась на 1,5 узла ниже контрактной, а мощность машин ниже на 1300 л.с. Наблюдались частые поломки механизмов, в паропроводах появились свищи и трещины.
Тем не менее, 2 октября броненосец вступил в состав флота (завод Берда обязали в течение недели устранить недостатки), хотя испытания продолжились. Их результаты были во многом неутешительными - возникали течи в паропроводах, что потребовало их полной замены, в топках котлов имелись десятки выпучин.
В апреле 1877 года поход «Петра Великого» в Средиземное море отменили и он был включен в состав броненосного отряда Практической эскадры Балтийского флота. Несмотря на отличный уголь и работу квалифицированных кочегаров, давление в котлах упало с 2,5 до 1,3 кг/см;, что привело с снижению скорости, в цилиндрах главных машин обнаружили трещины. Оказалось, что эти трещины Берд попытался скрыть еще в 1870 году, скрепив их болтами и зашпаклевав. Мощность паровых машин по результатам испытаний 1877 года составила всего лишь 3906 л.с.
25 сентября 1877 года корабль из-за огромного числа неисправностей вывели из кампании. Для увеличения эффективности главной силовой установки рассматривались различные варианты: установка двух дополнительных котлов, замена всех котлов на более совершенные. Остановились на втором варианте, а так как на изготовление новых котлов требовалось не менее двух лет, то в качестве временной меры решили удлинить дымовую трубу, что усилило бы тягу.
Следует отметить, сто силовая установка броненосца была сильно устаревшей: примитивные коробчатые котлы с давлением пара всего лишь 2,5 кг/см; и горизонтальные машины однократного расширения с крайне низким к.п.д.
В кампании 1878, 1879 и 1880 годов состояние машинной установки продолжало ухудшаться. В их конце в топках котлов насчитывалось уже 65 выпучин и множество трешин. Рассмотрев сложившуюся ситуацию, очередная комиссия пришла к выводу, что «котлы капитального исправления не заслуживают». И это на корабле, который многие специалисты считали мощнейшим броненосцем мира!
В сложившейся ситуации об «импортозамещении» и соответствующем указе Александра II решили забыть и 13 октября 1880 года между британской фирмой «Джон Эльдер и К°» и российским Морским министерством был подписан контракт на изготовление двух трехцилиндровых вертикальных машин системы «компаунд» общей мощностью 7000 л. с. с котлами, а также гребных валов и винтов. Общая стоимость контракта составляла 31 тыс. фунтов стерлингов (900 000 руб.), Механизмы должны быть изготовлены не позднее 15 июня 1881 года, а их установка должна занять не более 2,5 месяцев.
19 мая 1881 года «Петр Великий», имея на борту 507 членов экипажа (33 офицера и чиновника, 14 гардемаринов, 6 кондукторов и 455 нижних чинов) покинул Кронштадский рейд и направился в английский порт Глазго. Для бункеровки углем пришлось зайти в германский Киль, так как за этот переход использовали половину его запаса.
2 июля броненосец прибыл на завод Эльдера. На переходе корабль сел на мель и получил серьезные повреждения подводной части, что увеличило объем заводских работ, которые обошлись в 10 756 фунтов стерлингов и заняли две недели.
К 20 января 1882 года завод Эльдера выполнил все договорные работы, включая установку выдвижных носовых минных труб для 381-мм торпед Уайтхеда. 23 января под руководством представителя завода были проведены ходовые испытания. При водоизмещении 9395 т корабль развил среднюю скорость 14,36 узлов (вместо прежних 10,4). Котлы легко держали контрактное давление (4,9 кг/см; вместо 2,6), суммарная мощность обеих машин достигла 8296 л. с. (вместо 3906 л.с.). Промышленность Англии оказалась на должной высоте.
27 февраля был получен приказ следовать в Средиземное море. 28 марта «Петр Великий» стал на якорь на рейде Алжира. На переходе корабль шел со средней скоростью 13 узлов, машина работала безотказно.
Забункеровавшись углем, «Петр Великий» ушел в греческий порт Пирей, где базировалась российская средиземноморская эскадра. 20 мая броненосец посетили король и королева Эллинов Ольга, дочь великого князя Константина Николаевича. Во время пребывания в Средиземноморье корабль совершил заходы на остров Корфу, в Неаполь, Специю, Тулон, Геную, Кадис, провел ряд учений, включая артиллерийские стрельбы.
31 августа 1882 года «Петр Великий» вернулся в Кронштадт, совершив по пути заходы в Лиссабон, Брест и Шербур. За 470 суток похода корабль прошел 11 058 миль.
В последующий десяток лет броненосец нес рутинную службу на Балтике. В начале 1890-х годов начали рассматривать различные варианты его перевооружения. В ожидании решения корабль стоял без орудийных башен, которые сняли в 1898 году. Эскадренный броненосец «Петр Великий» (переклассифицирован 1 февраля 1892 г.) уже считался устаревшим и не представлявшим какой-либо боевой ценности. В первую очередь это относилось к его бронированию и артиллерии главного калибра.
Из-за нехватки средств у Морского министерства, было принято решение переоборудовать «Петр Великий» в учебный корабль Кронштадтского Учебно-артиллерийского отряда.
После переоборудования, длившегося с августа 1903 по май 1908 года, «Петр Великий» превратился в высокобортный, двухтрубный и двухмачтовый корабль, вооруженный четырьмя 203-мм, двенадцатью 152-мм, двенадцатью 75-мм, четырьмя 57-мм, восемью 47-мм, двумя 37-мм и двумя 63-мм десантными орудиями. Была отремонтирована машинная установка с заменой котлов и установкой новых пародинамо.
Модернизированный корабль предназначался для практического обучения и экзаменации слушателей Кронштадтского учебно-артиллерийского отряда – офицеров и комендоров. Курс обучения состоял из 122 различных стрельб, от револьверов до 305-мм орудий.
С 1917 года «Петр Великий» использовался в качестве плавбазы подводных лодок, базируясь в Кронштадте, а затем в Гельсингфорсе. В ходе знаменитого Ледового похода Балтийского флота корабль, во избежание захвата немцами и финнами, 25 - 26 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс, а 11 - 14 апреля 1918 года оттуда в Кронштадт.
Три года Гражданской войны «Петр Великий» простоял в Кронштадте в полном запустении, лишенный артиллерии и многого оборудования, а 21 мая 1921 года его исключили из списков флота и сдали на хранение в Кронштадтский порт, где в качестве «Блокшива № 1» использовали в качестве склада морских мин заграждения.
23 сентября 1924 году, во время одного из сильнейших в истории наводнений в Кронштадте, блокшив выбросило на прибрежную отмель, где он и пробыл целых три года, пока на чистую воду его не снял ЭПРОН.
Во время советско-финской и Великой Отечественной войны бывший первый российский броненосец служил плавбазой минно-заградительных сил флота, а затем - плавучей казармой. 14 марта 1959 года, после почти 90 лет после спуска на воду, корабль исключили из списков судов ВМФ, а позднее разделали на металл.
В отечественной литературе «Петр Великий» часто изображается как некое великое достижение мирового судостроения (из известной темы - «Россия - родина слонов») и самый мощный боевой корабль того времени. По мнению автора, это весьма далеко от истины, но несомненно, это стало важной вехой в развитии отечественного кораблестроения.


Рецензии
Выражаю благодарность автору за детальный интерес к истории ВМФ.

Вячеслав Горелов   28.07.2023 19:49     Заявить о нарушении