Жизнь Уильяма Гершеля

У многих имя на слуху,
как музыканта весьма сложного,
но коль угоден ты Творцу-
нет невозможного!

Из интернета
..................
 Культурный Петербург » Музыка звезд. Astronomy Domine. Откровения Уильяма Гершеля
КУЛЬТУРНЫЙ ПЕТЕРБУРГМУЗЫКА
Музыка звезд. Astronomy Domine. Откровения Уильяма Гершеля
Опубликовано 29.12.2018
Жизнь Уильяма Гершеля радикально изменилась 13 марта 1781 года. 42 летний музыкальный директор английского курортного города Бат в одночасье стал всемирно известным. Славу композитору-экспериментатору принесли отнюдь не его удивительные сочинения, а занятия астрономией, которым он посвящал все свободное время. Упорный многолетний труд позволил провинциальному астроному-любителю совершить первое в исторический период открытие неизвестной планеты Солнечной системы. Достойно восхищения то, что это событие не стало вершиной карьеры Гершеля ученого, а лишь положило начало 40-летней научной работе, полной открытий и экспериментов.

Феликс Равдоникас, прежде чем приступить к своей дипломной работе — органу, сделал молоток для изготовления труб. Уильям Гершель пришел к астрономии через изготовление телескопов. Выбор наилучшего варианта конструкции и фантастическое упорство в работе (по рассказу сестры ученого, Каролины, однажды он шлифовал линзу в течении шестнадцати часов, не отрывая руки) позволили Гершелю создать астрономические инструменты, значительно превосходящие по качеству все, существовавшие на тот момент.

Позднее ученый писал: «Сложилось мнение, будто Уран привел в поле зрения моего телескопа счастливый случай, но полагать так — явная ошибка. Ведь я последовательно рассматривал каждую звезду не только той же, но и много меньшей величины, а потому в ту ночь настал ее черед быть открытой. Я постепенно штудировал великий труд Творца всего сущего и наконец добрался до страницы, которая содержала седьмую планету. Если бы в этот вечер мне помешало какое-нибудь дело, я нашел бы ее в следующий, а телескоп мой был так хорош, что при первом же взгляде на нее я различил диск планеты»

Поразительная карьера Гершеля-ученого совершенно затмила его музыкальные достижения. А ведь на момент открытия Урана Гершель был автором многочисленных сочинений и уже в течение 14 лет управлял музыкальной жизнью города Бат — главного аристократического курорта Англии. Знакомство с удивительным наследием Гершеля-композитора вселяет надежду, что со временем его музыкальные эксперименты и открытия станут не менее известны, чем его научные достижения.

В музыке Гершель проявлял такую же пытливость и дотошность, как и в науке. Собственно, занятия астрономией в каком-то смысле стали следствием музыкальных увлечений. Исполнительская практика (Гершель играл на скрипке, альте, гобое, клавесине и органе) не могла не привести его к теоретическим вопросам (существует неоконченная рукопись трактата Гершеля по теории музыки). Одной из приобретенных книг стал труд Роберта Смита «Гармоники, или Философия музыкальных звуков». Купленная позже «Полная система оптики» того же автора привела Гершеля к изготовлению телескопов.

Назначение на пост музыкального директора в городе Бат помогло Гершелю получить материальные средства, стабильное место обитания и свободное время для серьезных астрономических занятий. Многое ученые, не только в XVIII веке, проводили часы отдыха за музицированием. Гершель же, наоборот, поработав днем музыкантом, вечером бежал к телескопу.

«Мой отец, который был музыкантом, предназначил меня для той же профессии, соответственно я рано познакомился с этим искусством. Чтобы овладеть теорией так же превосходно, как музыкальной практикой, с ранних лет я изучал математику во всех ее отраслях — алгебру, конические сечения, инфинитезимальный анализ и пр.

Ненасытная тяга к познанию проявилась в изучении языков: я овладел английским, французским и латынью; и решительно посвятил себя целиком тем наукам, в которых только и видел свое будущее счастье и удовольствие. Никогда я не был вынужден ни отказаться от этого решения, ни изменить его. Мой отец, чьи средства были ограничены, не мог быть столь либерален к своим детям, как ему бы этого хотелось, и был вынужден так или иначе распоряжаться их судьбой в раннем возрасте: вследствии этого я с пятнадцати лет завербовался на военную службу, где и оставался до девятнадцати лет, когда подал в отставку и уехал в Англию».

В своей автобиографии Гершель слегка лукавит — отставка и отъезд в Англию фактически были дезертирством из действующей армии (шла Семилетняя война). Однако для полкового гобоиста Фридриха Вильгельма Гершеля бегство в Англию стало редкостной удачей. Пародоксальное мышление, трудолюбие и склонность к уединению оказались как нельзя кстати в Британии, культура которой всегда очень отличалась от континентальной.

Стиль работы Гершеля-музыканта был схож с его методом работы в науке. Он всегда обходился имеющимися в его распоряжении скромными исполнительскими силами, подолгу концентрировался на каком-нибудь одном музыкальном жанре, стремился к систематизации своих сочинений. Более того, создается ощущение, что композиторское творчество Гершеля развивалось по некоему предварительно составленному плану.

Насколько позволяют нам судить сохранившиеся и частично датированные сочинения Гершеля, наиболее интенсивным периодом его творчества было время с момента переезда в Англию в 1757 г. до получения должности в Бате в 1766 г. Именно тогда были сочинены все симфонии, большая часть концертов, сочинения для скрипки. В Бате продуктивность композитора резко падает, в основном создаются сочинения для дилетантов (сонаты для клавесина с сопровождением скрипки и виолончели, сочинения для вокальных ансамблей).

Первым жанром, к которому обратился Гершель, был инструментальный концерт. В начале рукописи замечательного Концерта для гобоя и струнных Es Dur стоит дата 1755 год, в конце — 1759. В том же, 1759-м, были написаны и два завершенных альтовых концерта, d-moll и F-Dur (еще один, C-Dur, обрывается в середине третьей части). В период с 1760 по 1764 год были сочинены 4 скрипичных концерта (еще один сохранился в набросках), а в 1767, уже в Бате, были написаны два концерта для органа с оркестром.

Если в обращении к гобою как сольному инструменту нет ничего необычного, ведь в XVIII веке гобой был одним из самых популярных инструментов, то выбор альта удивителен. Можно вспомнить, что в Англии альт (под именем теноровая скрипка) становился все более и более популярен, однако все сочинения для него писались в жанре сонаты с бассо континуо (Флэктон, де Джардини, Блэйк,), да и было это чуть позже. А за пределами Англии, кроме сочинений И.С. и В.Ф. Бахов и Телемана, для солирующего альта и вовсе не писали.

По стилю альтовые концерты Гершеля ближе всего к направлению Sturm und Drang, однако по форме далеки от сочинений в подобном жанре И. Кванца, К.Ф.Э. Баха и Г. Бенды, и скорее напоминают старые concerti grossi с солирующим инструментом.

На сочинение 24-х симфоний Уильяму Гершелю понадобилось всего два года (с июня 1760 по июль 1762). Даже если принять во внимание небольшой масштаб этих сочинений, производительность Гершеля поражает. Судя по всему, композитор изначально задался целью написать именно 24 симфонии. В пользу этого говорит, во первых, то, что позднее он больше не обращался к этому жанру, а во-вторых, авторская группировка симфоний. Все они составляют 4 блока по 6 симфоний в каждой. Последний из них назван в рукописи «четвертая полудюжина» (forth half dozen).

В 1763 году, после двухлетней концентрации на симфониях, Гершель обращается к камерной музыке для скрипки: тогда появились 12 сонат для скрипки и бассо континуо и 24 каприччио для скрипки соло.

Сборник скрипичных каприччио — самое удивительное музыкальное сочинение Гершеля. По своему значению эти каприччио не уступают признанным шедеврам скрипичной музыки. Как и в случае с альтовыми концертами, необычно как обращение к довольно редкому на тот момент жанру, так и его конкретное воплощение.

К 1763 году прошло более 3 десятилетий после издания 12 скрипичных концертов Пьетро Локателли, каденции к которым составили первый цикл из 24 скрипичных каприччио. Однако в последующие годы мало кто писал в этом жанре (из изданных произведений можно вспомнить разве что 12 каприччио Гиймена). Жанр стал популярен уже ближе к концу XVIII века. Каприччио Гершеля имеют мало общего с музыкой Локателли, виртуозность и разработка скрипичной техники не играют здесь особой роли. Скорее, они ближе к сольным скрипичным пьесам Телемана, Румана и, особенно, Карла Гёкха — немецкого композитора, написавшего цикл 24 каприччио для скрипки во всех тональностях, до сих пор не изданного. Кроме художественной ценности, инструктивной задачей этих пьес было развитие фантазии, слуха и вкуса.

Многие скрипичные каприччио Гершеля не превышают по длительности и трех десятков тактов и напоминают скорее прелюдии (например, его же более поздние прелюдии для органа). Некоторые пьесы цикла нарочито механистичны. В целом, от этих каприччио создается ощущение, что они — описание химических и физических опытов. Использование сложных тональностей (es moll, gis-moll, b-moll) – своеобразный акустический опыт. Интеллектуальный подход даже к эмоционально ярким аффектам в этом цикле проявляется наиболее сильно. Некоторые пьесы схожи с путевыми заметками (в эти годы Гершель много концертировал в английской провинции). Музыкальные средства, которыми пользуется композитор, поражают смелостью. Здесь и диссонирующие гармонические последовательности, и энгармонические модуляции, необычные для своего времени мелодические ходы. Каприччио Гершеля позволяют добывить к титулу «отец современной астрономии» звание «дедушки английской психоделии».

Цикл в целом, будучи совершенно скрипичным, оставляет ощущение прорыва в репертуаре для этого инструмента. Прорыва, оставшегося никому не известным.

После переезда в Бат, Гершель пишет музыку, связанную с его родом деятельности. Это произведения для органа (в распоряжении композитора был орган в Восьмиугольной капелле), клавирные произведения, написанные, судя по всему, для учеников (одним из которых была его сестра, Каролина), миниатюры для вокального ансамбля, которые создавались, видимо, к различным праздникам. Среди них наиболее интересны вокальные миниатюры — так называемые кэтчи и гли. В них Гершель, который, скорее всего, был и автором слов, предстает человеком, наделенным замечательным чувством юмора: монолог To be or not to be превращается в анакреонтическую оду, а сцена колдовства из «Макбета» исполняется трио джентльменов.

После смерти Гершеля астрономы среди которых был и его сын, изучили и развили его научное наследие. Музыка же его больше двух столетий ждала своего часа. И этот час настал.
Российской премьерой «Astronomy Domine. Откровения Уильяма Гершеля» закончился XXI фестиваль Earlymusic в октябре 2018 г. в Санкт-Петербурге.
В концерте прозвучали как редко исполняемые сочинения Гершеля, так и совсем неизвестные. Среди них главное музыкальное открытие композитора — цикл 24 каприччио для скрипки соло. Концерт сопровождался проекцией небесных тел и космических объектов на стены пространства Люмьер-Холл.


Рецензии