***

                Николай старший и Николай младший
                Прихватизаторы
                Введение
 История России полна повествованиями о знаменитых личностях: царей, императоров, полководцах, ученых, святых. Если сложить в одну стопку книг о них, а рядом – про обычного смертного (представителя от народа), то первая стопка книг в разы больше. Если о личностях написано все и по нескольку раз, то об обычном смертном - эпизодически, кратко. А ведь он тоже личность, а его поступки порой не подаются осмыслению. Об этом и пойдет рассказ.
 После переворота в стране Советов, осуществленного кучкой демократов либерального толка во главе с бывшим партийным функционером,желающим прославится на века, настало время капитализма с «человеческим лицом». Население СССР не сумела опомниться, как стало приватизатором государственной недвижимости. По началу это было как опиум, все радовались. Потом наступили стадия «отрезвления», так как стало понятно - не для них переворотчики старались, а для кучки избранных. Тем самым народ «кинули в омут как котят, пусть спасаются как хотят». Каждый начал «выплывать» как мог, в силу своих мозговых извилин.
 В советское время все выпускалось по плану,однако не все потребности учитывались Было проблемным что – то построить – сарай, домик, сделать ремонт в жилище. Поэтому мелкое воровство на государственных предприятий процветало. Считалось, что брать от большого куска немножко, это не воровство, а делёжка.
 К слову сказать, что мелкое воровство на Руси – это традиция. Отрезание пальца и другие наказания не отрезвляли. Как писал В. Гиляровский «в банях воров привязывали около входа и каждый входящий мог угодно наказать вора телесно». Но это не останавливала касту мелкого воровского сообщества.
  "Денис Акинфович не доумевал, почему следователь, за отвинчивание одной гайке на железной дороге, хочет посадить его в тюрьму «я отвинтил гайку, чтобы сделать из нее грузило… Свинец на дороге не найдешь, его надо купить, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найти… Мы, Климовские мужики всегда этим занимаемся» (А.П.Чехов).
 Переход от гособственности к частной каждый использовал по своему разумению - если что – то лежит без должного надзора, то это является обьектом прихватизации (то есть взять бесплатно).
 К таким и относился Николай (старший) – пятидесятилетний, мускулистый, синеглазый шатен. Взгляд его был по детски доверчивым, от него так и веяло бесхитростью и простодушием. Но это было обманчивое впечатление первого знакомства. Наши садовые участки находились наискось у перекрестка дорог. Первый контакт с его семьей у меня произошел с его пасынком – Николаем (младшим), двадцати пятилетним, светло - русым, с кожей, не терпящий загара (кожа краснела, пузырилась).
 Николай младший с другом часто проезжали мимо моего участка с тачкой, через некоторое время возвращались нагруженные металлолом. База приема находилась в ста метрах от дач. Вечером аромат шашлыка с соседского участка щекотал ноздри, вызывал слюну.
 Сначала я не придавал значение, где они собирают. Как - то раз Николай младший остановился у забора.
 - Привет москвичам, - сказал он, вытирая пот грязной перчаткой, - если есть металлолом, то возьму.
  «Все про нас знают, - мелькнуло у меня в голове.
 - Кто – то уже раньше очистил мой участок, - ответил я. - Мне надо вывезти диван, кровать, всякую рухлядь, заплачу.
 - У матросов нет вопросов, - браво  ответил Николай, -  через час приду.
 Дело было в том, я весной купил здесь, на малой родине, квартиру и участок на берегу Волги. Однокомнатный садовый домик из шлако - бетонных плит постройки 1960 годов, был завален, склянками, банками, хозяйской утварью - времен «Очаково и покорения Крыма», везде следы мышей и крыс. Продавала его 83 – летняя женщина, после инсульта мужа. Сама она была живая и бодрая, не по годам. Участок был заброшенный. как «Вишневый сад» по Чехову. Два положительных момента было – участок был в десяти километров от квартиры и на участке стояли две толстостенных емкостей по 40 кубических метрах каждая. Вода поступала артезианская, так что проблем с поливкой не было. Когда привел участок в порядок, решил заняться домиком – все выбросить и сделать ремонт.
 Через два часа Николай младший с другом вернулись, накаченные пивом. За час они все вывезли.
 - В хозяйстве все пригодиться, - сказал Николай.
 На следующий день, вечером к калитке подошел Николай старший.  Он стоял, пока я не подошел.
 Давайте знакомиться, меня зовут Николай. Вы из Москвы, я был там на заработках. Можно зайти?
 - Заходи.
 Николай старший, прошел вглубь участка осмотрел все по - хозяйски.
 - Не правильно спланирован, деревья заслоняют посадки овощей, ягод, кустарники. Вымахали так, что заслоняют солнце; а береза своими корнями разрушает фундамент, угол дома скосился, а ветки лежат на проводах. Хозяйка редко бывала, два года не могла продать. Она счастлива, что сбагрила такой участок. (в его глазах читалось недоумение – москвичи и купили такой участок). Здесь надо пахать и пахать.
 - Купил для отдыха, а не для выкалывания до потери пульса, - ответил я. – Мне надо спилить груши, яблони, а сначала - березу.
 Николай осмотрел деревья.
 - Мне дрова нужны для бани, однако высокие, ну не беда и не такие пилил в лесу, главное залезть на первый сук. – А сколько дашь?
 До этого я интересовался у председателя кооператива стоимость таких работ – в пределах трех тысяч рублей за дерево.
 - А ты кому – то здесь пилил?
 - Нет, да и некогда было.
 - Давай по соседске, за березу плачу тысячу плюс дрова.
 - Две тысячи за распил.
 - Грех на пенсионерах наживаться.
 - Николай раздумывал, глядя на меня и на березу.
 Видя колебания, я перешел в наступление.
 - Ты разумей, я же еще рекламирую твою работу.
 - Как это? – с недоумением спросил Николай старший.
 - А так, все кто будет проходить мимо, увидят твою работу и тоже пригласит спиливать. Кооператив большой и много старых деревьев на участках.
 Последний довод сыграл свою роль.
 - По рукам, отремонтирую бензопилу и приду.
 Через день Николай старший в сапогах и плавках стоял у калитки. Приставив деревянную лестницу, проверил бензопилу.
 - Николай, ты без пасынка и страховочного пояса будешь пилить? если что случиться, то я буду отвечать.
 - Будь спок, не впервой.
 Николай старший с бензопилой залез на первый сук и, как обезьяна, держа одной рукой бензопилу, вскарабкался на вершину. Я со страхом смотрел вверх. Когда он спиливал берёзу под корень на земле, пришел Николай младший с тачкой, уже под шафе. Его сопровождал сын -  пятилетний карапуз, бронзовый от загара, голый, босой, с молотком в руке. Он по деловому стучал по забору, где были забиты гвозди. Потом подошла жена Николая младшего - татарочка с чуть раскосыми глазами, всё у неё было обьемно: груди, пятая "точка", бедра. По сравнению с ней Николай младший выглядел мальчиком. Она с интересом разглядывала нас, щелкая семечками.
 Через час -  ни веток, ни поленьев. Проходящие мимо дачники останавливались.
 - Классная работа, - сказала одна мужу, нам тоже надо спилить несколько деревьев. Как я и предсказывал, поток заказов обрушился на него, и не только по распилу деревьев. Теперь он смог достраивать баню и второй этаж для пасынка. Николай младший после работы часто не приезжал, ночевал в квартире. Николаю старший спилил плодовые деревья, сварил вороты, забивал сваи. С начало он взвинчивал цену, но «железной волей коммуниста» я снижал цену в два раза.
 Мы сдружились. Кое - что он о себе рассказывал, соседи добавляли. Николай детдомовец, родом из Мордовии. Окончил начальную школу, строительное училище. Работал в городах средней Волги, в Подмосковье. Семья просуществовала четыре года, дочка отказалась от него. Каким ветром его занесло сюда, он не рассказывал. Жил в съемной комнате, все пропивал. Так и умер бы под забором, если его не приглядела Лена, вдова, на двадцать лет старше его.
 Он полностью устраивал: молодой «жеребец», хозяйственник, все тащит в семью. Из алкоголика она превратила его в трезвенника (женщины все могут, если захотят). Она его привлекла, помимо хозяйственных дел, и к реализации водки, которую ей поставляли дочь, работающая на местном спиртзаводе, травяных настоек, мазей, пищевых добавок с Алтая.
  Как она «отвязала» от спиртного Николая старшего - история умалчивает. Соседки, вдовы завидовали ей. «Раньше Лена была «развалюхой», теперь носится как «кобылица», говорила мне Валя, соседка по участку. Она жила с великовозрастным сыном в двухкомнатной квартире.
  Однако сын Лены шел по наклонному пути, спивался. В семенные раздоры Николай старший не вмешивался, его доли в имуществе не было.
  Поездки с пасынком, в результате которых они возвращались с тачкой, наполненной металлом, оконными рамами, досками, трубами не прекращались. Иногда они быстро возвращались, иногда более двух часов. Все, что привозили, Николай старший сортировал и складывал; доски, бревна, рамы укрывал пленкой. Металлоизделия разрезал и отвозил на базу. Водопроводные трубы, краны предлагал и мне.
 - Продаю дешево, в половину стоимости чем на рынке.
 По стоимости Он меня не обманывал. Как- то раз я спросил его, где он все находит?
 - Прихватизирую, все, что надежно не спрятано.
 Видя недоумение в моих глазах, он стал разъяснять основные положения прихватизации: «частную собственность я не признаю – не смог упрятать, сберечь – пеняй на себя. Мне не важно кто владеет ею, частник или государство». В такую справедливость он свято верил. Летом он «чистил» заброшенные участки, зимой он обходил участки, «как дед Мороз владения свои". Если на участке было несколько кранов, труб, то изымал себе по принципу – тебе половина и мне половина.
  Дачных участков, которые он «обслуживал» было около трехсот, располагались они на окраине кооператива,председатель редко навещал их. Дачники не сомневались, кто ворует, но, кроме соседей, никому не жаловались – боялись последствий, а вдруг подожжёт домик. Богатые ставили камеры наблюдения, Лена, жена Николая, тоже поставила камеру.               
   По мимо него в садовом кооперативе промышляли бомжи, наркоманы. На лето они «снимали» заброшенный домик. Когда приходили мимо на "сьемную квартиру", то останавливались у забора.
 - Здорова, москвичи. – Батя, если что – то надо, поможем, чем можем. Я не отвечал, так как знал чем это закончиться. Обратно они плелись с сумками, наполненными бесплатными дарами природы. Впереди шествовали подруги, загорелые, в шортах, иногда фигуристые, пышногрудые. Они с гордостью выпячивали свой бюст.
  К процессу прихватизации Николай старший приобщил и пасынка – Николая младшего. Сверла, диски, электроды, сварочные рукавицы, очки, моток изоленты, запчасти и отдельные блоки к электроинструментам они не покупали. Когда они попадались на воровстве, то их, по собственному желанию, увольняли, не выдавая зарплату. Чтобы компенсировать денежный ущерб, Николай старший продавал украденное за полцены. Он очень удивлялся, когда я отказывался покупать, говоря, что это у меня есть.
 - Лишнее карман не трет, авось пригодится. – Мне нужны деньги на  достройку второго этажа, на стиралку, холодильник,бани.В планах семьи - купить соседние участки и построить придорожный отель.
 Его выручала древняя традиция – лавки, магазины отпускала в долг жителям продукты, товары, деньги до получке. Николай старший постоянно пользовался этой услугой.   
 В воскресные дни Николай старший объезжал участки, предлагал все, что было приобретено "непосильным трудом".
   Если он никому не смог продать, то считал, что день прошел напрасно.
 Когда рядом с кооперативом начались работы по реконструкции федеральной трассы М5, то для Николая это был Клондайк. По ночам он с пасынком все, что оставляли рабочие на обочине – элементы ограждений, трубы, кабели, арматуру - все это крали и они прятали на чужом, заброшенном участке, на случай проверке (его участок был в тридцати метров от трассы).
 С мая и до середины сентября он ходил в одних плавках, он не знал, что такое простуда, его задубелую кожу не прокалывали комары, мошки. Часто он приходил ко мне за советом по различным делам и так - поговорить по душам.
  Перед моим отъездом, он сказал.
 - Ты для меня стал как отец,- Николай старший прижал меня к себе, - отца я не знал.
 Глаза его слезились. Меня это растрогало, я сам был безотцовщиной.
 Успокоившись, Николай сказал:– Приезжай скорей, за участок не беспокойся, все будет в сохранности.
  Чуть подумав, продолжил:- Возьми с собой литра два водки, продам в полцены, угостишь друзей водкой Жигулевского разлива.


Рецензии