Россия в 17 веке

После преодоления смуты напряжение в обществе усилилось: росли привилегии имущих, развивалась бюрократия, холопство и крепостное право. При правлении Алексея Михайловича начались волнения посадского люда. После введения соляной пошлины цена на соль увеличилась вчетверо (1648 – Соляной бунт). Гнев народа обрушился на начальников приказов Плещеева и Траханиотова и их покровителей при дворе: царского воспитателя боярина Морозова и царского тестя Милославского. Царь уберёг Морозова, сослав в дальний монастырь, а начальников приказов бросили на штыки. Соляной налог был отменён.
Посошную подать заменили подворной (подать стали брать не с количества пахотной земли, а с тяглых дворов). Но казна продолжала нуждаться, так как шли войны с Польшей и Швецией. Стали чеканить медные монеты по цене серебряных, это обесценило деньги и вызвало Медный бунт (1662), который был жестоко подавлен, но чеканку медных денег прекратили.
Степан Разин, донской казак, объединил вокруг себя недовольных. Мятеж охватил всё Нижнее и Среднее Поволжье, южные «украины». Войско Разина вмещало 7000 человек. Когда он взял Царицын и Астрахань, на его сторону перешли даже стрельцы, во взятых разграбленных городах ввели казацкое управление. После захвата Саратова и Самары мятеж принял размах народной войны. «Прелестные письма» Разина привлекли на его сторону тысячи крестьян, посадских, народы Поволжья. Восстание под Симбирском потерпело поражение, богатые казаки выдали атамана московским властям. Самое мощное народное антиправительственное движение 17 века было подавлено.
Для России 17 века характерны различные социально-экономические тенденции: с одной стороны, развивалась и укреплялась крепостническая и барщинная система, менялась внутренняя структура феодального землевладения, консолидировалось господствующее сословие, устанавливались юридические нормы крепостного права; с другой стороны, развивались товарно-денежные отношения, ремесленное производство превращалось в товарное, новые районы страны втягивались в общие торговые связи, росло купечество, создавались мануфактуры.
Новое в экономике заключалось в становлении мелкотоварного производства, в росте специализации районов. Самобытная черта России – использование крепостного труда на мануфактурах. Первые мануфактуры возникли в чёрной металлургии, в солеварении и кожевенном производстве.
Стали проводиться ярмарки (крупнейшая – Макарьевская близ Нижнего Новгорода). Были приняты Торговый устав (1653), определивший единую пошлину для купцов и отменивший ряд внутренних пошлин, и Новоторговый устав (1667), дававший льготы русским купцам во внутренней торговле. Складывался всероссийский рынок.


ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 17 ВЕКЕ
Ключевые позиции во всех звеньях государственного аппарата удерживала феодальная аристократия и верхушка служилого дворянства. Усиливалась самодержавная власть. Происходила консолидация господствующих сословий, опиравшаяся на сближение поместной и вотчинной форм землевладения, на завершение юридического оформления крепостного права. Династия Романовых полностью запретила людям из низший слоёв общества входить в ряды служилого дворянства.
В первой половине века расцвела сословно-представительная монархия, что было связано с деятельностью земских соборов. Новая династия использовала земские соборы для ликвидации пережитков раздробленности, остатков сепаратизма, для борьбы с политическими притязаниями боярской аристократии. Со временем монархия перестала нуждаться в соборах, и заседание в 1653 (обсуждение вопроса о воссоединении России с Украиной) стало последним.
Абсолютистские черты монархии отразились в Соборном уложении 1649, в котором власть и личность царя отождествлялись с государством. Боярская дума постепенно превращалась в высший бюрократический орган государственного аппарата. Возрастало значение царской Ближней думы – узкого круга приближённых, не имеющих чинов (при Алексее Михайловиче она превратилась в официальную Государеву комнату). В 1682 ликвидировали важнейший боярский институт – местничество.
В 17 веке в России насчитывалось около 80 приказов, но постоянно функционировали только 40. В приказной системе не было чёткого разграничения ведомственных функций, ведомственный принцип управления соединялся с административно-территориальным. Отношения между приказами были запутанными и создавали хорошие условия для произвола приказных людей.
Изменения в местном управлении: наместников заменяли воеводами (чаще дворянского происхождения), в руках которых сосредоточилась вся административная, полицейская и судебная власть на местах.

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ
Со времён Ивана Четвёртого власть в лице царя носила сакральный характер, так как её источником был Бог, а ограничивалась она только заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом самодержавию. Лишь юродивые, поддерживаемые церковью и мирянами, обладали всеми возможностями обличать власть.
Церковь и монастыри обладали экономической мощью, эффективным хозяйством, были культурными очагами. Монастыри часто строились в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь могла выставить 20000 ратников и была приобщена к принятию государственных решений. Священный собор принимал участие в работе земских соборов. В годы Смуты патриаршество сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками (трагическая смерть патриарха Гермогена, гибель монахов при защите монастырей, материальная поддержка ополчения).
После Смутного времени роль церкви возросла, так как отец царя Михаила, патриарх Филарет фактически 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия.
К середине 17 века началась переориентация в отношениях государства и церкви (после того, как патриарх Никон попытался поставить духовную власть выше светской). К 1640 в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности среди духовенства, против проникновения светских тенденций в жизнь мирян. Царь Алексей поддерживал эти устремления. Когда в 1652 Никон стал патриархом, его сторонники выступили за то, что исправление книг и служб надо проводить по греческим оригиналам. Сторонники протопопа Аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели брать за основу русские книги. Реформы, проведённые при Никоне, привели к расколу церкви. Аввакум и его сторонники-«старообрядцы» подверглись репрессиям.
Никон стал претендовать на светскую власть, поэтому на церковном Соборе в 1666 был низложен. На этом же соборе были осуждены все противники церковной реформы. Раскол приобрёл социальную окраску. Общим лозунгом раскольников (сторонников Аввакума) стала борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями.
Часть российского общества не приняла церковные реформы из-за социальных проблем: рост налогов, крепостничество. Раскольники считали, что греческое и украинское влияние на русское православие ведёт к утрате духовной самобытности России.

ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
В 1596 (Люблинская уния) образовалась Речь Посполитая, куда вошли юго-западные русские земли. Ещё в 15 веке на них сформировалась украинская народность. Экономическое развитие Украины в 15-17 веках сопровождалось увеличением крупных хозяйств, создаваемых польско-литовскими феодалами путём захвата крестьянских земель.
Польская шляхта, королевская власть и католичество стремились подчинить себе православную церковь. На церковном соборе в Бресте (1596) объявили унию православной и католической церквей. Униатская церковь признавала главенство Папы, но сохраняла православные обряды и церковнославянский язык служб.
Феодально-национально-религиозный гнёт вызвал сопротивление украинцев. В конце 16 века произошло крупное восстание под началом С.Наливайко. Ударную силу выступлений создавали запорожские казаки. Чтобы расколоть казачество, король выдавал жалование части казаков, внесённых в реестр («реестровые казаки»), но и среди них росло недовольство.
Польский король Владислав Четвёртый пытался ограничить запорожскую вольницу, что вызвало в 1648 национально-освободительную войну во главе с гетманом Богданом Хмельницким. Война длилась 6 лет, но силы были неравны, и Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой присоединить к России Украину. 8 января 1654 в Переяславе Рада высказалась за воссоединение. Война закончилась в 1667 (Андрусовское перемирие), к России присоединились Левобережная Украина и Киев.

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ
В Киевской Руси крепостной зависимости не было. Даже закупы или общинники-смерды не были крепостными. В личной зависимости оставались лишь холопы (пленники-рабы, дети холопов и др.), которые разделялись на слуг (занимались домашним хозяйством) и ратных холопов (ратная защита господина).
В удельный период русской истории вотчинники стремились прикрепить крестьян к земле, чтобы получить даровые рабочие руки. Но при раздробленности земледелец мог перебраться в соседние владения, поэтому было невозможно обеспечить реальное прикрепление крестьян к земле или феодалу.
В 15 веке в положении крестьян произошёл перелом. Уровень эксплуатации крестьян резко повысился. Отношения феодалов и крестьян строились на взаимных обязательствах. Усиление эксплуатации и рост числа зависимых крестьян вело к увеличению переходов и побегов. В Судебнике Ивана Третьего говорилось, что крестьянин имеет право покидать землевладельца на протяжении 2 недель (до и после 26 ноября, Юрьева дня). Со временем соблюдать этот закон становилось труднее. Обычно крестьянин считался временным владельцем надела и должен был нести повинности за надел (оброк – денежный или натуральный налог; барщина – работа на землевладельца). Часто взаимоотношения осложнялись ссудами, недоимками. До ухода крестьянин был обязан полностью расплатиться, выплатить «пожилое».
В Судебнике Ивана Четвёртого оформили новый порядок исчисления «пожилого», он зависел от срока пользования землёй. Если пользование было наследственным или длительным, расплатиться с землевладельцем было невозможно. Крестьяне либо смирялись, либо бежали, превращаясь в «гулящих людей». Разыскать беглого на северных, восточных и юго-восточных отдалённых землях было практически неосуществимо, поэтому землевладельцы настаивали на оформлении юридического права распоряжаться трудом селян. Иногда происходил «вывоз» - крестьянин переезжал к другому землевладельцу, который улаживал все дела с бывшим владельцем.
Во второй половине 16 века в России резко выросла потребность в рабочих руках (из-за массового бегства и смертности вследствие голода). Многие дворяне-помещики несли убытки, разорялись и не могли нести военную службу. Более богатые помещики переманивали крестьян к себе.  Так подрывалась поместная система, казна несла убытки (крестьяне были основным податным сословием – «тяглецами»). В 1581 началось новое описание русских земель и были введены «заповедные лета» (запрещён выход крестьян в Юрьев день). В 1597 ввели «урочные лета» - указ о 5-летнем сроке сыска беглых крестьян, а в 1607 правительство В.Шуйского  продлило этот срок до 15 лет.
После сближения поместного держания с наследственным (вотчинным) и ограничения прав крестьян зависимость стала реальностью. В 1649 при Алексее Михайловиче вышло Соборное уложение: крестьян окончательно прикрепляли к земле, установили наследственность крепостного состояния. Феодалы получили власть распоряжаться имуществом крепостного, власть судить и надзирать. Государство и землевладельцы пошли на взаимные уступки и нашли компромисс, в котором страдали только крестьяне. В итоге, крестьяне оказались прикреплёнными и к земле, и к землевладельцу. Помещики взимали налоги с крепостных и передавали в казну, получив безграничную власть. Однако крестьян нельзя было согнать с земли и лишить инвентаря. Уложение 1649 запрещало свободное перемещение всего податного населения и распространялось как на посадских людей, так и на черносошных (государственных) крестьян.
Крепостное право оформилось в России в период централизации власти и становления абсолютизма. Это отличает российское социальное развитие от западноевропейского. В Европе крепостное право существовало не во всех странах и было характерно для периода феодальной раздробленности. Централизация власти там ограничила влияние феодалов и их право распоряжаться крестьянами. Российское государство связало феодальной зависимостью многих своих подданных, пожертвовав нормальным развитием одной части общества ради интересов другой части.

ПЕРСОНАЛИИ:

Аввакум Петров (1620-1682) – протопоп, церковный деятель, писатель. Входил в кружок «ревнителей древнего благочестия» при царе. Выступал против реформ Никона, стал вождём церковного раскола и старообрядческого движения, арестован и сослан. После помилования и возвращения в Москву отказался принять церковную реформу. Лишён сана, сослан и сожжён на костре. Автор почти 100 дошедших до нас работ. Повесть «Житие» - автобиография-исповедь, один из ярчайших литературных памятников 17 века.

Алексей Михайлович Романов (1629-1676) – русский царь. В первые годы правления увлекался идеями религиозно-нравственного исправления общества, пока управление страной осуществлялось Морозовым: воспитателем и родственником царя. Активный участник составления Соборного уложения 1649, создавшего законодательную базу на многие десятилетия. Привлекал в Россию иностранных специалистов. Роль Боярской думы и земских соборов снизилась, затем съезд соборов прекратился совсем. В 1654 создал Приказ тайных дел, подчиняющийся непосредственно царю и осуществлявший контроль над гос.управлением. Первым из царей стал собственноручно подписывать приказы. При нём произошёл церковный раскол. Поощрял промышленную деятельность, купечество. В его правление произошли Соляной и Медный бунты, восстание С.Разина. Расширил границы России: в состав вошли Украина, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Смоленск, Северская земля.

Иоаким (Иван Петрович Савелов) (1620-1690) – патриарх Московский и всея Руси с 1674. Активно боролся против раскола. При его поддержке Киевская метрополия подчинилась московскому патриарху. Поддерживал Петра в борьбе с царевной Софьей. Поддерживал византийские традиции, создал Типографскую школу, Славяно-греко-латинскую академию.

Иоасаф Второй – патриарх с 1667 после низложения Никона. Предал церковному проклятию старообрядцев как раскольников. Поддерживал культурно-просветительскую деятельность иностранцев в Москве, заботясь одновременно о чистоте православной веры. В 1668 составил правила иконописания. Одной из важнейших задач считал миссионерскую деятельность в Сибири.

Иосиф – патриарх с 1642. Архимандрит Симонова монастыря в Москве. Автор ряда богословских трактатов. Издал жития святых. Создал несколько полемических произведений, направленных против католической и протестантской церквей. На Земском соборе 1651 активно поддерживал идею воссоединения Украины с Россией.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-1682) – государственный деятель, дипломат, боярин, учитель и советник царя Алексея Михайловича. Воспитатель царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Первого. Сослан после смерти царя Алексея. После избрания на царство Петра  был возвращён в Москву, но убит стрельцами во время восстания.

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) – первый царь из Романовых. Сын Филарета и Ксении Шестовой (Марфы). Избран царём на земском соборе 1613. После возвращения из польского плена отца разделил с ним власть. При Михаиле наметилась тенденция к ограничению властных полномочий Земского собора, Боярской думы, местных органов власти. В его царствование заложены основы самодержавия.

Морозов Борис Иванович (1590-1661) – боярин, воспитатель Алексея Михайловича. Глава правительства в 1645-48. Финансовая реформа Морозова вызвала бунт в 1648, его отстранили от дел и отправили в ссылку.

Морозова Феодосия Прокофьевна (1632-1675) – боярыня, деятельница раскола, сподвижница Аввакума. Арестована в 1673, вместе с сестрой княгиней Е.П.Урусовой подвергнута пыткам и уморена голодом.

Никон (1605-1681) – патриарх (1652-1666). На церковном соборе 1666 лишён сана первосвященника и сослан в монастырь. С 1676 находился в Кирилловом монастыре, где умер. Основал Патриаршую библиотеку, написал ряд сочинений.

Одоевский Никита Иванович  - князь, боярин, воевода, дипломат. Участник русско-польской войны. Руководил Уложенной комиссией, занимавшейся составлением Соборного уложения. Руководил внешней политикой в 70-80х.

Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1605-1680) – дипломат, боярин, воевода. Участник русско-польской и русско-шведской войн. При его участии подписан Валиесарский договор и Андрусовское перемирие в 1667, за что пожалован в бояре и поставлен во главе Посольского приказа. Руководитель внешней политики в 1667-1671. Сторонник протекционизма в развитии ремёсел и торговли, что отразилось в Новоторговом уставе 1667. Основал верфи на Западной Двине и Оке, мануфактуры, инициатор устройства почты между Москвой, Ригой и Вильно. Сторонник передачи некоторых судебных и административных функций выборным представителям городского населения. В 1672 постригся в монахи.

Питирим – патриарх с 1672. При Никоне – митрополит Крутицкий, после смещения Никона – митрополит Новгородский. Не успел зарекомендовать себя на посту патриарха, так как умер спустя 10 месяцев после избрания.

Разин Степан Тимофеевич (1630-1671) – донской казак, предводитель крестьянского восстания в 1670-71.

Ромодановский Григорий Григорьевич – князь, боярин, воевода. Участник Переяславской рады, возглавлял Чигиринские походы. Участвовал в подавлении восстания Разина. Убит во время московского восстания в 1682.

Ртищев Фёдор Михайлович (1626-1673) – государственный и культурный деятель, ближайший советник царя Алексея Михайловича, возглавлял приказы Большого дворца, Тайных дел и др. Организовал школу при Андреевском монастыре – «Ртищевское братство», предшественницу Славяно-греко-латинской академии в Москве.

Фёдор Алексеевич (1661-1682) – русский царь, сын Алексея Михайловича и его первой жены М.И.Милославской. Ученик Симеона Полоцкого. Владел древнегреческим и польским, сочинял стихи, хорошо знал историю и географию. Отличался слабым здоровьем. Не смог примирить группировки Милославских, Нарышкиных, Одоевских.

Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович (1595-1657) – гетман Украины, в 1654 возглавил Переяславскую раду, объявившую о воссоединении Украины с Россией.


Рецензии