О Редсовете

В доперестроечной РГДБ важной ее частью был редсовет, о котором многие из нас вспоминают сегодня с большим уважением и благодарностью. Вот, как всё это виделось «с моей колокольни». Любое заседание редсовета было экзаменом, определявшим, кто чего стоит, причем, и для авторов, и для рецензентов. Поэтому уровень выступлений был традиционно высоким. Я бывал там в обоих качествах, хотя и нечасто. Обычно присутствовали главные специалисты в зависимости от обсуждаемой работы и обязательно кто-то из библиографов. Назову тех, кого нельзя не назвать. Это, конечно, И.Я. Линкова, выступления которой хотелось слушать и цитировать; редактор «от бога», мягкая, но точная Е.И.Фадеева, доброжелательный Г.Л. Смоляк и подчеркнуто-язвительная В.Г. Валькова, строгая Л.А. Маликова и ответственная Е.И.Голубева. Не могу сказать, что все они всегда были правы, но именно они задавали высочайший уровень обсуждения. Из библиографов самой дотошной была А.Я.Смоляк, которая относилась ко мне снисходительно, но после ее замечаний я в любой редакции чувствовал себя, как за каменной стеной.
Фактически редсовет был Ученым советом, какие есть во всех вузах и НИИ, и Л.М. Жаркова как руководитель «идеологического учреждения», методического центра России требовала, чтоб все печатные материалы сотрудников проходили через редсовет. Конечно, это было оправдано, хотя я лично не припоминаю, чтоб обсуждались, например, книжки И.Я. Линковой или «слишком частые», по мнению директора, публикации в «Семье и школе» Галины Румянцевой, зато мои работы, особенно первые, рассматривались, по-моему, регулярно.
На редсовете, в основном, обсуждались рукописи, но не только. Я, например, хорошо помню, как еще в старом здании Жаркова неожиданно собрала редсовет для прослушивания моего будущего выступления по работе с научно-познавательной литературой - теме, как она считала, новой для меня. Я сразу понял, что она хочет определиться со мной, и для этого, как обычно, выслушать разные мнения (в моём случае Л.Н. Колтуновой и Г.Л. Смоляка). А у меня для начала была заготовлена красивая цитата Феликса Лева о различии познавательных интересов взрослого и ребенка (про айсберг, который не «кувыркивается»). И я ее выдал, прямо глядя на Жаркову. «Здорово?» - говорю. И она неожиданно даже, кажется, для себя и остальных радостно кивнула. После этого настрой редсовета стал однородным… и т.д. Приятно вспомнить  .
Сказать, что на редсоветах не всплывали профессиональные трения и личные обиды, а то и неприязнь, не могу. Всплывали, хотя и не часто, тем более в присутствии Жарковой. Был, правда, забавный случай, причем, именно при Жарковой. Обсуждали какую-то работу Георгия Армадерова. Работа отличная, замечания мелкие, обсуждать было нечего, пора заканчивать. И вдруг дверь открывается и входит всегда опаздывавший Б.Г. Умнов. И все притихли, зная, что совсем недавно он по совершенно дурацкому поводу налетел на Жорика с кулаками. Сел. Жаркова ему: «Борис Георгиевич, мы уже все высказались. Если у Вас есть, что добавить - пожалуйста». И Боря добавил: работа сырая, бездоказательная, публикация ее была бы крупной ошибкой и т.д. Все заулыбались и начали успокаивать Жорика, который полез возражать по пунктам и намекать на, «если понадобится», мужской разговор. Ну, и Жаркова от греха подальше объявила результат для протокола и закрыла обсуждение.
Этот редсовет был, по-моему, одним из последних. Наступали новые времена. Ответственность за публикации стала более индивидуальной, ушли, кто на пенсию, кто насовсем, и Лидия Михайловна, и те, мнению которых она доверяла. Так что редсовет, можно сказать, умер своей смертью, но, я уверен, вошел достойной страницей истории нашей библиотеки.


Рецензии
Любовь Устинова-Шашкова
Оооооооооо.... Я помню эти замечательные редсоветы! Мне из приемной было все видно и слышно! Спорили все горячо, проникновенно, со знанием дела! И когда раздавалось знаменитое Алевтины Яковлевны Смоляк: "Подождите, подождите!" - пыл на время утихал! Даже про обед забывали! Но когда ввели талоны на питание - редсовет обычно заканчивался к обеду. Помню, как в старом здании библиотеки Лидия Михайловна заглянула ко мне в рукопись. Я печатала очередной материал Гали Румянцевой в журнал "Семья и школа". Лидия Михайловна поинтересовалась - угощает ли меня Галя пирожными? Я в свои 17 лет очень удивилась - за что? Лидия Михайловна вошла в методический, о чем-то поговорила с Галей и обед мне Галя принесла 2 эклера. Мне и в голову не приходило, что за статьи в журналах сотрудники получали дополнительные деньги.

Марк Бродский
Любовь Устинова-Шашкова, да, интересный факт, точно характеризующий нашу "маму". Тут ведь мог быть скрытый момент, о котором ты могла не догадываться. Жарковой не нравились Галины постоянные приработки, но и запретить их она не могла, т.к. Галя план выполняла. Но повод ущипнуть ты, не догадываясь, подала. Кстати, именно Галя меня познакомила с С.И. Сивоконем, тогда еще не главредом "Семьи и школы".

Oksana Kabachek
Редсоветы не умерли: периодически специалистам рассылали новые сборники РГДБ на рецензию и пр. Даже новое, последнее, начальство (зам. директора по науке) собирало в своем кабинете людей. Но это как-то уже без души было, формально, для протокола, не запомнилось.

Марк Бродский
Oksana Kabachek Да, помню. Была попытка реанимации. Обсуждали, кажется Библиогида, и я, помню, что-то восторженное сказал о неизвестной мне Оле Виноградовой. Так что, у нас с тобой, как в анекдоте: "И ты прав, и ты прав"😏 Да, редсоветы умерли, ну а внутреннее рецензирование - это, сама понимаешь, уже нечто другое.🙂

Oksana Kabachek
Марк Бродский Там не только рецензирование было, собирали и живых людей в кабинет (в основном заведующих) для какбэ коллективного решения по поводу сборников РГДБ и пр. Но отсутствие, как правило, тех специалистов, кои не были заведующими, сказывалось! Все-таки старая РГДБ была демократичней, там уважались все достойные люди-профессионалы, несмотря на их текущую должность. А тут должностная вертикаль и всё. 🙂

Вера Семёнова
Первый редсовет – первые слезы. Начинала я работу в области рекомендательной библиографии с беседы о книгах по ботанике для указателя «Новые горизонты» из серии «За страницами вашего учебника». С небольшими замечаниями её одобрили в отделе, и я спокойно шла на редсовет. Заведующие отделами тепло высказались о пособии в целом и отдельных работах. Жаркова слушала обсуждение с непроницаемым лицом. А когда все кончили выступать, зачитала письменную рецензию на указатель, присланную гуру библиографии научно-познавательной литературы, профессором МГИКа Иваном Владимировичем Иноземцевым. Она была отрицательной. Особенно досталось ботанике. Юный автор заплакал, а Жаркова заявила: «Знали бы вы, как я плачу дома, когда работа идёт плохо!» Я решила, что моя карьера в роли рекомендателя завершилась бесславно. Но редсовет постановил: «Доработать пособие!» А у меня опустились руки. И тогда Елена Ивановна Фадеева взяла на себя роль донора: что-то сократила, показала, как улучшить отдельные фрагменты… На этом превратности с ботаникой не закончились. При верстке моей главы осталось свободное место в тексте и в издательстве его заполнили от себя, исказив написанное. Так вот с неудач начинался мой путь в рекомендательную библиографию.

Oksana Kabachek
Вера Семёнова Гады и редиски! А ты - профи. Первый блин комом, по пословице. Боевое крещение. И спасибо Е.И. Фадеевой.

Марк Бродский
Вера Семёнова, я этого И. В. Иноземцева помню. Стыкнулся с ним на каком-то Круглом столе: разошелся диаметрально в определениях науч-поп, науч-худ и проч. По-моему, он был не злым мужиком. Не могу себе представить, чтоб он душил-валил студентов, но перцу в рецензии подсыпать «для весу», наверное, мог. И потом, ты, как «юный автор», могла и не знать, что зав. кафедрой во МГИКе у него была Т. Д. Полозова - близкая подружка Жарковой. Так что, Вера дорогая, всё, как говорится, «было схвачено».😄
Ну, а о Е.И. Фадеевой мне нечего добавить. Все свои восторги я уже изложил.🙂

Вера Семёнова
Да, но в отделе ситуация после редсовета была очень тяжелая для авторов и редакторов. Наша отдельская поэтесса Тамара Лазаревна Димитрова откликнулась на это событие стихотворением, начинавшимся так: "Велись бои суровые за "Горизонты новые" 😊
О РЕДСОВЕТЕ. http://www.facebook.com/groups/457816358110137/posts/663885177503253

Марк Бродский   14.04.2023 13:52     Заявить о нарушении