Последнее партсобрание в РГДБ

1990 год. Разгар Перестройки. Летом, прямо на XXVIII Съезде КПСС Борис Ельцин объявляет о выходе из партии. Тогда же из КПСС выходит Иван Полозков и создает свою КП РСФСР. А в нашей б-ке в том же году, но в начале, затащили в КПСС Жорика Армадерова. Партийность была ему на фиг не нужна, как и любые карьерные соображения (он уже был зав. отделом). И мы со Смоляком его отговаривали. Но на него сильно давила Л.М. Кулаева, выполняя настойчивые рекомендации райкома, и Л.М. Жаркова, которую он очень уважал, и она к нему относилась, как к сыну. И «маме» он отказать не мог. (Кстати, он первый, кто стал ее так называть  ).
И вот осень 1990 года. Партсобрание в актовом зале. Последнее, как потом оказалось. Кулаева уже благополучно уволилась, бессменный зам. секретаря по идеологии Е.П. Девятова ушла на пенсию и отсутствовала. Сидят: К.В. Кузьмин, Л.А. Галкина, еще кто-то из пенсионеров, мы со Смоляком, Верой Семеновой, Наташей Зинчук, Жориком, еще кто-то, Жаркова, конечно. На повестке дня два вопроса: 1. Кто мы: горбачевские или полозковские? 2. Выборы секретаря партбюро. Кого? На оба вопроса ответов нет. За Горбачевым аппарат, дребезжащий, но привычный, за Полозковым «не поступившиеся принципами», но вроде как раскольники. На пенсионеров было жалко смотреть. И только это побудило меня сказать: «А чего нам выбирать? Давайте будем партийной организацией РГДБ». Не шибко умно, но возражений не последовало. Более того, «на безрыбье» новым секретарем парторганизации сделали меня. Так что я де факто – последний, избранный на эту должность. (Интересная деталь. После собрания, как мне рассказывала Лидия Михайловна, ей позвонила Е.П. Девятова, не поверившая в моё бескорыстие, но и не понимавшая, зачем мне это надо: льгот-то привычных и хорошо ей известных уже не было никаких. На что Жаркова попросила ее мне не звонить, чтоб «ничего не испортить»).
Чем я занимался как секретарь уже не помню. Ходили с Л.М. Жарковой на какие-то собрания в райком, устроили в б-ке вместе с Олей Андреевой и Жориком Армадеровым для всех желающих обсуждение какой-то статьи В.И. Ленина (по-моему, интересное. Г.Л. Смоляк пришел нас послушать, что-то сказал и сразу ушел) и т.п. А где-то в январе-феврале 1991-го Жорик подошёл ко мне и говорит: «Марк, извини, но я выхожу из КПСС. Вот заявление». А я ему: «Чего извиняться-то? Я с тобой». После этого у меня состоялся памятный разговор с нашей мудрой «мамой» (я о нём писал см. ), и забавный с инструкторами райкома КПСС (я ж всё-таки секретарь партбюро!). Почему забавный? Потому что они меня спросили: «Как же вам не стыдно: партия столько для вас сделала, а Вы ее бросаете в трудную минуту?». А я им ответил вопросом на вопрос: «А вы меня ни с кем не путаете?». С тем и разошлись. Парторганизация еще оставалась и окончательно исчезла в августе 1991-го. Но это уже следующая страница истории нашей библиотеки.


Рецензии
Наталья Малахова
Как-то Жорик ко мне приехал, я еще в библиотеке не работала. Достал бутылку водки, оказалось - в партию вступил коммунистическую. Приехал спросить, не плюну ли я ему за это в морду. Я сказала, что из-за такой дряни с друзьями не ссорюсь, а его совесть накажет. Он переживал, кажется, недолго, при первой возможности соскочил.

Марк Бродский
Спасибо, Наташа. Верю 100%😃

Вера Семёнова
Наталья Малахова Всё жду, когда Наташа напишет о Жорике, с которым знакома с института.

Марк Бродский
Да, Наташа, пора😊

Наталья Малахова
И напишу. Как-то стоим мы на втором курсе под расписанием. И вдруг Жорка начинает дико ржать. А отсмеявшись заорал: "Смотрите, мы изучаем то, чего никогда не было и быть не может". Курс назывался "Советская литература дооктябрьского периода". Заметил только он. А вел замечательный Алексей Николаевич Терновский, любимый преподаватель Коваля, Кима, Фоменко, Визбора... Но это мы узнали только из некролога, который написал Ким.

Любовь Устинова-Шашкова
Гера был замечательный! Добрый, внимательный, веселый! Мы иногда бывали на субботнике в филиале на Якиманке. Потом гуляли по Москве или Гера приглашал к своим друзьям. Про партсобрания я ничего не помню. Осталось только в памяти, что на партсобрания шли очень важные те, кто был прежде комсомольским вожаком. Мы с Наташей Петровой отвозили еду и сигареты на баррикады. Была мечта - работать с утра до ночи и, наконец-то, получать хорошую зарплату. Не сбылось!

Последнее партсобрание в РГДБ. http://www.facebook.com/groups/457816358110137/posts/808822963009473

Марк Бродский   14.04.2023 14:49     Заявить о нарушении