РГДБ после августа 1991 года

Про танки, солдат в машинах под окнами и праздновании победы в комнате В.Г. Вальковой я уже писал (см. http://proza.ru/2019/12/09/1953). Что было дальше? Работали. Кто-то в б-ке решил на крыльях Победы «разрушить мир насилья» в РГДБ и утвердить «демократические принципы руководства». Появился даже совет трудового коллектива, поставивший себе такую задачу. Закончилось всё, как и ожидалось, ничем после первых же шагов. (К слову сказать, в эти дни я позвонил М.Д.Афанасьеву узнать, как с СТД у них в Историчке. Он мне ответил буквально следующее: «Знаешь, по-моему, что-то есть, но я не интересовался») 
Ну, а потом начались «лихие девяностые». 9000 кв. метров в центре Москвы, да еще предусмотренные проектом типография и кафе для сотрудников и читателей. Лакомый кусок. Я слышал от Лидии Михайловны, как к ней в кабинет заходили разные нахрапистые люди с настойчивыми предложениями о переселении, «уплотнении» и проч., как она боялась и за себя, и за нас. Но не дрогнула «мама», проявив и мужество, и талант руководителя: советскими методами добилась строительства здания и отстояла его в новых условиях. И даже кормила нас: договорилась с Министерством об условиях аренды, и мы какое-то время обедали в кафе за счет заведения. Какие аргументы она находила? Как доносила их до нужных ушей?   
А та история с вывеской «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА»? Всё в духе того времени: вдруг она исчезла с фасада аккурат в ночь на 27 мая 1995 года, первый День библиотек. Взяли и сняли по прихоти не помню какого банка, расположенного в нашем здании. Первым всполошился Г.Л. Смоляк и начал обзванивать все известные ему СМИ. Жаркова по своим каналам. И назавтра новая вывеска была на старом месте, о чем известил своих избирателей сам Ю.М. Лужков. До нового президентства оставалось чуть больше четырех лет.


Рецензии
Евгения Куликова
Потом приходил какой-то депутат и очень расстроился, что вывеску уже повесили на место. Он хотел заработать себе репутацию на нашей вывеске.

Вера Семёнова
Марк Аркадьевич, я не согласна, что все в библиотеке чувствовали себя как во время Дня Победы. Многие были растеряны, насторожены, испуганы или критически относились к переменам. В комнате Вальковой праздновали победу, а ко мне в комнату прибежала заплаканная Лена Шапочник, входившая в партбюро. К ней подошла одна наша сотрудница и заявила в оскорбительном тоне: "Давай распускай свою шайку!" Имелась в виду партийная организация РГДБ. Я как коммунист ощутила буллинг. Злорадствовали прежние друзья (не буду называть по имени): "Вот вы, коммуняки, нас обманывали, вас скоро будут на фонарях вешать!" Я в это время очень страдала, что в библиографические пособия мне приходилось вносить коммунистическую идеологию: решения съездов и т. п., но меня очень мудро утешил мой тогдашний друг, философ из Петрозаводска, который написал, что для библиографа это обязанность, а не вина. Те, кто был на баррикадах ходили как герои. Миша Покровский каждому встречному говорил: "Моя мама защищала Белый дом!". Появился культ Ельцина. Как говорила моя знакомая: " Я верю только Ельцину!". Потом она также пламенно восторгалась Жириновским. Кузьменкова и Валькова написали письмо Ельцину: "Ельцин, защити детство!" И, кажется, собирали подписи в библиотеке. А одна женщина из методотдела, чье имя не помню, после путча уволилась, сначала пела в церковном хоре, а потом ушла в монастырь. А перед тем, как сделать этот шаг, пришла в библиотеку, увидела меня около гардероба и протянула мне свой партбилет: "Верочка, прошу вас передать его в партбюро..." Что я и сделала. Очень достойно держалась Наташа Зинчук. Я её спрашивала: как она относится к осуждению коммунистов, страдает ли, что сама была коммунисткой. Она ответила, что быть коммунистом для неё значило отлично выполнять свои обязанности.

Марк Бродский
Вера, спасибо тебе за уточнение. Всё так и было, как ты пишешь. И не только у нас в библиотеке. И злорадство было, пока новое было новым, и никто еще не знал, что такое ваучер. Да и таких уж провластных «коммуняк» у нас не было, а те, что были к тому времени исчезли. Был Геннадий Львович Смоляк, сохранивший свой партбилет, и не скрывавший этого. Но я не могу себе даже представить, чтоб кто-то из наших не то, чтоб сказал, вслед ухмыльнулся бы ему. Была Наташа Зинчук, которую я, как и ты, очень уважаю. Вот моё уточнение на твоё. И оба, мне кажется, делают наши представления о ситуации в РГДБ в августе 91-го более объемными.

Любовь Устинова-Шашкова
Когда пропала вывеска ГРДБ Лидия Михайловна очень расстроилась! Это мягко сказано! Лицо ее посерело мгновенно! Я целый день бегала на почту и отсылала телеграммы в разные инстанции. И мы победили!
Времена Ельцина - и жизнь, и слезы, и любовь! Лучше не скажешь! Помню, как я отбивалась от просьбы профкома поехать за стоптанными сапогами и туфлями для сотрудниц нашей библиотеки в какой-то "благотворительный фонд"! Я даже не представляла, как всем угодить и подобрать по размеру, цвету и фасону эти "подарки". Как в темноте на задворках библиотеки разливали по 3-х литровым банкам подсолнечное масло, которое где-то по великому блату раздобыл зам. директора Бубнов! И как эту банку мне чуть не прищемил турникет на станции метро "Октябрьская-радиальная" Если бы банка разбилась сколько бы вещей было бы перепорчено! До сих пор с ужасом вспоминаю этот момент. А как нам какие-то "благодетели" подарили просроченный аспирин-шипучку. Не поверите, я до сих пор бросаю его в воду для букетов цветов! Шипит как новый! Зато очень порадовала 5-ти килограммовая банка сухого молока! Теперь в ней я храню сахарный песок. А в каких очередях мы стояли в нашем гастрономе! Хоть что-то купить на талоны! И какой дорогой подарок нам сделал Василий из АХО - к Новому году добыл куриные окорочка! А как умело в секторе учета председатель профкома Валентина резала мясо на всю библиотеку! А столовая в библиотеке вначале была замечательная! Были даже заказы с соленой горбушей. Мы так радовались, что сбылась наша мечта и в библиотеке есть столовая! И читателям очень нравилось - они могли попить чаю с вкусными булочками. А когда столовая стала "чужой" - официанты были очень строги с нами - ножей не давали, "не положено". Помню, как мы пытались в грибном супе найти грибы. Официант очень удивился - задаром и грибы!? Грибы будут подавать вечером в ресторане уважаемым людям... Марк! Меня наша столовая очень выручала в лихие 90-е! Без нее я бы совсем пропала. Мне разрешали даже оставшийся хлеб забирать. Друзья! Пишите кто что вспомнит! Ведь наша дружба и взаимопомощь в библиотеке помогла нам выжить в то страшное время!

Марк Бродский
Люба, а ты помнишь историю с коньяком из Молдавии? Знакомый моего зятя решил подзаработать и привез в Москву разливной коньяк прямо с винзавода (у них там были проблемы со сбытом). Саша меня и спрашивает: «М.А., нам коньяк не нужен? Очень хороший и очень недорогой». Я у него: «А сколько можно?». Он: «А сколько хотите». Я к Жарковой (у нее как раз юбилей был через месяц) и говорю: «Лидия Михайловна, …» - далее по тексту. Короче, она заказала литров восемь. У Смоляка реакция та же, только масштабы поменьше. Но самое ужасное, что ко мне повалил народ, и я не знал, что делать. Откажешь – обидятся. Недольешь – обидятся. А как «поймать» 20 грамм (рюмка!), если переливаешь из пластиковой 5-литровки в литровые тоже пластиковые? А товар-то специфический. Кто-то на меня стал уже посматривать понимающе. Разливал, чтоб так не «посматривали». Естественно, не хватило. Докупал еще на свои.

Наталья Малахова
А я помню, как в отделах дежурный получал половники каши по числу сотрудников в кафе. И мы имели горячую еду. Каждый день! И благодарна Л.М. до сих пор еще и за это.

РГДБ после августа 1991 года http://www.facebook.com/groups/457816358110137/posts/821871221704647

Марк Бродский   14.04.2023 15:33     Заявить о нарушении