Работа кафедры геофизические методы исследований
РАБОТА КАФЕДРЫ ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Нынешняя система высшего образования (и в первую очередь технического) представляет собой сложную модель, состоящую из многих качественных атрибутов и количественных показателей. Учебный процесс в ней - это большая сложная подсистема, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, отношений, связей составляющих её компонентов. Нынешний учебный процесс сейчас представляет собой довольно сложное структурное объединение различных подсистем, участвующих в обучении.
Среди важнейших показателей учебно-воспитательного процесса, безусловно, ведущим компонентами структуры являются методы обучения, в конечном итоге определяющие результаты образовательного процесса, т.е. степень его эффективности в определенном учебном заведении. Наш анализ эффективности действия тех или иных факторов (сил) на окончательный результат учебного процесса показал, что одним из эффективных средств подготовки специалистов является качественное проведение геофизических практик, как учебного, так и производственного характера, причем рассматриваемых нами в единстве, т.е. когда один вид практики, как бы дополняет другой вид, являясь его своеобразным продолжением.
С самого момента своего образования ( 1944г.) на кафедре «Геофизические методы поисков и разведки МПИ» (СазИИ, СазПИ, ТашПИ, ТГТУ) стали уделять должное внимание многим компонентам учебного процесса, и, в первую очередь, практикам (учебным и производственным), где в полевых, сначала в учебных полигонах, а затем и в производственных условиях студенты специальности закрепляли бы свои теоретические знания, и одновременно бы приобретали умения, навыки и другие качества, крайне необходимые, как в самой жизни, так и на реальном производстве (тресты, ПГО, ГРЭ, партии, проектные и научно-исследовательские институты).
Надо сказать, что в учебно-производственных практиках тогда преподавательский состав кафедры видел основную компоненту геофизического обучения студентов; на учебные геологические, геофизические (три практики), производственные (первая, пред-дипломная) на кафедре делали основную ставку. Именно на таких вот практиках и формировался будущий квалифицированный специалист по геофизическим методам исследований.
В начальные годы существования кафедры, когда территория Средней Азии представляла собою в геологическом отношении «белые пятна», студенты специальности сбивались в полевые отряды и даже партии (на кафедре функционировала постоянно действующая тематическая партия) и по заявкам определенных министерств и ведомств выполняли широкий спектр геофизических исследований. В далекие (40-50-60-е) годы, многие студенты кафедры, с ранней весны до поздней осени ( пока длился полевой сезон) работали в полевых партиях, приобретая нужные производственные навыки (работа операторами, обработка материалов разного назначения, ремонт и метрологическое обеспечение измерительной аппаратуры, геофизическая и геологическая интерпретация получаемых результатов, участие в составлении разного рода геофизических карт, участие в написании отчетов, к чему их привлекали их наставники и руководители, бывшие в те годы попутно и действующими работниками ряда предприятий республики).
Благодаря совместной деятельности окончивших вуз и новоиспеченных практикантов «белые пятна» геофизической изученности постепенно исчезали на перспективных территориях Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Южного Казахстана, и, в первую очередь, почти на всей территории Узбекистана.
60-90гг. были «золотым периодом» в деятельности, как самой кафедры, так и в вопросах проведении учебных геофизических (первой, после 2 курса, второй, после 3-го курса, и третьей после 4-го курса) и на продолжительных производственных практиках (12 + 16 недель). На учебных геофизических практиках студенты проходили хорошую школу подготовки к работе на реальном геофизическом производстве. Они на таких практиках проходили все стадии ведения работ, начиная от рабочих разных разрядов и кончая операторами определенных видов геофизической техники, и составителями отчетов в т.ч. и серьезного типа (с элементами качественной и количественной интерпретации). На производство же уже приходили, в целом, неплохо подготовленные практиканты, которым было под силу выполнение самых сложных трудовых операций. География мест производственных практик -это практически весь бывший СССР: от Камчатки, Сахалина, Дальнего Востока до Архангельска, Полярного Урала на севере, Украины на Западе, Закавказья и Термеза на юге…и это не считая среднеазиатских объектов .
С началом 90-х годов ситуация на кафедре по подготовке квалифицированных и компетентных кадров резко ухудшилась по ряду причин (объективным и субъективно-необъяснимым) Особенно это стало четко заметно, когда перешли на западную двух-ступенчатую модель обучения (бакалавр – магистр). Существенно уменьшились сроки всех видов практик (учебных и особенно производственных (в т.ч. и предвыпускной)): прекратили свою деятельность ряд геопредприятий страны, не предоставлялась возможность посылать практикантов за пределы республики. В результате чего резко снизились многие позитивные показатели, имевших место ранее: мотивация студентов к учебе, качество их подготовки, отношение многих лиц к самим практикам и др. Выдаваемая «на гора» вузовская «продукция» стала во много раз хуже качеством, чем та, что была в трудные послевоенные годы. И с этим едва ли можно мериться, тем более что современной геологоразведочной службе приходится решать более сложные задачи: искать полезные ископаемые на значительно более глубоких горизонтах и рудные зоны едва отличимых по содержанию полезного компонента от вмещающей геологической среды.
Пришлось менять стратегию и тактику всего учебного процесса, делать ставку в обучении на другие виды учебных работ. Больше стали ориентировать студентов на выполнение СРС (самостоятельная работа студентов), для этого стали писать и издавать учебно-методические пособия (печатные конспекты лекций, практикумы, методические указания и пр.) не только теоретического характера (чтобы уменьшить время на ведение конспектов студентами), но и практикумы для выполнения лабораторных работ (и определенных видов исследований творческого характера). Перенесли проведение ряда практических занятий полевого характера на специальные модели и в парковую зону вуза (вблизи факультета). Начали практиковать также проведение занятий прикладного характера в лабораториях ряда НИИ и в некоторых производственных организациях.
Упор в математических расчетах стали делать на компьютерную технику. Попутно осуществлять обработку геофизической информации по специальным программам, которые приобретали у известных специалистов,
Больше времени на лекционно-практических занятиях стали направлять на показ учебно-научных материалов с помощью компьютеров, сочлененных с видеопроекторами.
Стали приглашать на обзорные лекции специалистов научных учреждений и производственных предприятий. На учебных полигонах стали проводить наблюдения с арендованной техникой нового поколения и увязкой геофизических данных с элементами геологической ситуации данного района. Большее внимание стали уделять методическим вопросам проведения измерения геофизических полей разной физической природы.
На производственных практиках больший упор стали делать на ознакомительные экскурсии и знакомством с передовыми приемами выполнения геофизических операций. На предвыпуской практике главный упор сделали на работу студентов-практикантов в геол.фондах и на добор необходимого геолого-геофизического материала для написания ВКРБ ( выпускная квалификационная работа бакалавра). Для ряда студентов начали практиковать работу на полставки в ряде научных и производственных организациях.
Дело в том, что человечество уже несколько десятилетий тому назад перешло в принципиально иную эпоху своего существования. И эта новая эпоха требует совсем иной, чем было до того организации об¬щества, его экономики, социальной, культурной его жизни, в том числе организации всей сферы образования.
Если раньше основную роль играли природные ресурсы страны, давая тем или иным государствам сравнительные преимущества в системе ми¬рохозяйственных связей, то ныне на первый план выдвинулся уро¬вень развития людских ресурсов – знание, творчество, мастерс¬тво, умение в широком смысле слова. Уже в ближайшие десятиле¬тия, когда перед мировым сообществом встанет множество новых, ранее неизвестных, но острейших проблем, роль знаний и творчества, без которых их не решить, неизмеримо возрастет. На переднем плане исторической сцены окажутся те страны, те народы, которые будут способны обеспе¬чить более высокий уровень образованности, воспитанности и мастерства людей во всех его проявлениях, способности к поиску оптимальных путей развития.
Накопление знаний, развитие науки, создание новых техно¬логий и наукоемких производств неизбежно повышает требования к общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации каждого отдельного работника, все более смещая акцент на раз¬витии его духовных способностей как непременное условие способности к труду. В структуре рабочей силы в целом происходит сдвиг в том же направлении, т.е. доля работников умственного труда возрас¬тает, а доля работников физического труда убывает с одновре¬менным изменением содержания самого труда.
В окружающем нас мире происходит резкое, во много раз, сокращение числа менеджеров среднего звена ( в нашем понимании – начальников участков, мастеров, сменных инженеров и т.п.). Фирмы ориентируются нынче на самостоятель¬ность каждого работника, его самозанятость, работу в малых самоуправляемых командах. Самостоятельность в решениях стано¬вится одним из главных требований, предъявляемых к специалис¬ту. Причем, в этих условиях предпочтение отдается людям с бо¬лее высоким уровнем образования, в том числе даже для работы на рабочем конвейере.
Сейчас путь от начального обучения (всеми элементарно необходимыми сведениями) до высот максимального уровня развития науки и культуры необходимо человеку проходить в максимально сжатые сроки, отведенные ему для этого жизнью. Времени на неторопливую «раскачку» у него, как это было в прежние годы и эпохи, у него уже больше нет. Быстрое прохождение обучающей дистанции требует применения на практике оптимальных по затратам времени и эффективных по качеству усвоения - методов, способов, приемов и дидактических средств обучения.
Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности.
В современных же условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, увеличиваясь, день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать всем категориям обучаемых умения и навыки самостоятельно пополнять свои знания, чтобы они затем с их помощью начали уверенно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической, социально-экономической и жизненно-необходимой (в т.ч. сугубо специфической профессиональной) информации.
Быстрые темпы развития науки, техники, производства, а также духовных сфер ставит человека в такие условия, когда ему приходится решать такие задачи, появление которых невозможно было порою даже и предвидеть. В связи с этим перед системой образования во всем мире, остро стала проблема радикальной перестройки его целей, содержания, форм, методов, средств и всей его организации в соответствии с требованиями Нового Времени.
Коммуникативная революция конца ХХ века многократно увеличила скорость передачи информации, а вместе с ней и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Отражением этого является тот факт, что в новом обществе смена специальностей, профессии, работы все чаще происходит несколько раз на протяжении жизни конкретного человека. Многое в реальной жизни слишком быстро устаревает, и конкретный человек оказывается перед новым выбором, где ему вновь нужно принимать ответственное решение.
Самостоятельность и решительность становится необходимыми качествами человека новой эпохи. Необходимость быстро ориентироваться во все ускоряющемся потоке информации, быстро принимать решения и организовывать их воплощение приводят к новому социальному заказу к образованию. Динамичное, т.е. постоянно меняющееся общество должно иметь адекватное ему – и динамическое образование. Это требование времени вызывает к жизни такое его качество, как непрерывность образования.
Если раньше, в эпоху индустриализма, человек учился 10-15 лет, чтобы потом всю жизнь работать на выбранном (или назначенном ему) месте, то теперь полученное образование устаревает настолько быстро, что переучиваться нужно постоянно.
Непрерывность – одна из черт нового образования, присущая наступающей постиндустриальной эпохе. Знание теперь становится все более «недолговечным». Сегодняшние законы и закономерности уже завтра часто становится заблуждением, т.е. школа недалекого будущего должна «выдавать на гора» не только наиновейшую информацию, но главное дать способы работы с ней. Студенты (а еще лучше на стадии школьного образования), должны учиться отбрасывать старые идеи, не выдержавших испытание временем, но и знать, когда и как их нужно будет менять.
Словом, учащиеся и студенты должны в первую очередь «научиться учиться», а затем, если нужно и переучиваться. Новое образование должно научить человека классифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному понятию, и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет уже тот, кто не освоил главного - «не научился учиться».
Новая эра требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком – независимо от того, какие в ней заключены аспекты: биологические или материаловедческие, энергетические или медицинские. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная организация больших технологий приводит к тому, что былые профессии обеспечивают лишь одну – две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы. Нужны будут не только узкие специалисты, но и их опора в лице специалистов самого широкого профиля, ибо технологический подход требует от любого участника трудового процесса понимания и учета влияния самых разных факторов, ранее для него «посторонних». Индивиду теперь нужно быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда.
Для этого крайне необходимо уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т.д.
Высокая динамика разнообразных процессов и высокая текучесть рынка труда породили такую форму организации производственного процесса как проектная деятельность. Работники объединяются для реализации определенного проекта, после его реализации трудовой коллектив распадается, а отдельные участники перетекают в другие проекты уже в рамках других трудовых коллективов. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умения самостоятельно ставить цели и достигать их.
Такие важные качества личности не формировались в рамках старой системы образования, ибо новая требует от работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения. Такие качества необходимо приобрести в вузе, в первую очередь представителям в области геологии, горного дела, металлургии, т.е. представителям профессий от которых в первую очередь зависит техническая мощь государства, к специальностям, относящихся к категории государствообразующих.
Ибо обнаружение, добыча, переработка полезных ископаемых является главной компонентой развития современного общества. Она, как бы, определяет специфику развития того или иного государства и реальные пути движения, и место этого государства в глобальном мире…..
Поэтому процесс обучения в XXI веке должен быть переориентирован с информационно-логического на структуированно-(вследствие сжатия и преобразования информации)-методологическо-энтропийный, где главным средством познания мира и приобретения профессиональных знаний должна стать самостоятельная творческая работа обучаемых при направляющей и консультирующей деятельности всего профессорско-преподавательского состава вуза. Главная задача которых - помочь обучаемым, «выделить полезные сигналы на фоне информационных шумов различной мощности и частоты». Такая обучающая система позволит наиболее талантливым студентам получить добротное образование по лично-качественной траектории и в более сжатые сроки по сравнению со своими менее развитыми сокурсниками.
Поэтому нужна решительная смена парадигм образования, основные компоненты которой отражены в данной таблице.
Таблица 1
Компоненты парадигм Общество ХХ века Общество ХХ1 века
Ценности образование для общественного производства; образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры;
образование в интересах общества;
образование для производства
Мотивы учение обучаемых, как обязанность;
деятельность педагога как исполнение профессионального долга заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов,
заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними
Нормы ответственность за учение обучающихся несет педагог;
авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение;
авторитет педагога создается за счет его личностных качеств
Цели направленность учения на приобретение научных знаний;
учение в молодости как «запас на всю жизнь» направленность учения на овладение основами человеческой культуры и, в т. ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.);
учение в течение всей жизни
Позиции участников учебного процесса педагог передает знания;
педагог над обучающимися педагог создает условия для самостоятельного учения;
педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство
Формы и методы иерархический и авторитарный методы;
стабильная структура учебных дисциплин;
стабильные формы организации учебного процесса;
акцент на аудиторные занятия под руководством педагога демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы;
динамичная структура учебных дисциплин;
динамичные формы организации учебного процесса;
акцент на самостоятельную работу обучающихся
Средства
основным средством обучения является учебная книга учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ
Контроль и оценка контроль и оценка производятся преимущественно педагогом смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся
Высокообразованный человек – это не только безукоризненный специалист в своей об¬ласти, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знаю- щий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, владеющий несколькими язы¬ками и т.д.
Высокообразованные люди нужны любому коллективу професси¬оналов, который хочет добиться результатов, в т.ч. и конкурентоспособ¬ных на мировом рынке.
Литература
1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. .
2. Профессиональная педагогика. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: ЭГВЕС, 2009.
Свидетельство о публикации №223040901435