Эх баня, банька русская

Сколько себя Серега помнит, всегда ему нравилась русская баня. Батя брал его еще пятилетним мальцом в общественную баню. Баня была ну просто огромной. В помывочном зале могло легко разместиться до пятидесяти человек. Несмотря на это, в банный день – а это было один раз в неделю – нужно было выстоять очередь. Благо на пути этой очереди была пивнушка, где из пузатых деревянных бочек страждущим разливали по таким же пузатым, как бочка, стеклянным кружкам, пиво под названием «Жигулевское». А страждущими в очереди были, пожалуй, все, за исключением несовершеннолетних пацанов, которых отцы приводили с собой в эту общественную баню. В помывочном зале царила невероятно веселая атмосфера. Дядьки, которые стоя в очереди, уже отхлебнули по паре, а то и больше, пол-литровых кружек пива, были настроены игриво. Между вместе пришедшими друзьями то и дело возникали шуточные игрища: то холодной водой друг друга окатят, то мочалку или мыло уведут и ржут, как кони. То начнут рассуждать о каких-то телках, смеясь и подначивая друг друга еще громче. При этом в их речи присутствовали какие-то незнакомые Сереге, к тому же очень затейливые слова и обороты речи, которых малец еще никогда и не слышал. Иногда, правда, проскакивали и знакомые дедушкины обороты речи, которые тот называл необходимым матом для связки слов в предложениях. Отец Сереги в бане всегда говорил ему, чтобы малец эти слова не запоминал и ими в своей речи никогда бы не пользовался. Все дядьки, которые пользовались этим матерным лексиконом, были в основной своей массе в татуировках. Как отец объяснял, эти росписи на телах были сделаны на армейской службе во время войны или в тюрьмах, из которых сидельцев выпустили в 1956 году по амнистии после смерти Сталина. У отца Сереги на запястье одной из рук тоже была небольшая татуировка в виде цветка то ли ромашки, то ли подсолнуха. Как он говорил, ее он наколол тоже в армии во время войны.
В эту баню Серега в конце своей учебы в школе ходил и в одиночестве, когда батя не мог с ним пойти, и с друзьями. Часто хаживали туда с двоюродным братом Саней. Тот, хотя и был на несколько лет моложе Сереги, был очень шустрым и предприимчивым мальчишкой. С некоторых пор братья увлеклись парилкой. Им очень нравилось охаживать себя березовым веничком, подбросив на разогретые до красна камни воду с добавлением туда пива. Да еще в веник вставляли веточку мяты, душицы или полыни, что давало особый аромат пару. В парилке обычно было ну прямо не протолкнуться. Вот Санек и решил однажды поразогнать публику. Он подкинул на камни такое количество горячей воды, что завернулись не только уши, но даже дышать стало невтерпеж. Вот все дядьки и сбежали из парилки, а Саня с Серегой, несмотря на невыносимый жар, остались. И настолько со временем привыкли к такой изуверской к себе процедуре, что даже веником парились. При этом ни варежек, ни «буденновок» на голове не использовали. Когда же появлялись в парилке и начинали готовится к приему такой, ставшей для них обычной процедуры, мужики, обзывая их сталеварами, покидали парилку, оставляя ее в полном распоряжении довольных собой братьев.
Но закончилось детство. И в ленинградском студенчестве нельзя было похвастаться посещением бани. И времени было мало. Учеба и занятие почти профессионально спортом - легкой атлетикой – не оставляли времени на баню. Правда, сауна в Зимнем дворце спорта, где Серега тренировался, была, но это не русская баня, по которой так скучали тело и душа. В сауне и пар не мокрый, да и веничком обмахнуться запрещено. Но на безрыбье и рак – рыба. Так потихоньку и к сауне Серега тоже привык и довольствовался даже этим малым счастьем разогрева души, которая мечтала о березовом веничке и о настоящей, а не финской парной.
А потом была Германия. Серега там учился в Дрезденском техническом университете. Вот там-то о бане только мечтать и приходилось. Немцы, сокурсники Сереги, знали о русской бане только то, что русские там совершают экзекуции над чем-то провинившимися людьми, избивая их вениками из березовых прутьев. И доказать им, что русская баня доставляет наслаждение и что после нее чувствуешь себя заново рожденным младенцем, ну просто невозможно. Только один раз, будучи в гостях у родителей однокашницы будущей жены Сереги, он смог воспользоваться сауной, причем даже получив разрешение хозяев подбросить на камни водицы и воспользоваться березовым веничком. Отец этой однокашницы возглавлял профсоюзную организацию города Берлина. Причем, видимо, по партийной и профсоюзной работе часто встречался со своими российскими коллегами и знал, что такое русская баня. Вот это было здорово! Просто кайф, по выражению сегодняшней молодежи!
А потом были семейные будни. Сначала семейное общежитие во Владимире, потом работа в качестве советского специалиста в ГДР, где русские бани практиковались только в военных городках Группы советских войск в Германии. А немцы все так же рассказывали о пытках в русских банях. И только по возвращении на Родину и после переезда семьи Сереги в Нижнекамск, где Серега работал на крупном химкомбинате и где почти в каждом цехе наличествовала русская баня, возобновилась банная эпопея Сереги. И росла его любовь к этому воистину оздоровительному, особенно в возрасте, мероприятию. Тут не только душа молодеет, а и тело рождается как бы вновь. После бани и кости не ломит. И печень отдыхает, когда все токсины выводятся через поры кожи при нагреве тела в парилке. Благодать, да и только. Ну а когда в большой квартире у Сереги появилась своя парная, он стал принимать банные процедуры уже два раза в неделю: один раз дома, а второй с друзьями – банщиками в одной из бань на территории химкомбината. И настолько сдружились, что праздники: Новый год, Восьмое марта и другие семьями стали отмечать. На дни рождения друг к другу ходили. И кроме того, сложился отличный песенный коллектив. Душа ведь заново после бани рождается. И из нее обязательно рвется любимая тебе песня. Вот и у каждого банщика была такая песня. И ее он начинал, а припев подхватывали все. Хороший был коллектив до тех пор, пока не пришла пенсионная пора. А потом все постепенно сошло на нет. Правда по телефону еще общаются, вспоминая былые банные приключения, коих тоже было немало.
А вот Серега построил дом в деревне. И отдельно от дома построил так любимую им русскую баню с топкой на дровах. Именно на дровах должна быть русская баня. В ней и духман совсем другой, не сравнимый с баней, в которой нагрев осуществляется газом или электричеством. И обязательно должен быть, пусть хоть и маленький, но бассейн с холодной водой, в который можно окунуться после парилки, чтобы от разницы температур душа твоя наполнилась восторгом, по телу побежали бы мурашки, а ты запел бы свою любимую песню. А зимой обязательно в снег или в прорубь, если такая возможность есть. И ты чувствуешь, как здоровый дух просто заполняет тебя. А хворь, если она и посетила тебя ненароком, вдруг после бани куда-то бесследно исчезает.
Легкого пара Вам в русской бане и долгих лет без болезней!


Рецензии